Поиск на сайте

История о том, как судья ставропольского арбитража Вячеслав Зорин своим сомнительным решением загнал в транспортную ловушку целый город

 

Шлейф тянется долго
Самый масштабный в истории города дорожный ремонт улицы Космонавтов стал и самым скандальным еще задолго до начала.
Четыре года назад участок улицы длиной 700 метров обновили, что обошлось бюджету в 145 млн. рублей (вместе с реконструкцией автомобильной развязки с улицами Доваторцев и Тухачевского). Половину суммы выделил федеральный центр, за эти деньги были полностью перенесены коммуникации, добавили число полос, сделали металлические отбойники, освещение и автобусную остановку.
Спустя два года оставшуюся часть улицы (длиной около двух километров) немного подлатали, сделав ямочный ремонт. Однако замруководителя комитета городского хозяйства Андрей Лазуткин сразу предупредил журналистов: «То, что мы сейчас сделаем, следующую зиму не выстоит. А вкладывать огромные деньги в реконструкцию мы не готовы».
И вот, наконец, деньги нашлись. Весной прошлого года краевая дума одобрила выделение Ставрополю субсидии в размере 200 млн. рублей на реконструкцию улицы Космонавтов. После этого комитет городского хозяйства приступил к разработке конкурсной документации, что затянулось на три месяца.
Сам конкурс был объявлен лишь в августе, на него подано восемь заявок, в том числе от крупнейших дорожных компаний края – «Спецуправления дорожных работ» (СУДР), «ДМД», «МДС ПМК», «Крайавтодорсервиса» и «Блеска». Однако краевое управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) посчитало, что конкурсная документация составлена с нарушениями: в ней неточно указаны требования к различным материалам, используемым при строительстве, – бетону, раствору, асбесту, стальным и пластиковым трубам.

 

Долгие мытарства
ФАС потребовала внести изменения в техзадание, продлив срок проведения конкурса. После всех мытарств конкурсную документацию утвердили лишь с четвертого(!) раза, в конце июля. Однако сам тендер так и не состоялся. По причине того, что в поданных заявках у всех восьми компаний-участников были обнаружены ошибки. Решение отсеять участников приняла конкурсная комиссия, которую возглавлял руководитель комитета муниципального заказа и торговли Алексей Ломанов.
Причем ни одна из фирм снятие с тендера не оспаривала, согласилось с этим и краевое управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которое следит за проведением конкурсов.
94-й закон «О закупках» на такой случай предусматривает два варианта развития событий. Первый – проводить повторный тендер, что называется, «с нуля». Но в данной ситуации это было нереально, поскольку конкурс затянулся бы до конца финансового года, и тогда Ставрополь потерял бы бюджетную субсидию, выделенную на ремонт дороги.
Второй вариант – получить согласие уполномоченного органа, чтобы заключить договор с подрядчиком, скажем так, во внеконкурсном порядке. Руководитель комитета городского хозяйства Юрий Голоскоков создал рабочую группу, в которую включил сотрудников своего комитета и представителей крупнейших фирм-подрядчиков.
Рабочая группа и приняла решение, что тендер стоит «отдать» ООО «ДМД». Это одна из крупнейших строительных компаний в крае, которая первоначально занималась гидротехническими работами, а в последние два года – ремонтом и строительством дорог.
Комитет городского хозяйства обратился в минэкономики края, которое согласилось с выбором единственного поставщика. С компанией «ДМД» заключили муниципальный контракт, и на улице Космонавтов начались работы.
Неожиданно в этой истории появился новый персонаж – фирма «Ставстроймонтаж», та самая, которая первоначально подала заявку на реконструкцию дороги, но не была допущена к конкурсу.
Замечу, свое отстранение первоначально фирма не оспаривала (закон отводит на это пять дней).
Зато в конце октября «Ставстроймонтаж» неожиданно обратился с иском в арбитражный суд края, считая, что фирму сняли с конкурса незаконно. На этом основании компания потребовала отменить контракт, заключенный с «ДМД». Затем «Ставстроймонтаж» уточнил исковые требования, настаивая, чтобы контракт заключили именно с ним.
Чтобы читателю было понятно: это фирма, которая последние десять лет занималась в основном работой по содержанию дорог, а самый крупный ее проект – ремонт улицы Ленина и внутриквартальных проездов в селе Донском стоимостью 18 млн. рублей.
Сам Юрий Голоскоков относительно «Ставстроймонтажа» эмоций не скрывает. «Дельцы пытались затянуть процедуры, чтобы мы пришли с ними договариваться. 94-й закон – это отдельный бизнес для многих компаний. И в нем участвуют не только те, кто собирается работать, но и те, кто зарабатывает на жалобах», – заявляет руководитель комитета городского хозяйства Ставрополя в телевизионных интервью.

 

Судейская «бомба»
Администрация Ставрополя также обратилась с иском в суд, требуя отменить предписание краевого управления ФАС, настаивавшего на незаконности конкурсной документации. Рассматривал этот иск судья Вячеслав Зорин, который посчитал, что требования ФАС незаконны, администрация ничего не нарушала, а конкурс можно проводить без изменений в техзадании.
Этот же самый судья Зорин рассматривал и исковое заявление, поданное «Ставстроймонтажом» к властям Ставрополя. А вот когда истцом стала богатая частная компания, он вдруг круто изменил свое видение Гражданского кодекса. Зорин признал действия администрации, отказавшей «Ставстроймонтажу» в участии в конкурсе, незаконными. И обязал мэрию заключить контракт именно со «Став-строймонтажом» как единственным поставщиком, невзирая на то, что участников конкурса было восемь.
Фактически Зорин единолично взял на себя функции сразу двух ведомств – комитетов по муниципальному заказу и городскому хозяйству. Даже признав действия комитета городского хозяйства незаконными, он был обязан потребовать провести новый тендер. А что, если завтра в суд обратится какая-то из других компаний, участвовавших в конкурсе? По прецеденту арбитраж будет обязан признать именно ее победителем несостоявшегося тендера.
Почему судья Зорин так безобразно обошелся с законом?! Не с того ли, что с первого января (спустя две недели после вынесения решения) он ушел в почетную отставку? И теперь с него все взятки гладки.
Подсуетился судья Зорин и вот в чем. Пока шло разбирательство по иску «Ставстроймонтажа», он принял обеспечительные меры, потребовав прекратить все работы на улице Космонавтов, где к тому времени было занято 40 единиц техники и около сотни рабочих.

 

Транспортный коллапс
Как рассказал заместитель генерального директора компании-генподрядчика «ДМД» Дмитрий Черноштан, всего до «заморозки» строительства было освоено около 70 миллионов рублей. По его словам, на 90% успели выполнить работы по обустройству ливневой канализации, на 60% – устройство земляного полотна и лишь на 50% – дорожной одежды. «ДМД» успел уплотнить и укатать несколько слоев каменных материалов и смесей, а вот «закрыть» их сверху асфальтом до появления судебных приставов удалось лишь частично.
А поскольку работы не были должным образом законсервированы, то с приходом холодов и снегопадов недостроенная дорога начала постепенно разрушаться. Сумма потерь может составить от 30 до 50 млн. рублей. Сейчас эти средства комитет городского хозяйства намерен взыскать с компании «Ставстроймонтаж», по настоянию которой в середине зимы и пришлось спешно «замораживать» строительство.
Между тем сумма потерь может возрасти. 26 декабря руководитель комитета городского хозяйства Юрий Голоскоков, повинуясь решению судьи Зорина, был вынужден заключить муниципальный контракт со «Ставстроймонтажом». Его стоимость – 200 миллионов рублей. То есть словно бы компания «ДМД» к тому времени полтора месяца не отработала на объекте, вложив в ремонт треть от требуемой суммы.
Вернуть строителям эти деньги может либо новый подрядчик, «Ставстроймонтаж» (из собственной прибыли), либо администрация Ставрополя (из бюджета). Значит, предстоят новые тяжбы. А тем временем мэрия также обратилась в арбитражный суд края, требуя отменить решение судьи Вячеслава Зорина и разорвать контракт со «Ставстроймонтажом».
В общем, уже четвертый месяц автомобилисты Ставрополя страдают в огромных пробках, дожидаясь окончания злополучного ремонта. А ведь поначалу завершить его обещали к новому году...
Причем остались в транспортной «ловушке» не только автолюбители, но и более трехсот жителей дачных поселков («Нива», «Прометей», «Лесные пруды», «Морозко» и «Березка»), для которых единственный выезд – через улицу Космонавтов. По перекопанной и закрытой дороге они даже выбраться в город не могут, съездить на работу или отвезти детей в школу.
Сколько еще продлится это мучение, сказать не может никто. Только в ближайший месяц в судах разных инстанций состоится четыре заседания по взаимным искам участников этой запутанной истории. А пробки становятся все длиннее...

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях