Поиск на сайте

Алексей КУЛЕШОВ, лидер Комитета народного контроля:  «Умный город» в Ставрополе забуксовал. Почему?  

Потому что чиновники мэрии так и не научились решать проблемы горожан по-современному - быстро и эффективно. 
Как пример, сюжет этой публикации: обустроить тротуары, ликвидировать лужи - для местных властей непосильная задача длиной в три года 

 

Под контролем - даже мусорки 

Несколько лет назад в России появилась мода на «умные города». По мировым стандартам так называют города, в которых реальный мир сливается с виртуальным. Технологии встречают человека на каждом шагу.  

Они образуют единую систему, которая собирает и анализирует информацию буквально обо всем - от количества мусора в баках до свободных мест на парковках. По итогу такая система может предотвращать преступления, управлять трафиком на дорогах, решать коммунальные проблемы, то есть делать город более комфортным, безопасным и экологически чистым. 

«Умные города» начинаются с шагов, которые в Ставрополе не раз громко афишировались, а потом тихо сдувались. Речь о системе отслеживания общественного транспорта, «умных» остановках, интеллектуальном учете потребления коммунальных ресурсов и прочих высокотехнологичных сервисах.  

Пока «умные» технологии у нас сводятся по большей части лишь к интерактивному общению граждан и власти.  

Специалисты госкорпорации «Росатом» создали цифровую платформу «Умный город», которую сперва обкатали в своих ЗАТО (Закрытых административно-территориальных образованиях), а потом стали распространять в других муниципалитетах.  

Теперь любой житель «умного города» может зайти в Интернет на одноименную площадку (на Ставрополье это сайт stav-smart.ru), пожаловаться на ту или иную проблему, а чиновники из администрации, в теории, должны оперативно ее решить. 

Три кита «умного города» 

«Но этого мало, по-настоящему «умный город» должен стоять на трех китах,- убежден лидер Комитета народного контроля Алексей Кулешов. - Это, во-первых, интернет вещей, то есть сеть передачи данных между самыми разными устройствами. Во-вторых, эффективное городское хозяйство и в третьих - обязательное вовлечение населения в решение городских проблем.  

Управление жизнью современного Ставрополя – задача сложная. Ежедневную жизнь горожан способны отравить сбои коммунальных услуг, перегруженные парковки, гололед на дорогах – тысячи мелочей, отнимающих время и нервы.  

На помощь человеческому интеллекту уже пришли технологии «умного города» – способы цифровой обработки всех видов городской информации, которые позволяют быстро анализировать проблемы и принимать эффективные решения. 

Но у нас система «умный город» пока что стала лишь неким эквивалентом территориального самоуправления, которое на Ставрополье фактически не работает. Просто вопрос или жалобу, с которыми люди раньше ходили к председателю уличного комитета или совета микрорайона, теперь можно разместить на сайте и там же получить ответ от профильного чиновника». 

Первым «умным городом» в крае стал Железноводск. Он компактный, курортный, с бодрым мэром и федеральной известностью. Затем к лакомому статусу решили присоединиться еще несколько муниципалитетов, в том числе краевой центр. 

Предназначенный «для улучшения городского благоустройства, контроля за его качеством и организации новых видов взаимодействия между администрацией и жителями», сервис оказался очень востребован у жителей города. На 17 июня 2021 года ставропольцы рассказали «умному городу» о 602 проблемах, из них 594 обозначены на сайте как решенные.  

Правда, система, при всей безупречности работы, отмечает лишь количество обращений и не заглядывает в суть «решений». 


Из жизни умного города будущего 


  • Светофоры гибко управляют транспортным потоком и предотвращают пробки, а умные барьеры выдвигаются, когда полоса нужна автобусу или велосипедисту. 
  • Мусороперерабатывающие компании получают сигналы от смарт-контейнеров, когда те переполнены.  
  • Фонари на улицах снабжены датчиками движения и загораются, когда кто-то проходит мимо.  
  • Система отслеживает погоду и управляет поливом газонов.  
  • Информацию об уровне загрязнения воздуха, уровне шума и воды в реке искусственный интеллект анализирует и предпринимает необходимые меры. 
  • Данные о потреблении воды или электроэнергии доступны каждому жителю в любой момент. Взаимодействие с властями, оплата госуслуг и ЖКХ максимально прозрачны и доступны круглые сутки онлайн. У каждого умный дом, который обеспечивает высокое качество жизни.  

На битву с лужами - три года 

Иногда из диалога жителей города с чиновниками получаются настоящие сериалы. К примеру, 23 марта пользователь под ником «Николай» указал на локальную, но оттого не менее острую проблему: во дворе многоквартирного дома образовалась яма. 

«На входе во двор дома №1 по ул. Социалистической образовалась огромная лужа. Обходить приходится по грязи. В здании находятся почтовое отделение №29, Краевая библиотека для слабовидящих и пункт оплаты СГРЦ. Усугубляют проблему тяжелые почтовые машины — они регулярно разбивают асфальт, и лужа в этом месте практически не пересыхает», - написал Николай. 

Неделю спустя он получил ответ от администрации. 

«Здравствуйте! Даны поручения составить дефектную ведомость необходимых к исполнению объемов работ и определить их сметную стоимость с учетом фактического состояния дорожного покрытия в текущем году.  

Согласование реестра благоустроительных работ на территории города Ставрополя с включением в него необходимых объемов по данному адресу будет рассмотрено при формировании бюджета администрации города Ставрополя на 2022-2023 годы», - прокомментировал представитель администрации Александр Красношлык. 

Николай не сдался и в мае сообщил о другой огромной луже, из-за которой невозможно ни пройти, ни проехать возле дома по ул. Ленина, 460. На это обращение ответил руководитель комитета городского хозяйства Иван Скорняков: дескать, ждите, ремонт запланирован на 2022 год. 

Наступил июнь, Николай снова тормошит администрацию. 

«Разрушена дорога на подходе к детскому саду №46, - пишет он. - В проезде между домом № 432 по ул Ленина и Ставропольским краевым специализированным центром профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями ямы и лужи. Машины еще кое-как передвигаются, а люди вынуждены обходить по грязи, впритирку к мусорной площадке». 

Чиновники, а точнее, глава администрации Промышленного района Александр Красношлык, отвечают как по шаблону: 

«Здравствуйте! Вопрос ремонта дорожного покрытия будет рассмотрен при формировании бюджета города Ставрополя на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов с учетом приоритетности и финансирования». 

Теперь мы знаем об ответственном подходе руководства полумиллионного Ставрополя, некогда признанного самым благоустроенным городом России. На битву с лужами чиновникам требуется от года до трех лет. Со временем обещания становятся все более расплывчатыми и их исполнение отодвигается на более поздний срок. Но каждый раз слуги народа не забывают поставить галочку: «Проблема решена». 

Вообще, это очень удобный управленческий подход: утвердить план работ на годы вперед в полном отрыве от реальности. И не обеспечить необходимый запас на оперативное устранение внезапно выявившихся проблем. А зачем? В кабинетах чиновников жизнь идет размеренно. 

Вопрос закрыт. Проблема осталась 

Николай попробовал поднять еще несколько вопросов. Написал о развалившейся и частично разобранной пешеходной дорожке на улице Космонавтов. И получил ответ от замглавы администрации Ставрополя Ивана Скорнякова, что «вопрос ремонта тротуара будет рассмотрен в 2022 году». То есть ликвидация пары небольших очагов разрушения на улице - настолько эпически сложная задача, что даже только думать о ней начнут через год. 

Но иногда проблему действительно «решают». Пользователь пишет: 

«Абсолютно разрушен выезд с территории промышленной зоны на ул. Космонавтов. Бетономешалки и другие тяжелые автомобили раскатывают грунтовое покрытие выезда, перемешивают грязь и бетонную жижу, которая разносится на тротуар, велодорожку и проезжую часть улицы.  

С весны из леса беспрерывно сочится ручей, который практически не дает грязи высохнуть. Этот участок очень сложно преодолевать пешком, бегом, на велосипеде, самокате, коляске, с детьми, с собаками». 

Уже упомянутый Александр Красношлык бодро рапортует: 

«Здравствуйте! Работы по профилированию и уборке указанной в обращении территории выполнены подрядной организацией администрации Промышленного района города Ставрополя». 

Вопрос, казалось бы, закрыт. Только проблема никуда не делась. О чем в комментарии и сообщил горожанин: 

«Какое профилирование? О чем вы? На участке не сделано вообще ничего! Снова дождались состояния «грязь засохла» и отчитались о выполнении». 

И такое «бодание» с горожанами может длиться месяцами. А чтобы сбить пыл настойчивого жалобщика, ему предлагается раскрыть свои персональные данные: 

«Здравствуйте, для повторного рассмотрения вашего сообщения, пожалуйста, укажите на электронную почту отдела приема граждан администрации города Ставрополя ваш контактный номер телефона, ваши данные и номер сообщения на портале «Умный Ставрополь», - пишет Мария Бжезовская, руководитель отдела приема граждан городской администрации. 

Но и тут незадача. «Мария Михайловна, на сайте администрации Ставрополя не указан адрес электронной почты отдела приема граждан, - сообщает чиновнице собеседник, - Там есть только ваш номер телефона и номер кабинета. Пожалуйста, сообщите адрес электронной почты здесь, либо укажите, где его можно найти». 

Любимая игра - в «несознанку» 

Одна из самых «любимых» горожанами тем, о которой сообщают «Умному Ставрополю», - состояние улицы Южный обход. Она давно уже стала внутригородской, здесь живут и работают десятки тысяч ставропольцев. А тротуаров до сих пор нет, жители могут передвигаться пешком только по грязным обочинам. А еще там очень плохо организованы переходы и вечно ломаются кнопки включения светофора «по требованию». 

«Настоящим «спасением» для администрации остается тот факт, что дорога до сих пор не состоит на балансе города и принадлежит Росавтодору как часть федеральной трассы, - объясняет Алексей Кулешов. - То есть за два десятилетия, пока Ставрополь вырастал в сторону Южного обхода, муниципальные чиновники не смогли договориться с госструктурой ни о благоустройстве улицы, ни о передаче городу, как обычно делают в подобных случаях.  

Из-за этого до сих пор не решен вопроса выезда из гипермаркета «Леруа Мерлен», в результате чего приходится делать большой крюк через Деминский круг. А зачем бюрократам эти проблемы, когда есть прекрасная возможность просто отмахнуться и переложить ответственность на другое ведомство?» 

Вообще, игра в «несознанку» - любимое занятие функционеров, говорит активист. Регулярно приходят жалобы на автовладельцев, которые паркуются на газонах, превращая их в грязное месиво. Но представители администрации либо утверждают, что в момент проверки факт не подтвердился (видимо, потому что в рабочее время люди работают, а паркуются где попало на ночь), либо государственные номера не читаются (прекрасно читаются, проверить это можно непосредственно на сайте). 

Отказ по формальным основаниям 

Еще одну чиновничью игру можно назвать отказом «по формальным основаниям».  

Житель Военного городка обратился на сервис с целым рядом проблем. Этот район, несмотря на развитую торговую и социальную инфраструктуру, наличие конечных остановок общественного транспорта и множество других преимуществ, до сих пор находится у города на положении бедного родственника.  

Огромные пространства между домами, которые могли бы стать замечательными скверами для десятков тысяч местных жителей, остаются пустырями, заваленными мусором. А качественный тротуар с фирменной ставропольской плиткой обрывается чуть дальше нового детского сада. 

В ответ неравнодушный горожанин получил отписку, что выбор территорий для благоустройства территорий решается всенародным голосованием, а что касается тротуара, то он есть на всем протяжении улицы Советской армии, просто с переходами то на четную, то на нечетную сторону. 

«Однако и то, и другое - ложь, - утверждает руководитель Комитета народного контроля Алексей Кулешов. - Мы прекрасно понимаем, что решения о благоустройстве принимаются чиновниками и бизнесом, а голосование - фикция, позволяющая получать деньги под соответствующие федеральные программы.  

Достаточно вспомнить бульвар по ул. Ивана Щипакина. Работы там начались еще в феврале, а голосование закончилось в июне. И, о чудо, именно этот вариант победил! Что до тротуара, то вместе с переходом на другую сторону он превращается в узкую заросшую тропинку, некогда покрытую асфальтом, а чаще - толстым слоем грязи. Там и два человека с трудом разойдутся. Но формально - да, он есть». 

Бывают и курьезные истории. 18 марта жители ул. Куйбышева пожаловались на сухостой. Через пять дней представитель администрации отрапортовал, что обрезка выполнена. В комментарии «гражданского контроля» говорится, что обрезали не те деревья и угроза по-прежнему сохраняется. 

 

Горожане, давайте воссоздадим в краевом центре умное общественное самоуправление 

Призывает Алексей Кулешов, инженер-инноватор в сфере проектирования и внедрения систем «Умный город»: 

- Конечно, не стоит мазать все одной краской. Решенных вопросов тоже много, но, как правило, они касаются либо незначительных проблем (дворник подмел улицу – и стало чисто), либо и так решаются, но по другому ведомству. Например, дом с протекающей крышей уже включен в планы краевого фонда капремонта. 

Сервис «Умный город» как инструмент оперативного решения проблем жителей Ставрополя забуксовал в бюрократической трясине. Тем не менее его по-прежнему можно считать прекрасным нововведением. Именно благодаря ему каждый может убедиться в качестве работы нынешней администрации, а заодно познакомиться с ее любимыми способами ухода от ответственности. 

Эксперты Комитета народного контроля понимают, почему так произошло. Это не замена традиционным структурам местного самоуправления, а фактическая обманка. Да, люди могут пожаловаться на свои проблемы, но в итоге получат формальные отписки. Потому что возможности решать вопросы на местах по-прежнему нет.  

Обратим внимание на международный опыт. Любой крупный город, хоть в Канаде, хоть в Китае, тоже «умный», да не чета нашему.  

Системы интеллектуального управления там представляют собой не простенький сайт с ответственным чиновником у компьютера. Это совокупность тысяч датчиков, камер и постоянно совершенствующихся алгоритмов.  

Они уже сегодня способны управлять трафиком, перераспределяя режимы светофоров, обнаруживать аварии систем ЖКХ до того, как люди вообще их заметят, опознавать преступников и много чего еще.  

Но удобными и безопасными эти города стали не только и не столько благодаря развитию техники. Пару десятилетий назад подобные системы находились в зачаточном состоянии, а жизнь шла и проблемы решались.  

В следующем номере мы подробно остановимся на зарубежном опыте общественного самоуправления. Расскажем, что, например, жители канадского города Калгари не будут искать ответственного чиновника в мэрии или писать жалобу на сайт. Они обратятся в электронное сообщество жителей своего района, куда они платят часть налогов и которое оперативно решает все проблемы этой территории.  

Комитет народного контроля начинает большую работу по возрождению общественного самоуправления в рамках федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

Вместе с жителями мы воссоздадим в Ставрополе полноценную систему ТОСов — территориального общественного самоуправления с реальными полномочиями и возможностями влиять на все городские процессы развития инфраструктуры, социальной и культурной жизни.  

Мы приглашаем всех неравнодушных общественников подключиться к этой работе. 
Звоните нам по тел.:  
+7(962)445-55-30 
Пишите на сайт: www.knk-skfo.ru  
Вместе мы сможем добиться большего! 

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях