Поиск на сайте

Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают. 

Альберт ЭЙНШТЕЙН (1879-1955), физик-теоретик, создатель теории относительности, Нобелевский лауреат 

 

Одна из самых больших трагедий нашего времени заключена в отношении к человеку. Нет уважения к личности. Вместо него — безразличие, пренебрежение. 

Леонид ЯРМОЛЬНИК, актер и продюсер 

Читатель рассуждает 

...Это было не с тобою. Не со мной. 
Неужели лишь поэтому привычно 
укрываться, как за каменной стеной, 
за сомнительным словечком «нетипично»? 
 
Не заметим. Отмахнёмся. Промолчим. 
А молчанье, как и прежде, знак согласья. 
У жестокости есть множество причин. 
Безразличье - тоже форма соучастья. 
 
Где впервые я отвёл трусливый взгляд? 
Как стихи мои утратили сердечность? 
В фильмах гангстерские выстрелы гремят. 
Человечеству грозит бесчеловечность. 
 
Николай ДОБРОНРАВОВ, 
отрывок из стихотворения «Жестокость»,1985 г. 
 

Вы не заметили ожесточения в отношениях между людьми в последние годы? Этот вопрос я задаю своим знакомым, столкнувшись с очередным хамством незнакомцев на улице, в транспорте, в магазине…  

И даже в госучреждениях, где и так-то некоторые разговаривают через губу, а сейчас не допросишься человеческого ответа на обращенный к ним вопрос: то ирония, то издевка, а то молча — просто презрительный взгляд… 

Многие подтверждают: да, заметили, все какие-то нервные, дерганые, время ускоряется. Всё на бегу, всё наспех, за все хватаешься и ничего не успеваешь, усталость, раздражение, срываешься на всех — даже на своих стариках и детях, а уж на других выместить «всю желчь и всю досаду» — уже и запросто. 

Но замечаешь, что жизнь становится опаснее: на вечерней улице обходишь группу гогочущих подростков, ускоряешь шаг, когда такие « детишки» задирают одинокого мальчишку, отмалчиваешься и быстро уходишь, когда продавщица матом объясняет старушке «правила торговли» … 

Послушайте, а что происходит в мозгах взрослых, какие жестокости они творят, когда ощущают собственную власть над слабыми. Я до сих пор не могу успокоиться, когда вспоминаю содержание заметок в ставропольской газете под заголовком: «Воспитательница, заставившая детей плевать в мальчика, уволилась из детсада».  

В этой же газете прочла, как другая детсадовская воспитательница малыша била лбом об пол, заставляла «каяться» за какие-то его неверные слова. 

В центральной газете читаю, что водитель маршрутки высадил ребенка на мороз за то, что не нашлось денег за проезд… А взрослые в маршрутке, что они, подлецы, делали — в окно смотрели?  

В таких случаях, говорят, испытываешь «испанский стыд, то есть стыд за поведение другого человека. Ну а я, когда вижу, как унижают слабых, беспомощных и особенно детей, испытываю ярость — и обязательно вмешаюсь, бывало вступал в драку, ведь некоторые мерзавцы понимают только силу кулака. 

Отвернуться, обойти стороной не могу: сегодня ты пройдешь мимо, потому что лично тебя это не касается, а завтра…  

Нет сопереживания к чужой беде у тебя, не жди сочувствия и у других — не ной и не жалуйся, такое отношение к себе сам и определил, так сказать, запрограммировал. Плохо, трудно, грустно, скучно, безрадостно живешь — ищи причину в себе, в своем безразличии к тому, что как раз ты и можешь изменить, но тебе попросту лень что-либо делать. 

А чего ты хочешь? Денег?! Много-много денег?! Но сядьте и подумайте: вы готовы потратить лучшие годы жизни, чтобы обслуживать денежную массу? 

Именно обслуживать: все время напрягаться, как их сохранить, куда вложить и как не потерять. Как не попасть в мошенническую схему, а как самому облапошить ближнего и как за решетку не загреметь. Кому и сколько на лапу положить, перед кем прыгать на задних лапах, на кого зарычать-напугать, а потом не получить «ответку»… 

Разве это жизнь? И какая же радость в этом: жрать на золотом блюде, сидеть на золотом унитазе? А вот потери — невосполнимые: бессонница и одиночество. Полное одиночество! При огромном мельтешении вокруг тебя лиц, которые разом исчезнут, прознав, к примеру, про твое банкротство или уголовку. 

Как же резко изменились ценностные ориентиры: неужто уходят в прошлое, убегают из нашей жизни чувство сопереживания, желание подбодрить тех, кто оказался в тяжелом положении, и по возможности помочь им.  

Не только я об этом задумываюсь: в интернете все чаще подобные сюжеты: самые частые — старикам покупают продукты, а они с полными слез глазами благодарят, благодарят… 


Наука выделяет следующие разновидности безразличия:
► математический - «все равно»,
► геометрический - «параллельно»,
► цветовой - «фиолетово»,
► электрический - «до лампочки»,
► музыкальный - «по барабану»,
► органолептический - наплевать.
И, конечно же, анатомический...


— Что хуже: невежество, безразличие или бескультурье? — Я не знаю, и мне на это на@рать.


Я давний читатель газеты и вижу, что теме милосердия, доброты, благородства, гуманного отношения не только к людям, но и к животным, братьям нашим меньшим редакция посвящает немало материалов, где обращает внимание местной власти на опыт соседних территорий, подзадоривая наших чиновников «А на Ставрополье слабо?!». 

Но вряд ли наши бюрократы что-то из этого опыта восприняли. Ни в одном краевом СМИ я не видел-не читал о какой-нибудь социальной инициативе, обращенной во благо простых ставропольцев.  

Я имею в виду вот что. В свое время «Открытая», ссылаясь на письма читателей и на собственное исследование, поднимала вопрос организации в краевом центре социальной столовой.  

Там могли хотя бы раз в сутки бесплатно кормить пожилых ставропольцев — одиноких, обездоленных, попавших в трудное положение… 

Супы да каши — неужто это финансово обременительная статья бюджета? Да и в бюджет даже заглядывать не надо, чиновникам вести бы работу с предпринимателями, с населением, готовыми участвовать в благотворительных инициативах, развивать волонтерское движение в среде подростков и школьников. Это и была бы настоящая работа по воспитанию истинного патриотизма.  

Но нашим чинам не до этого, они пилят бюджеты, а для камуфляжа бездарно тратят наши налоги на показушную «красоту», которая концентрируется именно вокруг Дома ставропольского правительства?  

Как оценивать круглосуточно работающие на пустой площади Ленина огромные телеэкраны, устремленные на пустые окна Белого дома. 

И тут же целая улица искусственных светодиодных «деревьев» за полсотни миллионов рублей — зримый и вечный памятник бесхозяйственности и безвкусице. Эти бы деньги да на благое дело! 

Поразмыслим, на что более важное для города могли бы пойти эти миллионы? Кому принадлежит идея этого бездарного «проекта», кто заказчики и подрядчики?  

Госконтракт явно требовал проверки на коррупционную составляющую, поскольку, как говорилось, стоимость этих новогодних «светильников» сильно дороже существовавших в тот период цен на них. 

А я вот каждый день возвращаюсь к мысли о необходимости организации в краевом центре бесплатной столовой, иной продуктовой помощи обездоленным ставропольцам, многодетным семьям, потому что все чаще вижу копошащихся у мусорных баков голодных людей… Смотреть на это уже невыносимо. 

Чиновники Ставрополья, губернатор Владимиров, подайте личный пример гуманного отношения к землякам, не сетуя на малый бюджет. Поделившись собственными средствами, которыми можете заложить финансовую основу местного Фонда социальной помощи, призвав к участию в нем население края.  

Начинайте же хоть что-то делать, в конце концов! 

Василий ВОСТРЯКОВ, 
Ставрополь 
 

Случай из детства 

Помню случай я из детства - 
Память в точности хранит, 
Рос задирой с малолетства, 
Молодая кровь кипит! 
 
- Кто сильнее? Я, конечно! 
Мысль сверлит упрямый мозг. 
Я стрелой лечу на речку, 
Вот и речка, вот и мост. 
 
Но препятствие возникло 
По дороге у меня: 
Там цыганская кибитка 
И цыганская семья  
 
Веселилась, забавлялась 
Неуемной беготней. 
Мне картина представлялась, 
Как начну я с ними бой. 
 
Там соперника приметил, 
Парень ростом, как и я… 
Я толкнул, и он ответил, 
И пошла у нас возня. 
 
Я ему коленом в спину, 
Он по ребрам бьет меня! 
Кулаком ему каак двину! 
Кличкой едкою дразня. 
 
Так катались и сопели 
Возле речки на траве, 
Мы устали и вспотели! 
Мусор, палки в голове! 
 
Поединок наш был прерван, 
Ни при чем ни я, ни он, 
Рядом тихо, незаметно 
Появился их барон. 
 
В каждом таборе цыганском, 
Уважаем и любим, 
В жизни, полной странствий, 
Им барон необходим. 
 
Подошел, завел беседу: 
- Кто такой и как зовут? 
Пристально смотрел при этом, 
Смуглый сам, кудрявый чуб. 
 
Пригласил присесть нам рядом – 
Перемирье заключить, 
А потом сказал: «Ребята, 
Между вами что делить? 
 
Гляньте, сколько в поле места, 
Есть, где бегать и скакать, 
Разве этого вам мало, 
Чтобы вволю поиграть? 
 
Вон река течет, сверкает 
В блеске солнечных лучей. 
Так чего вам не хватает, 
Речки или карасей? 
 
Вечером устроим праздник. 
Будем петь и танцевать, 
Приходи и ты, проказник, 
С моим сыном поиграть!» 
 
Разговор его был чуден, 
Органичен в простоте, 
Он напомнил: что мы – люди! 
Забываем в суете! 
 
Я принес конфеты в табор, 
Сыр, лепешки, помидоры. 
Налетели цыганята, 
Будто не было раздора! 
 
Треск костра, не заглушая, 
Под гитару пел цыган! 
И семья его большая 
Мяла юбками бурьян. 
 
В жизни все по божьей воле: 
Звездопад, костер в ночи. 
Звук гитары, песня в поле 
Много лет в душе звучит. 
 
Татьяна РЫКУНОВА
автор ряда поэтических сборников 
г. Ставрополь 
 

История вопроса 

Испанский стыд: в каких случаях жизни 

Испанский стыд — это чувство неловкости, дискомфорта, испытываемое за другого человека. В отличие от привычного понимания слова «стыд», где человек испытывает неловкость за свой личный поступок, отличительной особенностью испанского стыда являются действия определенного человека, от которых чувство стыда возникает у кого-то другого, кто эти действия не совершал. 

Чтобы понять, что такое испанский стыд, достаточно вспомнить неловкое чувство, возникающее, когда видишь, как другой человек совершает нелепый, постыдный или просто глупый поступок.  

Казалось бы, это ошибка другого человека, и стыдиться следует ему. Но смотреть на происходящее становится сложно, а чувство внутреннего дискомфорта приобретает всё большие масштабы. 

Спровоцировать испанский стыд может поведение друга и даже нелепости, совершаемые посторонним человеком.  

Это может быть оговорившийся диктор вечернего выпуска новостей или персонаж фильма, попавший в глупую ситуацию. Как видите, такое чувство достаточно распространено и знакомо практически всем. 

Как появился термин? 

Это относительно новое понятие, появившееся в русском языке в 2000-х годах. Оно пришло из Испании, где распространен термин «Verguenza ajena». 

На русский переводится «Стыд за другого». Но в действительности словосочетание переводится радикальнее: «Позор других». Поскольку оригинальное произношение фразы повторить довольно сложно, в европейских языках для простоты стали использовать термин «Испанский стыд». 

Реакция на странные поступки разных людей может различаться довольно сильно. К примеру, если посторонний человек ведёт себя странно, это может вызвать смех и веселье. Но такое же поведение в исполнении близкого друга повергает в состояние сильной неловкости. 

Почему возникает испанский стыд? 

По мнению ученых, с этим чувством сталкивается почти каждый из нас. Иногда мы ловим себя на мысли, что это совершенно лишнее и бессмысленное переживание, но избавиться от него не удаётся.  

Психологи объясняют его возникновение следующими причинами. 

1. Психологические запреты и ограничения, заложенные в детстве. Наша психика запрограммирована на то, что такого делать нельзя. А если кто-то делает — то лучше в этом не участвовать и находиться подальше. 

2. Стремление стать лучше, избежать неверных шаблонов поведения. Чувство неловкости — мощный эмоциональный механизм запоминания, страхующий нас от повторения ошибок. А испанский стыд помогает учиться на чужих ошибках. 

3. Сопереживание и стремление помогать себе подобным. Чувство неловкости за чужие ошибки должно побудить нас помочь человеку исправить сложившуюся ситуацию. 

4. Боязнь непонимания. Раньше за ошибки можно было дорого поплатиться — стать изгоем. Поэтому мозг заставляет нас постоянно оттачивать модель правильного поведения, испытывая неловкость и за чужие ошибки. 

5. Идентификация себя с себе подобными. Это самое простое объяснение. Считая себя частью группы, мы одинаково переживаем за всех, кого считаем «своими». 

Все ли ощущают испанский стыд? 

Такое состояние является нормой и проявляется практически у всех людей, но степень дискомфорта может отличаться. Способность к сопереживанию индивидуальна. И человек, способный к искреннему сочувствию, сильнее подвержен чувству неловкости за окружающих. 

На интенсивность дискомфорта влияет склонность принимать всё близко к сердцу. Человек, постоянно беспокоящийся о собственных ошибках, болезненно воспринимает и чужие промахи. 

Исследования, проведенные сотрудниками Университета Любека (Германия), показали, что сопереживающий человек стремится уберечь других людей от позора, даже совершенно незнакомых. А вот люди, не склонные к сочувствию, насмехаются и испытывают внутреннее удовлетворение, наблюдая, как кто-то попал в нелепую ситуацию. 

Честные люди всегда  имеют дурную привычку  со стыдом опускать глаза  перед наглостью  и нахальною подлостью 

Виссарион БЕЛИНСКИЙ, русский критик, публицист, философ 

Из прошлого

Русский огонёк 

Погружены в томительный мороз, 
Вокруг меня снега оцепенели! 
Оцепенели маленькие ели, 
И было небо темное, без звезд. 
 
Какая глушь! Я был один живой, 
Один живой в бескрайнем мертвом поле!  
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?) 
Мелькнул в пустыне, как сторожевой... 
 
Я был совсем как снежный человек,  
Входя в избу (последняя надежда!),  
И услыхал, отряхивая снег: 
- Вот печь для вас и теплая одежда...
 
Потом хозяйка слушала меня, 
Но в тусклом взгляде жизни было мало, 
И, неподвижно сидя у огня, 
Она совсем, казалось, задремала... 
 
Как много желтых снимков на Руси  
В такой простой и бережной оправе! 
И вдруг открылся мне и поразил  
Сиротский смысл семейных фотографий: 
 
Огнем, враждой земля полным-полна, 
И близких всех душа не позабудет... 
– Скажи, родимый, будет ли война?  
И я сказал: 
– Наверное, не будет. 
 
– Дай Бог, дай Бог... 
Ведь всем не угодишь, 
А от раздора пользы не прибудет...  
И вдруг опять: 
– Не будет, говоришь? 
– Нет,- говорю,- наверное не будет. 
 
– Дай Бог, дай Бог... 
И долго на меня 
Она смотрела, как глухонемая, 
И, головы седой не поднимая, 
Опять сидела тихо у огня. 
 
Что снилось ей? 
Весь этот белый свет, 
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?  
Но я глухим бренчанием монет  
Прервал ее старинные виденья... 
 
– Господь с тобой! Мы денег не берем! 
– Что ж, – говорю, – желаю вам здоровья!  
За все добро расплатимся добром, 
За всю любовь расплатимся любовью... 
 
Спасибо, скромный русский огонёк, 
За то, что ты в предчувствии тревожном  
Горишь для тех, кто в поле бездорожном  
От всех друзей отчаянно далёк, 
 
За то, что, с доброй верою дружа, 
Среди тревог великих и разбоя  
Горишь, горишь, как добрая душа,  
Горишь во мгле - и нет тебе покоя... 
 
Николай РУБЦОВ (1936 - 1971), 
русский лирический поэт 
 

 

Комментарии

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Испанский стыд?а кто над этим задумывается,мы давно уже скатились на несколько ступеней ниже, увы! Вопрос к Крячко АН, Вы присылаете мне на почту Ваши материалы из ЖЖ,в части переписки с нашими власть предержащим и тут же лишаете меня возможности ответить на Вашу информацию!Я даже не задумываюсь, что это значит! Но последняя тема о пенсионном возрасте очень болезненна для всех граждан и я решила ответить здесь, как я вижу всю ситуацию-АНКрячко-Какой лицемерный ответ! В юго-западной районе Ставрополя за соседним девятиэтажный домом был остаток лесополосы,его бы почистить и оставить место для отдыха жителей района,там гнездились птицы,с самого утра было слышно их пение,в тени деревьев можно было отдохнуть! Так бывший мэр Джатдоев в свое время выкорчевал эти деревья! Осталось пространство, каждое лето являющееся плантацией амброзии!И каждое лето сюда присылают безработных с мешками, они срезают амброзию,складывают в мешки и по весу сдают приёмщику! И это называется трудоустройством и входит в статистику!И платят копейки за вес этой травы!задавая вопрос о трудоустройстве нужно всегда требовать данные о зарплате, сколько можно заработать на уборке амброзии,сопоставимо ли это с прожиточным минимумом и потребительской корзиной?По видимому сомнительно, зато данные по трудоустройству есть!

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях