Поиск на сайте

Без «большой воды» у восточных районов края нет перспектив соцразвития. Ответственность полностью несёт краевая власть

 
Тяжёлая же ноша ему досталась
 

Депутатские наказы Дмитрий Сокуренко услышал уже на заседании конкурсной комиссии, которая и утвердила его новым главой администрации. Глава крупнейшей в районе агрофирмы и председатель депутатской группы «Восточные районы Ставрополья» в краевой думе Иван Киц несколько раз вспоминал, что в Нефтекумске уже третий год никак не могут реконструировать муниципальный спорткомплекс «Старт» с плавательным бассейном на улице Ленина.

Еще в феврале 2012 года мэрия провела торги на сумму почти 29 млн. рублей: подрядчиком было выбрано ООО «СМУ-1 Ставропольпромстрой». Фактически здание предстояло перестроить заново, начиная с ремонта фасада и отмостки и заканчивая заменой всех инженерных сетей. Однако фирма сроки работ сорвала, и спустя полгода глава администрации Сергей Евдокимов контракт с ней расторгнул.

Остаток средств, которые так и не были потрачены (почти 10 млн. рублей), пришлось вернуть в краевой бюджет. Но одному Дмитрию Сокуренко, правда, эту проблему разрешить не по силам: объект находится в ведении города, а не района. Поэтому не обойтись без вмешательства губернатора.

Заказчиком-застройщиком по многострадальному «Старту» было краевое ГУП «Управление капитального строительства», выбранное на основе муниципального конкурса (кстати, безальтернативного). Предприятие из бюджета даже успело получить за свои услуги почти полмиллиона рублей, да только впустую – ведь спорткомплекс так и не реконструирован.

В точно такой же скандальной истории этот ГУП засветился и в Апанасенковском районе, где в селе Дивном тяп-ляп строится спортивный комплекс стоимостью почти 40 млн. рублей. Точнее, уже не строится: подрядчик, ООО Строй-лидер-В», все сроки сдачи сорвал, сейчас работы заморожены, а администрация района требует от фирмы вернуть всю сумму до копеечки.

Причем недостроенный спорткомплекс, похоже, придется разбирать до основания и строить заново:  работы с самого начала велись с грубейшими нарушениями. И все это под носом у ГУП «Управление капитального строительства», которое получило из бюджета 846 тысяч рублей на технический контроль («Открытая» подробно писала об этом в статье «Чемпионат края по коррупции» в №19 от 21 мая с.г.).

Может, пора уже губернатору всерьез разобраться с этим сомнительным ГУПом, по вине которого провалена программа по обеспечению востока Ставрополья социальными объектами?!

Из этой истории понятно, что глава администрации района (будь то Нефтекумский или какой-то иной) – отнюдь не полновластный хозяин своей муниципальной вотчины, а лишь винтик в огромной бюрократической машине. Машине неповоротливой, для которой любой колхоз, детсад или стадион – это лишь набор цифирок в отчете об освоении бюджетных средств.

 
Налоговый ад душит депрессивные районы
 

Что за тяжелейшая ноша ему досталась, Дмитрий Сокуренко, видимо, понял уже в день своего назначения на заседании районного совета. На нем принималось два отчета: об исполнении районного бюджета за прошлый год и за первый квартал нынешнего.

За оба отчета, правда, депутаты проголосовали без всякой дискуссии: обсуждали их заранее, на публичных слушаниях. Хотя поговорить о столь важном не мешало бы еще один раз.

Итак, бюджет Нефтекумского района в прошлом году составил 1,1 млрд. рублей, а в текущем доходы запланированы на 45 млн. рублей меньше.

Впрочем, реальные показатели окажутся, видимо, еще «худее» прогнозных. По крайней мере, по итогам первого квартала собираемость собственных доходов (налоговых и неналоговых) на Нефтекумье снизилась, а вот доля безвозмездных перечислений, напротив, чуть выросла.

Существеннее всего сократились те категории налогов, которые являются основными для местных бюджетов: это НДФЛ, налог на доходы физических лиц (минус 15%) и ЕНВД, единый налог на вмененный доход (минус 21%).

Что касается НДФЛ, то Бюджетный кодекс РФ в нынешнем году сократил обязательные отчисления этого вида налогов в бюджеты муниципальных районов с 37 до 32 процентов.

Связано это с тем, что отныне с муниципального на краевой уровень передаются полномочия по дошкольному образованию. Таковы требования нового федерального закона «Об образовании», вступающего в силу с нынешнего года. А годом ранее, напомню, у местных чиновников забрали право на медицинское обслуживание населения, которое теперь также осуществляют региональные власти в лице минздрава.

Странная в России все-таки налоговая политика. Федеральные власти призывают местных чиновников стимулировать экономику и повышать уровень жизни населения, а при этом все «излишки» из бюджетов выгребают. Например, подоходный налог во всех цивилизованных странах является стопроцентно местным и идет напрямую на развитие муниципалитетов, будь то крошечное село или город-миллионник.

А в нашей стране все наоборот: муниципальным властям оставляют жалкие крохи от собранного НДФЛ, а львиную долю забирают в региональный бюджет. А потом местные главы ходят с протянутой рукой, поскольку у них нет денег на самые насущные нужды – ремонт дорог и водопроводов, благоустройство, образование...

В Нефтекумском районе что в нынешнем, что в ближайшие два года уровень дотационности бюджета будет более 80%. Причем если по итогам прошлого года дефицит составил 4 млн. рублей, то в нынешнем планируется уже на уровне 35 миллионов.

По этой же причине, кстати, депутатам Нефтекумья пришлось повышать коэффициент, влияющий на размер собираемого ЕНВД. Предприниматели, конечно, возроптали, но если не повышать местные налоги, то завтра в районном бюджете будет еще большая дыра, которую закрывать нечем.

 
Без большой воды жизни не будет
 

Восток края, как известно, – зона рискованного земледелия, где на протяжении десятков километров вдоль плохоньких автострад тянутся песчаные буруны или голые кочки. Самое большое богатство – вода, без которой жизнь тут немыслима. Правда, еще в советские годы здесь начали создавать мелиоративную систему, но многие проекты так и не были реализованы.

Правда, в 2007 году отремонтировали часть Ногайского водного тракта – это один из крупнейших на юге России каналов длиной 80 километров, который обеспечивает водой 10 тысяч гектаров (в том числе сенокосы).

Канал важен не только для подачи поливной воды на сельхозугодья, но и в жизнеобеспечении многих населенных пунктов. Но все равно работы еще непочатый край: канал сильно заилен, зарос камышом, поэтому вода часто не доходит до потребителя, а местами разливается и затапливает прилегающие земли.

Большая головная боль для властей – это состояние Горько-Балковского водохранилища, которое является одним из крупнейших внутренних водоемов на засушливом востоке и входит в Караногайскую оросительную систему. Оно расположено западнее аула Кара-Тюбе, на границе Нефтекумского и Буденновского районов (гидроузел лежит в границах поселка Терский: центральную усадьбу одноименного совхоза затопили в 1986 году, наполняя ложе водохранилища).

Водохранилище должно обеспечивать водой 35 тысяч гектаров, а также предотвращать подтопление нефтепромыслов. Правда, со своей задачей справляется кое-как. Ведь водоем так и не смогли вывести на требуемые показатели: его объем, по проекту, должен был составлять 150 млн. кубометров, а в реальности – на порядок меньше; площадь акватории вместо 22 кв.км составляет всего пять...

Начали строить его еще при Горбачеве, да так и не завершили: с развалом СССР средства на мелиорацию в бюджете кончились. Сейчас готовность плотины составляет 85-90% (не установлены даже электромоторы), и эксплуатируется она с 1991 года лишь по временной схеме.

К слову, Горько-Балковское водохранилище – единственное на Ставрополье, которое так и стоит недостроенным, все прочие давно введены в эксплуатацию (пусть даже и с меньшим объемом, как, например, Грушевское).

В девяностые годы краевые власти неоднократно пытались выбить в федеральной казне средства на этот важнейший для востока края объект, но все безуспешно.

В программах социально-экономического развития Ставрополья неоднократно назывались и конкретные даты его окончательного ввода в эксплуатацию: сначала 1996 год, затем 2003, 2007...

И вот теперь, если верить федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения», принятой правительством РФ, этот объект должен быть сдан не позднее 2018 года.

Хотя гидротехнические сооружения до этого срока могут просто не дотянуть: как установила прошлогодняя проверка районной прокуратуры, водохранилище находится в критическом состоянии.

Техническое состояние водоема нерегулируемое, поэтому при прохождении по реке Горькая Балка стихийных паводков плотина может просто не выдержать напора воды и рухнуть. А в зоне подтопления окажется несколько населенных пунктов, в том числе Ачикулак и Терский.

Проведя проверку, прокурор Нефтекумского района Роман Алферов прошлой осенью обратился с иском к краевому управлению «Ставропольмелиоводхоз», требуя снизить уровень воды в водохранилище.

Оказалось, что сделать это не так-то просто. Еще три года назад краевой минсельхоз сдал водоем в аренду агрообъединению «Буденновское» для рекреационных целей сроком на 20 лет.

Кооператив впустил сюда рыбу, обустроил зону отдыха и, естественно, при снижении уровня воды понес бы огромные потери (всю выпущенную в водохранилище рыбу промысловых пород пришлось бы грузовиками вывозить в окрестные озера).

Как видно, ситуация очень сложная. Думается, даже сам Дмитрий Сокуренко как глава администрации района не сумел бы на нее повлиять: нужна политическая воля первого лица края, чтобы как можно скорее достроить Горько-Балковское водохранилище.

И как тут не вспомнить, что были еще и планы по строительству нового водохранилища в засушливой зоне на границе Степновского и Курского районов... Но в этом случае дальше бумаг дело вообще не продвинулось.

Недавно на Ставрополье побывала официальная делегация Всемирного банка, который готов финансировать инфраструктурные проекты на востоке края. Как рассказала приехавшим банкирам врио директора управления «Ставропольмелиоводхоз» Антонина Маслова, уже разработана программа по модернизации краевых оросительных сетей до 2020 года.

Цифры таковы. Сегодня гидротехнические сооружения на востоке Ставрополья могут гарантированно обеспечить подачу 1320 млрд. кубометров воды ежегодно, из которых 675 млн. кубометров – на орошение земель (поливных и неполивных).

Реально же за прошлый год через каналы прошло лишь 570 млн. кубометров, из которых только 142 миллиона направлены на орошение полей. То есть почти впятеро меньше, чем позволяют технические возможности мелиоративной системы (кстати, крупнейшей в Европе).

Сегодня на востоке Ставрополья может орошаться 125 тысяч гектаров, реально же – лишь 89 тысяч. Однако, по словам Антонины Масловой, эту площадь можно нарастить еще на 71 тысячу гектаров (за счет реконструкции уже существующих сетей и строительства новых), в том числе орошаемых виноградников может стать больше на 1-1,5 тысячи гектаров.

«Без мелиорации ни одна отрасль в крае – ни виноградарство, ни молочное животноводство, ни овощеводство – не сможет дальше развиваться! Вода на востоке края есть, мы готовы обеспечить водоподачу за счет государственных субсидий и вложений Всемирного банка», – говорит Антонина Маслова.

 
Не нужен нам овощ турецкий!
 

По подсчетам Антонины Масловой, на программу модернизации требуется порядка 14,2 млрд. рублей (в том числе 642 миллиона – на восстановление пропускной способности уже существующих сетей). Программа модернизации, разработанная «Ставропольмелиоводхозом», рассчитана до 2020 года, однако есть задачи и на более отдаленный срок, говорит Маслова.

Речь о строительстве пятой очереди Большого Ставропольского канала (БСК-V), которая позволит обеспечить водой сразу шесть засушливых районов края: Апанасенковский, Арзгирский, Буденновский, Благодарненский, Петровский и Туркменский. Только лишь в одном из них, Туркменском, удастся дополнительно оросить 70 тысяч гектаров.

Ставрополью есть на кого равняться: например, расположенный в песках Израиль, благодаря развитой мелиорации, выращивает и экспортирует свою сельхозпродукцию за рубеж. В том числе и в наш край, где на прилавках можно отыскать израильскую морковку, чеснок, редис... А почему не наоборот?

Почему нефтекумскую картошку или кочубеевские огурцы не продают в Тель-Авиве и Хайфе?! Ведь инвестиционная программа «Ставропольмелиоводхоза» позволит увеличить валовый сбор овощей на востоке края на 200-250 тысяч тонн ежегодно, а винограда – на 10 тысяч тонн. Однако, похоже, это лишь мечты...

Правительство края должно было подписать соглашение со Всемирным банком, готовым вкладывать средства в модернизацию мелиорации на востоке Ставрополья. Подпись обязался поставить вице-премьер Андрей Мурга, но в последний момент делать это отказался, о чем «Открытая» рассказала в статье «Кто подставил губернатора?» (№19 от 21 мая с.г.).

И вот почему. Мурга – из тех краевых чиновников, у которых нет никакого желания заниматься развитием восточных районов Ставрополья. Для них, привыкших к тиши кондиционированных кабинетов, это не сулит ни денег, ни славы. И в этом вице-премьер сам признался на недавнем заседании правительства, посвященном развитию животноводства в восточной зоне.

«Ну вот у нас часто говорят: мол, восточные районы, мы больные, работать не хотим, не можем. Хотя здесь, как мне кажется, живут самые крепкие, самые закаленные люди, которые выживают в самых сложных условиях, и этим нужно гордиться. Знаете, как в анекдоте: мы с таким настроением слона не продадим», – обозначил свою позицию Мурга.

Вот уж точно, с таким настроением мы восток Ставрополья не поднимем! Пока чиновники вместо словоблудия не займутся реальными делами, направленными на адресную поддержку депрессивных территорий. А то, что восточные районы края требуют особого внимания, целевых программ развития и государственных инвестиций, – это факт. И не понимать этого – преступление против всего Ставропольского края!

 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях