Поиск на сайте

В Пятигорском городском суде начался процесс по делу о хищениях 20 млн. рублей при реконструкции автодороги. По самым скромным оценкам специалистов, 25% средств, выделяемых государством на дорожное строительство, разворовывается. Кто и как осваивает сотни миллиардов бюджетных рублей в Ставропольском крае?

 
В августе 2007 года проверкой Счетной палаты выявлено 238 миллионов неправомерно израсходованных управлением дорожного хозяйства Ставрополья казенных рублей. Как сообщала тогда Счетная палата Ставропольского края, по отдельным эпизодам, выявленным аудиторами, начали работу правоохранительные органы.
А не так давно информационные агентства сообщили о направлении Ставропольской краевой прокуратурой в суд уголовного дела в отношении пятигорского предпринимателя Вячеслава Белова, директора ООО «Интер-Лидер», подозреваемого в хищении 20 миллионов бюджетных денежных средств при реконструкции автодороги краевого значения «Пятигорск – Георгиевск». Сегодня этот уголовный процесс начался в Пятигорском городском суде. Идет опрос свидетелей.
Наш корреспондент на КМВ присутствует на судебных заседаниях и пытается разобраться, в чем именно суть обвинения.

 

О сути дела
Следствием установлено, что в рамках исполнения федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» в 2008-2009 годах Кировское ДРСУ выиграло тендер на генподряд для реконструкции автодороги краевого значения «Пятигорск – Георгиевск».
Установку барьерных ограждений по этой программе осуществляло ООО «Интер-Лидер», которое заключило договор субподряда с генеральным подрядчиком – Кировским ДРСУ. На эти цели Вячеслав Белов получил из федерального бюджета более 40 миллионов рублей. То есть Белова подозревают в хищении ровно половины выделенных из бюджета средств.
Как считает следствие, условий взятых на себя обязательств в договоре Белов не исполнил. Строительные работы на автодороге произведены с нарушением проектной документации. Кроме того, обществом с ограниченной ответственностью заказчику были представлены заведомо ложные сведения о соответствии установленного барьерного ограждения сертификатам качества и согласованию с проектной организацией.
По версии обвинения, неправомерными действиями Белова министерству дорожного хозяйства Ставропольского края причинен ущерб на общую сумму в размере более 20 миллионов рублей.
Для понимания момента необходимо разъяснить, что такое «барьерное ограждение». Барьерное ограждение – это устройство, с помощью которого разграничивают транспортные потоки, предотвращая съезд автомобиля с обочины или моста или переезд через разделительную полосу (лобовое столкновение). Устройство представляет собой гофрированный лист черного металла, крепящийся в горизонтальном положении к металлическим стойкам, вбитым в землю.
Главная цель металлического барьерного ограждения – обеспечение безопасности дорожного движения. Качественное оборудование дорожной полосы может спасти не одну жизнь.

 

Слухи не подтвердились
Теоретики дорожной коррупции считают, что продажность начинается с распределения подрядов – ключевого этапа дорожного строительства. Лакомые куски всегда достаются нужным компаниям, даже если формально проводятся тендеры.
В Пятигорске на судебных заседаниях тоже стараются выяснить, не имел ли кто из свидетелей (бывших чиновников краевого министерства дорожного хозяйства и руководителей фирмы-генподрядчика) родственных или дружеских связей с обвиняемым директором ООО «Интер-Лидер» Беловым. Допрос каждого свидетеля начинается именно с этих вопросов.
Признаться, я еще до суда слышала, что учредитель беловского предприятия – бывший министр дорожного хозяйства Игорь Васильев, поэтому в перерыве спрашиваю у самого Вячеслава Белова: «ООО «Интер-Лидер» – чья фирма?»
«Моя», – довольно заносчиво ответил Белов.
Решила проверить по ЕГРЮЛ – мои слухи не подтвердились, не подтвердился и ответ Белова. Фирма зарегистрирована на третье лицо.
Издание Forbes (то самое, которое информирует мир о самых богатых людях планеты) как-то занялось проблемой дорожного воровства, опросило многих дорожников – строителей и проектировщиков – на предмет наиболее частых финансовых махинаций при строительстве дорог.
По оценке издания, деньги, полученные на строительство дорог, распределяются в России по компаниям за откат. В Воронеже, например, этот откат составляет от 10 до 30% стоимости подряда. В среднем по России взятка чиновникам за дорожный контракт составляет 15%. Такую информацию приводили и Forbes, и сметчики, и строители. В России ни за какие деньги невозможно пробиться на строительный рынок со стороны, утверждали дорожники.

 
 
Смета как уровень смекалки

После распределения подрядов начинается следующий этап освоения бюджетных денег – собственно строительство.
Как определить, сколько стоит строительство или ремонт дороги? Любой проект начинается с составления сметы. В систему Росавтодора входит даже специальный НИИ. При этом абсолютно все участники процесса – чиновники, проектные организации, подрядчики – заинтересованы в завышении сметной стоимости. Даже у сметчиков оплата зависит от бюджета сметы. Как правило, это 4-7% от расчетной стоимости.
Раз уж все начинается со сметы, составители имеют возможность смотреть в корень проблемы и даже знают, как побороть воровство в дорожном строительстве.
«Для нас проект и смета – это закон, менять их нельзя, – сказала в суде прописную истину бывший начальник планово-экономического отдела Кировского ДРСУ Лидия Шевелева. – Как в смете, так должно быть и на дороге».
И тут же добавила: «Мы всегда думаем, как изменить смету и проект».
Додумались… То, что по смете тянуло на 40 миллионов, установили за 20.
По оценке гендиректора одной из московских проектных организаций, если откат чиновникам за подряд превышает 15%, строители обязательно будут экономить на качестве материалов и работ. Давайте попробуем вслед за судом выяснить, на чем экономил Белов.
Ведь подсудимый виновным себя не признает и считает, что качество его барьерных ограждений не ухудшилось из-за того, что он за них заплатил в два раза меньше проектной стоимости. Еще бы, ведь строители называют экономию на качестве «рационализацией», а разницу, которую в результате махинаций кладут в карман, – «дополнительной прибылью».

 
 
На чем экономили

Первое, на что обращает внимание сторона обвинения при опросе свидетелей, – можно ли было вносить изменения в проект? Как стало понятно в ходе судебных заседаний, по инициативе Вячеслава Белова, то есть субподрядчика, поменяли условия проекта, не меняя стоимости сметы. Вместо шага между стойками в 1,5 метра запросили шаг в 2 метра. Белов утверждает, что качество от этого не пострадало. А что пострадало?
Догадайтесь сами. На общее расстояние дороги в 5 километров 240 метров при шаге в полтора метра потребуется 3495 стоек, а при шаге в два метра – 2620. Чувствуете разницу?
Еще сторона обвинения считает, что качество установленных на дороге «Пятигорск – Георгиевск» барьерных ограждений все равно будет ниже запланированного, потому что ни один параметр маленьких металлических заборчиков не соответствует параметрам сертификатов. И стойки реже, и швеллер толще, и неизвестно откуда взяты оцинкованные детали.
Кстати, все свидетели были уверены, что оцинковать старый гофрированный металлопрофиль сегодня в состоянии только крупные производства.
На вопрос прокурора: «Где еще можно сегодня оцинковать черный металл, кроме ульяновского завода-производителя барьерных ограждений?» – все свидетели неизменно отвечали: «Наверное, нигде». И только бывший министр дорожного хозяйства Игорь Васильев сказал, что «оцинковку» может сделать предприятие кочубеевского ЯП.
Вячеслав Белов и не отрицает, что все детали для его ограждения были куплены у разных продавцов. Как говорит сторона обвинения, одним из продавцов была фирма-однодневка, которая возникла аккурат перед сделкой, а после сделки ее и след простыл.
Что-то аргументированно возразить по этому поводу Белов пока не успел. Единственное, что он не устает повторять с места: все детали барьерного ограждения, купленные в разных местах, одного производителя – Ульяновского завода металлоконструкций.
На это возразил прокурор: «На одной из деталей найдена бирка Домодедовского завода металлоизделий».
Почему наши дороги никогда не будут, как в Германии
Средняя стоимость дорог, которые должны быть построены по программе развития транспортной системы России в 2010-2015 годах, составляет $18 млн. за км. Сейчас стоимость 1 км дороги в России – $13 млн. Для сравнения: в Германии -$12 млн., в Китае – $3 млн.
При этом качество дорожного покрытия в России не идет ни в какое сравнение с европейским: нигде в мире дороги ежегодно не ремонтируют (в Великобритании, например, ремонт осуществляют раз в 15 лет).
Кстати, я заинтересовалась вопросом, стала искать в Интернете, кто и какими дорожными барьерными ограждениями торгует и по какой цене. Нашла на одном из сайтов барьерные ограждения из Германии.
Там размещено специальное предупреждение: для обеспечения качества ограждения в монтаж комплекта должны входить только те детали, которые проходили технические испытания и записаны в сертификат.
Иначе, говорят производители, за качество монтажа мы не ручаемся. А как у нас?

 

Елена СУСЛОВА

 

Условия для воровства созданы идеальные

 

Галина ПАСЕЧНИК, председатель Ставропольской территориальной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

 

– В дорожном хозяйстве нашего края вообще все завязано в немыслимый коррупционный клубок. Во времена, рассматриваемые на судебном заседании, министром дорожного хозяйства СК был Игорь Васильев, его заместителем – Дмитрий Евтушенко.
Министерство в данном случае выступает как инвестор, готовит исходные данные для проектной организации при строительстве дорожных объектов в крае, учитывает при этом материалы (в данном случае – тип барьерных ограждений), рецепты асфальтобетонной смеси, инертные материалы (песок, щебень), заказывает проектирование строительства, реконструкции либо ремонта дорог.
А еще министерство проводит торги для выбора проектной организации и уже готовый проект передает заказчику – ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог». Эту дирекцию во время рассматриваемых судом событий возглавлял Гамлет Бабашев. Дирекции наряду с функциями заказчика поручались и функции технического надзора за строительством дороги.
Что любопытно, как у сметчиков, так и у официального заказчика, коим в данном случае является ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог», была прямая заинтересованность в завышении сметы. В уставе дирекции, созданной распоряжением правительства СК от 26.01.2005 №10-рп, источником ее существования заложено 3,34% отчислений подрядными организациями от объема работ, для которых дирекция осуществляет функции государственного технического надзора.
Таким образом, в «одних руках» – ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог» – сосредоточиваются все функции – и контроля за качеством, и заказчика, и инвестора (государственного органа), что само по себе порождает почву для воровства и коррупции.
Осуществлял технический надзор за строительством дороги «Пятигорск – Георгиевск» от «Дирекции строящихся автомобильных дорог» куратор Александр Старухин. Сегодня все эти товарищи выступают свидетелями в суде.
Еще один интересный факт – практически вся эта веселая компания свидетелей работает сегодня в ООО «Стройдорконтроль». И по счастливой случайности (вот уж везунчик так везунчик) выигрывает торги по техническому надзору за строительством и ремонтом дорог в Ставропольском крае.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях