Поиск на сайте

Первокурсница Ставропольского государственного университета Людмила Молоканова вошла в десятку лучших студентов-филологов России, став обладательницей персональной стипендии имени Александра Солженицына

 

Решение отмечать именной стипендией талантливых молодых гуманитариев – студентов вузов - было принято президентом Дмитрием Медведевым в августе 2008 года и прописано в приказе об увековечении памяти классика, лауреата Нобелевской премии «за нравственную силу, с которой была продолжена традиция русской литературы» Александра Исаевича Солженицына.
В конце минувшего года экспертная комиссия Федерального агентства по образованию подвела итоги первого такого конкурса, в котором приняли участие полторы сотни студентов со всей России. Лауреатами премии стали десять лучших, среди которых и ставропольчанка Людмила Молоканова - умница, по уши влюбленная в печатное художественное слово, человек безмерного душевного обаяния и просто красавица!
Символично, что лауреатом стипендии стала подопечная именно Ставропольского госуниверситета - вуза, в котором наследие нашего великого земляка начали изучать еще в ранние перестроечные годы, едва ли не первыми в стране. На кафедре истории новейшей отечественной литературы с одобрения Совета министров СССР появилась уникальная программа, посвященная творчеству Солженицына.
После выхода в свет в 1994 году монографии по произведениям классика, авторами которой выступили преподаватели СГУ, Солженицын посетил Ставрополье. В университетском музее литератур ему посвящен отдельный стенд. 
Наконец на федеральном уровне принято решение о создании дома-музея писателя в Кисловодске, где он провел первые свои годы до переезда семьи в Ростов.
Отдельной работы на конкурс Людмила не выдвигала, а премию получила по совокупности заслуг. Литература  как объект научного познания привлекла Люду еще в школе, она параллельно занималась в краевой Малой академии наук (МАН) под началом доктора филологических наук, доцента кафедры истории новейшей отечественной литературы Александра Фокина. Тогда же появилась ее первая публикация на стыке двух наук - литературоведения и краеведения.
В местной прессе начала прошлого века Люда раскопала массу уникальных материалов нашего ставропольского писателя и публициста Ильи Дмитриевича Сургучева. Более того, провела экспертный текстологический, стилистический анализ фельетонов и заметок без подписи, доказав, что они принадлежат перу Сургучева.
Потом увлеклась творчеством Максима Горького, учителя Сургучева. Результатом этого стал сравнительный анализ христианского контекста в произведениях Горького и Иосифа Бродского. Почему именно Горькой и Бродский? «С ярко выраженным полярным отношением к жизни, творчеству и, наконец, к религии в отечественной литературе эта пара, может быть, самая показательная. К тому же и Горького, и Бродского в равной степени можно считать величайшими эпохами в русской классике, отразившими огромные пласты в нашей жизни», - поясняет Людмила.
А потом было большое исследование «Образ революции в публицистике Горького и Сургучева». Первый еще до 1917 года страстно воспевал новую жизнь с трибуны общероссийского масштаба. Второй не менее страстно был поглощен познанием отношений между рядовыми подданными и господами, настроений народных масс, но уже на провинциальном уровне. Оба вышли из народа, и оба эмигрировали: Горький - на несколько лет на Капри, Сургучев - до конца своих дней в Париж. Патриоты, люди сложной и во многом трагической жизненной и писательской судьбы.
Последнее время в своих научных поисках Люда ушла в сторону лингвистики, окунувшись в метапоэтику Андрея Белого, однако литературных изысканий не бросила, к тому же оба направления накрепко связаны между собой. 
- Люда, а Солженицына хорошо знаете?
- Читала все его значимые произведения, но профессиональное изучение творчества такого великого писателя, конечно, требует гораздо большего. Теперь-то уж сам бог велел заняться Солженицыным всерьез.
Вообще, писателя надо изучать не только филологам, но одинаково историкам и даже юристам, ведь через его книги и публицистику можно осмысливать весь прошлый век с его победами, поражениями, человеческими трагедиями, психологией целых слоев общества - от кремлевской партийной номенклатуры до политзаключенных ГУЛАГа. 
Другой такой фигуры в отечественной литературе прошлого и нынешнего веков просто нет, в масштабности и проникновенности Солженицыну, на мой взгляд, уступают даже Горький и Шолохов.
- Перечитываете любимых авторов?
- Не всегда удается. Но к произведениям Горького, Хлебникова, Бродского, а из иностранцев Борхеса и Маркеса обращаюсь регулярно. Ну а если брать XIX век, так там столько талантов, что голова кругом идет. Делаю закладочки и перечитываю только самое важное для себя. 
- Массовой литературой интересуетесь?
- Только с профессиональной точки зрения, правда, в основном без наслаждения. Хотя некоторые книги, например, Ника Перумова или Бориса Акунина прочитала с большим удовольствием, в своих жанрах они поработали просто здорово!   
- Сами, наверное, тоже пишете?
- Ну... пока муза не посещала. Вы знаете, создать что-то стоящее без глубокого познания культуры просто невозможно, ведь для этого мало быть человеком начитанным. Тот же Акунин, к примеру, широкой публике стал известен после выхода первой своей книги «Писатель и самоубийство», по сути пересказанной популярным языком собственной научной диссертации, а потом уже он взялся за исторические детективы.
Да и сам послужной список Акунина впечатляет: закончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки МГУ, занимался литературными переводами с японского и английского языков, главный редактор двадцатитомной «Антологии японской литературы», заместитель главного редактора журнала «Иностранная литература»… И вот, только имея такой весомый багаж, Акунин осмелился писать. Это своего рода ответственность не только за свой труд, но в большей степени еще и за тех, кому он адресован.
- Люда, вы наверняка уже решили связать свое будущее с лингвистикой?
- Откровенно говоря, так далеко еще не заглядывала. Но пока знаю наверняка: учеба и исследовательская работа мне доставляют неподдельное удовольствие.
- Удачи вам во всех ваших начинаниях и, конечно же, еще много-много открытий!
- Спасибо! Буду стараться!

 

Олег ПАРФЕНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях