Поиск на сайте

Каким видят мир через объектив молодые фотографы Пятигорска

 

В пятигорской арт-кофейне Гукасова (на входе в парк «Цветник») открылись две выставки фотографов Юрия Борисенко и Дианы Котиковой. Пожалуй, сегодня это единственное место в курортном городе, где молодые авторы могут выставить свои работы. Причем порой нарочито революционные.
Именно так можно оценить некоторые фотоработы Котиковой с мистическими названиями Jazebel, «Дьяус», «Джокер», Le veux («Я хочу»)... Они даже на одной стене висят, словно галерея фриков, которые явно притягательны для фотографа именно своей необычностью.
Размазанные по лицу помада и тушь, жутковатые взгляды, заломленные руки – для Котиковой это все красиво, потому что непривычно, ломает стереотипы. Или вот девушка в развевающемся на ветру вечернем платье шагает по проселочной дороге – это «Лилит», праматерь, которая, как видит художник, отправляется создавать какой-то новый мир.
Вообще, работы Котиковой мажорными явно не назовешь. Даже ее путевые зарисовки из внешне респектабельных Праги и Парижа отдают явной тоской. Люди идут на работу и с работы с хмурыми лицами, расцветить которые, кажется, уже никто не в силах.
Словно автор «физиологического» очерка в XIX веке, Котикова тщательно препарирует российскую обыденность века XXI. Объектив делает привычную жизнь еще контрастнее, обостряя вроде примелькавшиеся детали. Таковы, например, работы «Халцедон», «Антагонизм», «На паперти» – невеселые зарисовки социального дна. Но вовсе не отталкивающие, а притягательные за счет острой наблюдательности талантливого художника.
Пожалуй, самая сильная по эмоциональности работа на выставке – с невеселым названием «Удел». Этакий хичкоковский взгляд из раскрытого окна во двор, по которому прогуливаются две женщины с детьми: у одной малыш в коляске, у другой – уже взрослая девочка с тонкими, иссохшимися ногами, в инвалидном кресле.
Котикова без прикрас передает мир со всеми его социальными контрастами и мрачными уголками. Но чувствуется, как сильно ей хочется взлететь, упорхнуть прочь в другой мир – красивый, но нереальный.
Работы другого автора, Юрия Борисенко, – тоже своего рода попытка ускользнуть от серости будней. В аннотации к своей экспозиции он пишет, что его интересуют красоты природы и творения рук человеческих, но более всего – волшебство их соприкосновения. Так рождаются поистине удивительные наблюдения.
Более всего на выставке зрителя цепляют меткие, образные названия работ, например: «Железный комар» и «Железный жираф» – это вертолет и башенный кран, застывшие на фоне облаков, или вот «Солнце в сети» – заходящее над степью солнце и впрямь словно бы запуталось среди опор ЛЭП.
На работах Борисова – узнаваемые пейзажи, которые вместе с новыми названиями словно приобретают вторую жизнь. И вот на выставке оживает «Каменная река» (груда валунов посреди зимнего леса) или пробуждается «Чувство тепла» (ветер нежно ласкает степные ковыли).
А венчает всё это «Шаманский лес», как будто Борисенко не просто пытается уловить магию фотообраза, а искренне верит в волшебность каждого из запечатленных им предметов. И, словно Гэндальф, шаманит вместе со зрителем, вовлекая его в ритуальный танец оживших механизмов и зачарованных деревьев.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях