Поиск на сайте

В очередной раз на Северном Кавказе заговорили о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Аргун-Черкесск-Ставрополь», объединяющей сразу три региона: Чечню, Карачаево-Черкесию и Ставрополье. Если проект состоится, он станет первой в России ОЭЗ, включающей сразу несколько регионов

 
На создание ОЭЗ отпущено три месяца, еще полтора-два года уйдет на организацию производственного процесса и строительство новых предприятий. По мнению специалистов, создание особой экономической зоны должно помочь объединить имеющиеся в трех регионах промышленные комплексы, транспортную инфраструктуру и трудовые кадры.
Суть проекта заключается в укреплении промышленности во всех трех регионах путем предоставления предприятиям льготных условий. При этом основной специализацией станет развитие автомобильной промышленности, а резидентами - предприятия «Юг Авто» (Грозный), Derways (Черкесск) и «Ставропольавто» (Шпаковский район). 
Единственное действующее предприятие - это автозавод Derways под Черкесском, выпускающий недорогие китайские авто Lifan и Geely. ООО «Юг Авто» - автосборочное предприятие мощностью 100 тыс. автомобилей в год - только собираются строить под Аргуном.
Нет и завода «Ставропольавто». Под его строительство выделено около 200 гектаров земли в Шпаковском районе (выкупил черкесский завод), а инвестор (российская компания, название которой не разглашается) готов вложить в дело 6 млрд. рублей. По данным министерства промышленности края, первая очередь предприятия мощностью 100 тыс. автомобилей в год должна быть запущена уже в конце следующего года. Работу здесь получат около 4 тыс. человек.
Больше всего положительных отзывов о создании ОЭЗ прозвучало от чиновников Чечни и КЧР. Так, решающим фактором при принятии решения о создании ОЭЗ, по словам министра промышленности и энергетики Чечни Галаса Таймасханова, стал большой экономический потенциал этих регионов.
- Наши действия по созданию ОЭЗ обусловлены выгодным географическим положением регионов, наличием развивающихся промышленных комплексов, транспортной инфраструктуры, избыточных трудовых ресурсов.
А вот критика прозвучала только на Ставрополье. Например, президент торгово-промышленной палаты края Борис Оболенец считает, что соглашение о создании ОЭЗ было принято стихийно, без должных проработок со стороны трех регионов, вошедших в нее, а потому ждать положительного эффекта от реализации идеи можно бесконечно долго.
По словам Оболенца, в таких серьезных делах начинать надо с написания промышленной политики. У нас в крае вообще слабое понимание того, какие производства нужны и для чего. Кто-то внес предложение об ОЭЗ, за него чиновники ухватились, посыпались обещания построить заводы, создать тысячи рабочих мест, выпускать сотни тысяч машин в год, озолотить бюджет… Все это очень напоминает пиар-кампанию. Но как только происходит смена главы региона, так сразу прежние фантастические планы уступают новым, не менее фантастичным.
Вместо того чтобы строить «то, не знаю что», Борис Оболенец советует ставропольскому правительству заняться индикативным планированием с целью помочь хозяйствующим субъектам, исходя из видения экономического будущего региона. Поменять такое планирование персонифицированными контактами не просто утопично, но и опасно.
Стоит сказать, что о развитии автомобильной промышленности на территории края говорят давно. Так, в 2011 году СМИ рассказали, что ставропольская делегация во главе с губернатором Гаевским побывала в Польше, где подписала соглашение о намерениях совместного строительства автомобильного кластера в Шпаковском районе. Инициатором создания кластера выступил международный консорциум «Интеграл».  Планировалось производить до 65 тысяч автомобилей (коммерческие грузовики легкого класса) в год.
В 2012 году информагентства сообщили, что черкесская компания Derways вложит 4,3 млрд. рублей в строительство автозавода легковых автомобилей на базе регионального индустриального парка «Невинномысск». Мощность завода - 100 тыс. машин в год. Планировалось, что завод введут в эксплуатацию в этом году, обеспечив жителей Невинномысска 2,5 тыс. рабочих мест.
 
Афанасий
КРЖИЖАНОВСКИЙ
 
Дмитрий Саматов28 марта 2014, 12:54
 
 
 
 

Я очень сомневаюсь, что Борис Андреевич мог дать такой негативный комментарий. Президент ТПП СК наоборот должен ратовать за развитие реального сектора экономики. Идея создание свободной экономической зоны в границах СКФО однозначно необходима для развития обрабатывающих производств и Ставропольский край наиболее к ней готов.Такой проект под силу продавить только полпреду в СКФО Хлопонину в статусе зампреда Правительства РФ. Тема не нова, еще в 2009 году мы разрабатывали стратегию социально-экономического развития Ставропольского края где эти моменты были прописаны. В ведомственной стратегии минпрома края, где черным по белому писали о необходимости создания такой свободной зоны промышленно-производственного типа, и даже привязывали ее к землям вокруг аэропорта Ставрополь. Так же в стратегии был сделан анализ конкурентоспособности наших отраслей и определены несколько направлений развития в обрабатывающих производствах, машиностроение один из них. Да, была эпопея с ИНТРАЛОМ, лично участвовал в переговорах в Варшаве. После поездки в Польшу понял, что инвестор водит за нас нос.Инвестором предлагалось перевести законсервированное оборудование завода из Польши(по его оценке стоимость 3 млрд.руб.) в край. Перед поездкой договаривались с инвестором, что он покажет нам это оборудование, но под различными предлогами тема замылилась. После этого я начал поиск другого инвестора и в результате убедил Дервейс зайти к нам. Сегодня необходимо говорить не о строительстве заводов в будущей свободно-экономической зоне, а о развитии локального производства комплектующих и основных узлов для обеспечения зарождающегося автопрома, это даст мощный толчек в развитии обрабатывающих производств. Для сборки иностранных моделей производитель заключает, как правило соглашение с Минпромторгом РФ, где прописаны этапы локализации производства комплектующих в России, а за это производитель имеет на определенное время нулевую таможенную пошлину на ввоз комплектующих из-за рубежа.Уже сейчас необходимо раскачивать краевые предприятия для перерстройки под стандарты автопрома и давать им максимальные преференции от государства. На сегодняшний день мы уже производим продукцию для автопрома на заводах Атлант,Волна,Цитрон и др. Необходимо идти к кластеризации предприятий под автопром и развивать шлейф производств на основе продукции Ставролена, Завода химических реактивов, текстильной и легкой промышленности и т.д. Я полагаю, что эти задачи должны стать самыми приоритетными в ближайшее время. т.к. это ведет к развитию высокотехнологичных производств о чем говорят Указы Президента РФ изданные в мае 2012 года. А индикаторы которых мы должны достичь имеются, они расписаны в стратегии развития промышленного комплекса края и среднесрочных планах и соответствуют Указам Президента РФ.. С уважением, Дмитрий Саматов

Капустин20 марта 2014, 17:28
 
 
 
 

Поддерживаю во всем Дмитрия Рафаиловича. Довелось с Вами работать. Знаю сколько Вы сил вложили в развитие нашего края. Только Вам было по силу сделать на Ставрополье такой проект как "Дервейс" . Я горжусь тем что я знаком с Вами.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях