Поиск на сайте

Исполнительная власть Ставропольского края ищет новые пути пополнения краевой казны
 
На минувшей неделе курирующий экономический блок вице-премьер краевого правительства Анатолий Воропаев, выполняя свое обещание, собрал журналистов на брифинг, чтобы рассказать о социально-экономическом развитии Ставрополья за девять месяцев этого года. Однако планируемая блицбеседа вылилась в расширенную пресс-конференцию, на которой вице-премьер не только отчитался перед прессой за работу исполнительной власти в области экономики, но и поделился своим пониманием политической ситуации в крае.
 
- На любой ваш вопрос отвечу со всей искренностью, ограничить которую может только одно – степень моей информированности, - предварил встречу вице-премьер.
Итак, доходная часть краевого бюджета исполнена на 97,5% к плану десяти месяцев, и это, по убеждению Анатолия Воропаева, очень неплохой результат. В частности, поступления от использования госимущества составили 154%, от аренды за землю – 150,9%.
- Для непосвященных это лишь «голые» цифры, но для меня как экономиста они звучат прекрасной музыкой, - не скрывая удовольствия, заметил Воропаев. – Между тем некоторые местные политические деятели пытаются использовать их в своих конъюнктурных целях: цифры, мол, не более чем ошибки в планировании бюджета. Получается, что любые достижения можно обернуть в недостатки? При желании, думаю, можно. И хотя экономика - наука точная, но даже она не лишена известного философского подхода: считать ли полстакана воды наполовину полным или наполовину пустым. Но я хотел бы взглянуть на вещи по возможности объективно и доказать, что исполнение краевого бюджета – это не случайный процесс, а кропотливый совместный труд правительства и Думы, результат многих организационных мероприятий министерств, ведомств, комитетов, комиссий.
Например, на днях состоялось очередное заседание комиссии, отвечающей за наполнение казны налогами. Были проанализированы отчисления 600 крупнейших предприятий Ставрополья. Пока картина нерадостная. Что получается: многие заводы, сельхозпредприятия, фабрики вполне успешно работают, повсеместно торгуют своей продукцией, их директора разъезжают на шикарных авто, но вот прибыли, по документам, предприятия не получают. Не правда ли странно? Более чем. Поэтому в самое ближайшее время комиссия в индивидуальном порядке выяснит, получают ли предприятия прибыль, и если да, то почему не платят налоги.
Аналогичный подход уже апробирован на 12,5 тысячах работодателей края, которые официально платили своим сотрудникам зарплату меньше прожиточного минимума. При первой встрече руководители говорили одно: больше не зарабатываем, едва сводим концы с концами. Но стоило копнуть бухгалтерские документы, как треть работодателей тут же подняли зарплаты; еще треть сделают это со дня на день. Оставшаяся часть работодателей пока продолжает отстаивать образ нищих,но каждого из них ждет детальная проверка.
Так не только выходят громадные суммы из тени, пополняя ими бюджет, но и сокращается число льготников, например, по тем же коммунальным платежам. А это приличные деньги. Разве это не попытка, причем вполне удавшаяся, выстроить систему эффективного распоряжения казенными деньгами? И это, по словам Воропаева, стало возможным благодаря активной позиции руководителей налоговой службы, за что им большое спасибо.
Огромный налоговый потенциал кроется и в сборе арендных платежей за землю. Чтобы наглядно оценить потери бюджета, достаточно сказать, что в целом по краю размежевано 72% земельных участков, 58% поставлено на кадастровый учет, а зарегистрировано – лишь 32%. Причем на некоторых территориях эти цифры вообще катастрофически малы: например, в Кочубеевском районе размежевано всего 8% земель, в Курском районе – 18%… Так вот, если при трети зарегистрированных земельных участков, за неполный год удалось в полтора раза перевыполнить план по сбору арендной платы за землю, как же можно увеличить казну, полностью упорядочив земельные отношения?   
 Но крестьяне почему-то не торопятся регистрировать право на землю. Боятся будущих отчислений? Вряд ли. Дело тут вот в чем: мало того, что за процедуру перерегистрации земли крестьянин вынужден в среднем заплатить 15-20 тысяч рублей, но ему еще предстоит, и это главное, потратить уйму драгоценного времени. Именно это и подвигло правительство взяться за разработку сразу нескольких, откровенно революционных законов в сфере земельных отношений. Не исключено, правда, что затрагивающие саму суть земельных вопросов документы вызовут неприятие некоторых депутатов, но всему свое время.
В корне изменились подходы исполнительной власти и к планированию бюджета. Отныне руководитель каждого министерства и ведомства должен аргументированно защитить перед специально созданной комиссией каждую строчку планируемых расходов, как и в какие сроки будут освоены деньги, но главное – представить конечный результат своей работы. Планомерно министерства лишаются дублирующих функций, и причина тому одна: у семи нянек дитя без глазу, и за любое дело должен отвечать конкретный чиновник.
На полную катушку запущена работа по федеральному закону о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд – в неделю проводится около полусотни конкурсов. О том, как закон позволяет экономить бюджетные деньги, видно на конкретных примерах. Так, в прошлом месяце прошел конкурс среди фирм по межеванию земли при стартовой заявке 56 млн. рублей. В итоге победила организация с заявкой на сумму 45 млн. рублей. Или, закупая компьютеры для министерства финансов, сэкономили 35 % от начальной заявки. 
В ближайших планах правительства – подготовка ставропольской делегации к национальной выставке в КНР. Смысл вояжа по-прежнему остается в презентации и продвижении инвестиционного потенциала Ставрополья, а также продукции отдельных предприятий, в число которых вошли известные своими продуктами и разработками невинномысский «Арнест», «Кавказтрансгаз», «Энергомера». Список фирм – участников делегации в Китай далеко не случаен. Каждое предприятие прошло жесткий отбор, в первую очередь учитывающий возможность его выхода на международный уровень, контакты с зарубежными партнерами.
- Помимо текущих дел мы плотно работаем над бюджетом 2007 года, концепцию которого не так давно одобрили депутаты краевой Думы, - рассказал Анатолий Воропаев. – Каким он будет? Пока с определенностью можно сказать, что бюджет останется социально-ориентированным (около 67% его пойдет на социальные нужды). Основная же задача экономического блока правительства состоит в том, чтобы бюджет-2007 вырос на 30-35%.
А это, надо признать, планы не просто амбициозные, но требующие серьезной, на износ, работы. Удастся ли? Посмотрим.
К политике вице-премьер перешел после вопроса корреспондента «Открытой» о том, как в правительстве края оценивают итоги состоявшихся 8 октября муниципальных выборов.
- Если в целом, то результатами выборов мы довольны, и во многом они также заслуга краевой власти, - пояснил Анатолий Воропаев. – Разве что вызывает недоумение позиция местного отделения «Единой России», огульно критикующего исполнительную власть края, зачастую непрофессионально распоряжаясь цифрами и экономическими показателями, которые к тому же давно устарели.
Уверен, что тем самым местные руководители «Единой России» снижают потенциал партии. На этот счет им нужно крепко задуматься, особенно накануне выборов в краевую Думу. А то, что ставропольские единороссы не допускали во время выборов резких выпадов в адрес правительства, только добавило им голосов.
- В нынешней оценке деятельности краевого правительства, на мой взгляд, много нервов. Но если наши оппоненты нервничают, значит, мы на правильном пути, - заключил Анатолий Воропаев.
 

Олег ПАРФЕНОВ 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях