Поиск на сайте

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась весьма необычная выставка «Живой голос истории». Привезли ее к нам из села Кумская Долина, где уже много лет живут «турецкие» казаки, известные больше как казаки-некрасовцы. Подробнее об этой выставке корреспонденту «Открытой» рассказала старший научный сотрудник музея Наталья АРХИПОВА.
 
Наталья Петровна, сразу бросается в глаза, что костюмы у некрасовцев совсем не казацкие - яркие шелковые ткани, балахоны - это больше напоминает праздничные одежды турков…
- Согласитесь, местность и окружение оказывают влияние на человека. Отразилось это и на русских казаках, проживающих в Турции. Костюмы их совершенно не похожи на обычную одежду казаков. Некрасовский костюм очень яркий, можно даже сказать эпатажный. Поверх рубахи на турецкий манер некрасовцы всегда одевали желто-синий балахон, который спереди по всей длине застегивался на пуговицы. Балахон шился из ярких турецких тканей. Вообще вся расцветка костюма была связана с круговоротом жизни на земле: желтый цвет символизировал зерно, синий – воду, красный – солнце, а зеленый – зелень, пробуждающуюся жизнь.
- Я вижу на всех костюмах очень красивая вышивка…
- Нижний край одежды и все швы обязательно украшались вышивкой, узор которой по языческим преданиям являлся оберегом. Технически она была очень сложная и требовала кропотливой работы. По поверью, «нечистая сила» не могла ни войти, ни выйти через отверстия, защищенные рукотворным декором. Обычно выполнялся узор тонкой черно-желтой нитью.
- Интересные подробности вы рассказываете…
- Об их костюмах можно говорить бесконечно. Одежду некрасовцы передавали из поколение в поколение – из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери – дочери. Весьма интересны у некрасовцев были головные уборы женщин. По ним можно было узнать, сколько лет женщине, замужем ли она. Девушки носили тканевые повязки, украшенные различными оберегами: монетками, маленькими ракушками, бисером. Поверх повязки - яркий платок красно-желтой расцветки. Кстати, все швы, соединяющие детали одежды, сшивались при помощи игольного кружева, которое плелось разноцветными нитками. Сейчас, к огромному сожалению, техника традиционной некрасовской вышивки полностью утеряна.
Я знаю, что сейчас история жизни казаков-некрасовцев вызывает бурный интерес у людей…
- Неудивительно. Прожив на чужбине более 250 лет, они смогли сохранить в условиях турецкого окружения обычаи, обряды, русский язык, песни.
- И с чего же все начиналось?
- Начало истории некрасовцев было положено одним из трагических восстаний на Дону под предводительством Кондратия Булавина. При Петре I войско донских казаков конфликтовало с царем. Для усмирения свободолюбивых казаков царь применяет жестокие меры – посылает войска, в неравной битве погибает очень много казаков, в том числе и Булавин. После него войско казаков возглавляет друг и сподвижник Булавина – Игнат Некрасов. Он был простым казаком. Атаманом стал благодаря своим личным качествам. Жестокая расправа царского войска над казаками заставила Игната Некрасова увести остатки отряда на входившую в то время в состав Османской империи Кубань. Затем Игнат-казаки – так они стали себя называть после смерти Некрасова - переселились к озеру Майнос в азиатской Турции. Здесь и стали жить по своим законам, которые они назвали «Заветы Игната Некрасова». Законы были записаны в большой книге, которая хранилась у атамана.
- А вот, кажется, эта книга? (Мы подходим к стенду.)
- Это копия. Подлинник «Заветов Игната», к сожалению, утерян. По записанным в ней заветам несколько веков жили казаки. Причем могу вам сказать, что «Игнатовские заветы» были весьма жестокими. Например, некрасовцев постоянно преследовали царские войска, казаки от них скрывались - детский плач мог выдать спрятавшихся людей, так вот если младенец не мог долго успокоиться - его топили, если мать не отдавала – ее топили вместе с ребенком.
Какие-то ужасы вы рассказываете…
- И это еще не все – по «завету» за измену муж мог убить жену, и за это ему ничего не было. В общине все были равны. Во время службы атаман нес ответственность за поступки наравне с другими членами общины. Если он того заслуживал, его могли высечь как обычного казака, после чего он кланялся в землю и благодарил словами: «Спаси Христос, что поучили!» Затем ему вручалась булава, символ его власти, которую на время наказания отбирал какой-нибудь старик. Вручив булаву, все падали атаману в ноги, вопя: «Прости Христа ради, господин атаман!» «Бог простит!» - отвечал он, и дальше все шло своим порядком.
- Удивительно, как с такими законами они смогли найти общий язык с турками?
- Действительно, трудно представить, что непримиримые прежде враги – казаки и турки нашли общий язык. Казаки получили убежище и даже некоторые привилегии в турецких пределах. Султан предоставил им землю и свободу вероисповедания, а некрасовцы дали ему клятву, что будут участвовать во всех военных кампаниях на стороне Турции. Силу казацкого оружия турки знали прекрасно, и им было выгодно иметь сильное войско на границе с Россией.
«У какого царя живем, тому и служим верой и правдой», - говорили казаки.
А чем же они занимались кроме военных действий?
- Игнат-казаки были миролюбивые и воевали только когда приказывал султан. В основном занимались охотой, рыбачили, разводили скот, занимались земледелием. На рыбный улов уходили мужчины от 15 до 55 лет. Рыболовный сезон начинался на Успенье 15 августа, возвращались мужчины с уловом в апреле, то есть отсутствовали они дома по 8 месяцев. В отсутствие мужчины вся тяжесть земледельческого труда ложилась на плечи женщин. Они сами пахали землю, сами же убирали урожай. Кроме этого успевали и по хозяйству, и детей накормить, и в хате убраться.
Хаты тоже строили на турецкий манер?
- Нет. Дома некрасовцев были одноэтажные на славянский манер – двухскатные крыши, окна, выходящие на улицу. В доме была русская печь, на которой зимой спали, а летом готовили еду. Интересно, что мебели у игнатовцев в домах практически не было, за исключением низких столов и топчанов. Сидели казаки по-турецки на полу.
Семьи были большими?
- По 10-12 человек. Хозяином в доме был отец. Вся семья ему беспрекословно подчинялась. По патриархальному обычаю старшая женщина – свекровь заведовала домом и все дочери и снохи ей подчинялись. Скандалов в семьях практически не было. Это связано с воспитанием, которое давалось девочкам, когда те еще жили в родительском доме: их учили всегда слушаться и уважать старших - родителей, особенно свекровь. Самым главным в семейной жизни для женщины было добиться расположение свекрови. В любой конфликтной ситуации она всегда была права. Поэтому девочек с раннего возраста учили уважать и почитать свекровь, чтобы в будущем не было проблем в семье.
А кто готовил?
- В основном старшее поколение - младшие больше убирались по дому. Некрасовцы строго соблюдали церковные посты – по будням ели отварную фасоль с луком, бобы с картофелем, горох, овощи, запивали все квасом. Мясо ели очень редко, в основном кушали рыбу – ее варили, сушили, жарили, готовили с ней вареники. Даже сейчас мало кто приготовит вкуснее блюда из фасоли и рыбы, чем некрасовцы.
Ну раз так замечательно все складывалось, почему же Игнат-казаки все-таки решили вернуться на родину?
- В Турции стали нарастать настроения, связанные с вытеснением некрасовцев, им стали создавать невыносимые условия жизни. Турецкие власти стремились увеличить налоги, лишить казаков земельных наделов. Но самым страшным стало то, что у некрасовцев турки забрали озеро Майнос - единственный источник их доходов в то время. Ранее озеро находилось на откупе у некрасовцев, а в конце 1920 года его сдали турецкому предпринимателю, который скупал у казаков рыбу, выловленную в этом озере за гроши. Эти обстоятельства заставили казаков задуматься о возможном возвращении на родину. Тем более, что один из главных заветов Игната Некрасова - «При царях в Россию не возвращаться» - они выполнили, поскольку советская власть в то время в России уже установилась и окрепла.
Когда же произошло торжественное возвращение на родину?
- В сентябре 1961 года 215 семей, а это 999 некрасовцев, покинули Турцию на теплоходе «Грузия», на борту которого родился тысячный переселенец – Сема Бабаев. Когда теплоход причалил к пристани «Новороссийск», на рельсах казаков уже ждали пассажирские составы, отправляющиеся на Буденновск. Некрасовцев поселили в двух поселках Левокумского района: Кумская Долина и Новокумском. Там они проживают по сей день.
- Чем же они занялись, ведь озер и морей у нас в крае нет…
- Для казаков построили новые дома и выдали ссуды. Все некрасовцы получили работу в кумских виноградных совхозах. Примечательно, что по вероисповеданию им нельзя пить, а работают казаки в основном на винодельческих заводах. Рассказывают, что самые дисциплинированные сотрудники из них получаются!
 
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях