Поиск на сайте

 

 

Если Ставропольем интересуется инвестор, это внушает оптимизм

 

Стране нужны грузовики
Завершился IX ежегодный Международный инвестиционный форум в Сочи, и в регионах принялись подводить итоги работы главной бизнес-площадки страны. О том, как поработал в Сочи Ставропольский край, на днях объявил зампред краевого правительства Георгий Ефремов: в активе более 10 соглашений и договоров о сотрудничестве на сумму в 200 млрд. рублей.
По прикидкам правительственного чиновника КПД мероприятия в интересах края составил около 70%, и «это хорошие показатели». В правительстве, конечно, сидят люди грамотные, но все же стоит уточнить: о КПД судят не по вороху подписанных бумаг, а по числу построенных заводов и социальных объектов, созданных рабочих мест, росту зарплат и благосостояния граждан.   
Как бы то ни было, с форума Ставрополье вернулось не с пустыми руками, а некоторые проекты прямо-таки впечатляют своим размахом. 
Итак, промышленный технопарк в скором времени может появиться в провинциальном Михайловске, где собираются наладить выпуск целого семейства коммерческих легких автомобилей  полной массой от 2,9 до 4,6 тонны (бортовые грузовые автомобили, грузовые фургоны, самосвалы, микроавтобусы). Стоимость проекта составляет 10,5 млрд. рублей, а его разработчиком является немецкая компания Agiplan, известная по совместной работе с DaimlerChrysler, Porsche и Rolls-Royce.
Основная производственная площадка автокомплекса может быть запущена уже через полтора года и будет включать кузовной цех, штамповку, рамный цех, окраску, сборку и тестирование. Кроме того, при заводе должен появиться центр по разработке и внедрению в серию новых моделей. На полную мощность предприятие планируется вывести в течение трех лет, полная окупаемость проекта составит 7-9 лет.  
По замыслу инвесторов - ЗАО «Группа Химэкс», - 40% автомобилей из 65 тыс. выпускаемых в год пойдет на экспорт. В Михайловске для этого даже появится новый, Автозаводской, район. Реализация проекта позволит создать около 8 тыс. рабочих мест. Для такого дела ставропольские власти под строительство завода пообещали инвестору 200 га земли, а также оперативно решить все вопросы по мощностям, полностью обеспечив проект электроэнергией, газом, водой.
Но как бы благие инициативы не обернулись новыми проблемами. По мнению ряда экспертов, в этом секторе экономики в России доминируют отечественные автозаводы, имеющие лобби и на федеральном уровне, а потому конкурировать с ними начинающему производству может оказаться не по силам.

 

Солнце Кисловодска поставят на счетчик
Другая новость касается курортного региона Кавминвод. Компания «Хевэл», учредителями которой является возглавляемое Анатолием Чубайсом «Роснано», а также «Ренова» Виктора Вексельберга, предложили проект первой в России солнечной электростанции стоимостью 3 млрд. рублей. (К слову, это не первое сотрудничество «Роснано» и «Реновы» в области солнечной энергетики - в свое время компании договорились о совместном производстве модулей для солнечных батарей на заводе «Химпром» «Реновы».)
Это экспериментальная опытно-промышленная модульная электростанция пиковой мощностью 12,3 МВт по преобразованию солнечного излучения в электрическую и тепловую энергию. На базе электростанции планируется разместить научно-исследовательский центр по изучению солнечной энергетики. Однако о практической реализации проекта, как было замечено, судить можно не раньше, чем появится схема сбыта электроэнергии.
Более того, и тут нашлись скептики, поставившие реализацию проекта под сомнение. По некоторым соображениям даже на юге, где погодные условия позволяют размещать и эксплуатировать солнечные электростанции, сделать их работу безубыточной очень непросто.
В Европе, например, в этом секторе экономики приняты специальные тарифы. Иными словами, часть расходов, связанных с выработкой альтернативной мощности, перекладывается на потребителя, а власти напрямую дотируют подобные проекты. У нас эта сфера законодательно девственна, а потому рассчитывать на успех мероприятия можно с большими оговорками.
Куда перспективнее в инвестиционном плане выглядит проект строительства в Невинномысске регионального индустриального парка, на роль резидентов которого претендуют две компании - «СтавСталь» и «Уником-Юг».
Первая планирует создание небольшого металлургического завода по производству арматуры (3 млрд. инвестиционных рублей до 2016 года), вторая - предприятие по выпуску модификатора асфальтобетонных смесей. В интересах бизнеса краевая и городская администрация Невинномысска пообещали инвесторам обеспечить благоприятное и скорейшее сопровождение проекта. 
Еще один значимый объект может появиться в Железноводске в рамках реализации проекта «Долина минеральных вод», о котором договорились администрация курорта и ставропольская компания «2В Групп». 
Проект предусматривает освоение территории площадью около 1,5 тыс. га, в том числе строительство спортивно-оздоровительных и торгово-развлекательных объектов, развитие социальной инфраструктуры.
Ну и напоследок кое-что по мелочи, скорее из разряда дипломатических реверансов бизнеса и власти. Так, губернатор В. Гаевский и председатель правления ОАО «Банк ВТБ» А. Костин скрепили подписями соглашение о взаимодействии в промышленной и научной сферах. Речь, в частности, идет о создании региональных венчурных фондов. Капитализация венчурного фонда сегодня составляет более 1 млрд. рублей (краевой и федеральный бюджеты в равных пропорциях обеспечивают только пятую часть этой суммы). Завершить создание фонда планируется к началу следующего года, а в дальнейшем объем его капитализации довести до 2 млрд. рублей.
Оформлено соглашение по дальнейшему развитию и повышению эффективности топливно-энергетического комплекса края, сторонами в котором выступили В. Гаевский и гендиректор ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» А. Тараканов.
Документ предусматривает увеличение пропускной способности нефтепровода Тенгиз - Новороссийск, строительство нефтеперекачивающих станций, объектов социальной сферы, осуществление экологических экспертиз и мероприятий. На этом, пожалуй, и все.

 

И опять про туристов
Не успели представительные делегации покинуть Сочи, а краевая администрация на пару с аппаратом полпреда президента в СКФО, вдохновившись атмосферой «соглашательства», уже договорились осенью 2011 года совместными усилиями провести в Кисловодске экономический форум, посвященный туризму.
Мероприятие, по официальной информации, станет частью большой задумки по созданию на Северном Кавказе туристического кластера, а по масштабам ничуть не уступит сочинскому форуму.
Но для этого придется потрудиться. Как отмечают наблюдатели, на сочинском форуме некоторые ушлые граждане неплохо поживились. Номер в гостинице стоимостью 6 тысяч рублей в сутки в дни форума обходился в десять раз дороже. И это при отвратительном сервисе. 
Как выяснилось, номера в гостиницах заранее оптом выкупали по сниженной цене, тысячи по три, структуры, близкие к местным властям. Что ж, вполне рентабельный бизнес: не хлопотный, без финансовых, материальных и интеллектуальных затрат. Чисто по-нашему, по-российски.
А потому лучшим и самым надежным подтверждением наших намерений развивать в регионе туристическую сферу станет даже не число подписанных соглашений и протоколов, а качественный сервис. Как минимум это недорогие места в современных, комфортабельных гостиницах, чистые улицы и скверы, отсутствие на стенах графити и нацистской свастики. Ко встрече гостей можно приступать готовиться хоть сейчас - работы хватит.

 

Олег ПАРФЕНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий