Поиск на сайте

 

Трудно ожидать от полпреда решительного рывка в борьбе с коррупцией. Причин - несколько

 

Миссия невыполнима
Как мы уже сообщали, полпред президента в СКФО Александр Хлопонин обратился к руководителям СМИ региона с вопросом: что делать с проклятой коррупцией?
Стало быть, признает степень осведомленности и адекватности работников СМИ. К кому же еще обращаться полпреду? К «городским сумасшедшим» или к «деревенским дурачкам», как высказался недавно президент Медведев? Или, может быть, к властным региональным структурам? Да разве они раскроют Хлопонину тайну, как покрепче затянуть аркан на их же собственной шее?
Меня удивляет другое. ЗАЧЕМ Хлопонину предложения по борьбе с коррупцией? Что он будет с ними делать? И потом, разве полпред за два года пребывания в Северо-Кавказском регионе не вник глубоко в ситуацию, не изучил принципы существования национальных элит и функционирования региональных властей?
Разве не читал громкие разоблачения «Открытой» газеты, наиподробнейшим образом прописывающей фактически в каждом номере коррупционные преступления с указанием фамилий, должностей, незаконно присвоенных средств, земель, хозяйств, предприятий?
Плохо, если ум полпреда на сей счет первозданно чист. Если же, как представляется, Хлопонин все-таки в курсе, то - одно из двух. Либо ему нет дела до происходящего в крае, либо бьет балду его окружение.
Второе маловероятно. Попав в обойму федерального аппарата, клеркам не резон рисковать престижным рабочим местом. Да и подбирают туда людей подготовленных.
Значит - первое: нет дела. Но почему? Ответ: да потому, что у полпреда нет и никогда не было такой задачи - наводить порядок в СКФО.

 

Завышенные ожидания
Десять лет назад полпредства президента в федеральных округах создавались с совершенно иными целями. Им надлежало приводить региональные законы в соответствие с федеральными решениями и взять под контроль финансовые потоки.
Полпреды обеспечивали реализацию конституционных полномочий главы государства. Было это в тот период, когда губернаторы избирались и порой творили с законодательством, что хотели.
Под институт полпредов в России было создано 168 окружных федеральных структур - огромная чиновная, юридически подкованная армия.
Когда губернаторов стали назначать, полпреды оказались в двусмысленном положении. Лояльнейшие Кремлю главы регионов уже не нуждались в надсмотрщиках. И если, к примеру, Дмитрия Медведева очень уж устраивал Валерий Гаевский, то Александру Хлопонину, также зависимому от президента, ничего не оставалось, кроме как воспринимать этот факт как данность. И стараться играть в регионе роль некоего стратега.
Большая политика построена на взаимоотношениях больших чинов. Где тут борьбе с коррупцией приткнуться? Однако народ по давней своей генной памяти воспринимает ставленника Москвы как мессию, прибывшего навести порядок - пересажать коррупционеров, фальсификаторов и бандитов, узаконить справедливость, обласкать сирых и убогих «рукой Кремля».
Увы, не может этого Хлопонин. Не в его это компетенции. Снять буденновского венценосного «пятиглавого» столоначальника с фальшивым дипломом Александра Юрченко или задать перцу незаконному мэру Минвод Константину Гамаюнову полпред президента не может.
Нет у Хлопонина полномочий вмешиваться в дела краевой, местной власти, влиять на суд, прокуратуру и следственные органы. Ну, разве что ударом кулака по столу. Да и то, когда никто не видит.

 

Зато честно
Полпреды по большому счету - свадебные генералы. Из них Александр Хлопонин - самый популярный. В прошлом году он, единственный из своих коллег, попал в рейтинг «100 ведущих политиков России», хотя и оказался на 30-м, не слишком почетном месте.
Представления народа о других полномочных представителях президента ограничены сообщениями в местной прессе по принципу: «Полпред провел совещание, наградил, перерезал ленточку…»
Хлопонин же порой делает заявления, вынуждающие федеральный центр обращать внимание на Северо-Кавказский регион. Так, на состоявшейся недавно в Пятигорске коллегии МВД по СКФО Александр Геннадьевич заявил, что округ является «лидером по отмыванию денег» через банковскую систему и подставные компании, что пока не удается переломить ситуацию с легализацией капиталов.
Другое честное признание полпреда - нерешенная проблема подпитки террористов деньгами предпринимателей. На Северном Кавказе «гуляет» множество фальшивых денег, а их изготовители, в том числе спонсирующие бандитов, до сих пор на свободе.
Заявление довольно смелое. О разгуле коррупции в нашем регионе федеральные власти говорят редко. Можно предположить, что Центру СКФО не интересен. Нет у Кремля продуманной политики в отношении Северного Кавказа. И чем дольше ее не будет, тем отчетливее будут звучать лозунги: «Хватит кормить Кавказ!» и «Ставрополье, из СКФО бегом марш!»
И ведь есть основания для подобных умозаключений. Народ видит нищету своих территорий и сопоставляет с огромными бюджетными вливаниями в северокавказские республики. Федеральная власть покупает стабильность в неспокойном регионе ценой сотен миллиардов рублей, провоцируя тем самым протестные настроения в российской глубинке.
Так что, Александру Хлопонину не позавидуешь. Лавировать среди расставленных ловушек, уворачиваясь от упреков в бездействии снизу и от обвинений в самодеятельности сверху - занятие малопривлекательное.

 

А кто вы де-юре?
Осенью прошлого года в околопрезидентских кругах все настойчивее заговорили о том, что институт полномочных представителей себя изжил и требует обновления.
И опять ставленникам Кремля в федеральных округах было не до борьбы с коррупцией. Еще бы. Ведь кипели такие страсти! Валентина Матвиенко предлагала создать представительства Минрегиона и ввести должности «министров по делам территорий».
Раскололись мнения политологов: одни утверждали, что полпредам следует остаться «оком государевым», другие доказывали важность полпредов как связующего звена с Центром только в экономически и политически слабых субъектах Федерации, а в сильных предлагали довериться губернаторам.
Думаю, что сейчас, когда президент завел речь о выборности губернаторов, око и рука Кремля вновь будут востребованы. И тем самым может быть наконец узаконено существование самих полпредов.
Ведь 10 лет они действуют в правовом поле, ограниченном только… указом президента «О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе».
Судя по содержанию главы «Обязанности полпреда», государев муж отвечает за все и вся. Но при этом нет закона о полпредах, а значит, круг их полномочий и степень ответственности не определены. За что же тогда и как может отвечать тот же Хлопонин? Ведь едва он надумает бороться с коррупцией и «строить» местные элиты, как любой глава региона - хоть избранный, хоть назначенный - ему скажет: «Не лезь». И будет прав. Да и президент не позволит выйти за рамки дарованных им степеней свободы.
Более того, де-юре не существует и самих федеральных округов. Их нет ни в одном законе. В том числе в Конституции. То есть вся конструкция института полпредов создана искусственно. Довести ее «до ума» - значит поднять проблему сохранения полпредств на уровень конституционной реформы. А это дело чревато непредсказуемыми для России последствиями.

 

Тщеты напрасные
Смысловые галлюцинации высшего чиновничества напрочь исключают главное - предметный ответственный подход полномочных представителей президента России к насущным проблемам нашей страны. Полпреды, как впрочем чиновное сословие в целом, вращаются во властной обойме, и это единственное, что у них хорошо получается. Социум же существует отдельно от них.
Такое же мнение на этот счет известного политолога и социолога Георгия Сатарова: «Если будет реализовываться то, что предлагают полпреды, это будет только усугублять угрозу распада страны. Так что не усиливать надо этот институт, а, наоборот, ослаблять его и ликвидировать».
Полпредам бы плотно заняться спасением России, которую они, в отличие от столичных чиновников, знают изнутри. Призвать бы в соратники силовиков и лидеров общественности, подготовить программу народосбережения, спасения молодого поколения. Предложить бы «снизу» стратегию развития государства, его экономики, культуры и образования, честно оценив их как деградирующие, загубленные за годы реформ...
Увы. Полпредство в СКФО больше напоминает пришельца из космоса, который живет в параллельном измерении и мыслит иными категориями. И ожидать от Александра Хлопонина решительного рывка в борьбе с коррупцией, даже при условии наличия тезисов-подсказок от журналистов, - напрасная тщета.
Нет такой опции в системе прямой связи полпредов с Кремлем. Так что, полагаю, не стоит давать народу  неисполнимые обещания и надежды.

 

Елена САРКИСОВА

 

Джунгар23 апреля 2012, 17:00

Судя по всему происходящему, институт полпредов призван помогать власти угнетать народ.

Павел Кюльбяков МОО Общественный Совет17 апреля 2012, 23:37

Спасибо за статью.Спасение утопающих- дело рук не Полпредов.По всей вероятности и А.Г. Хлопонин не расчитывал ,что ему отведена роль "свадебного генерала",а жаль. С самого начала работы в СКФО Александр Геннадьевич правильно оценил и озвучил критическую ситуацию с коррупцией во взывоопасном, многонациональном регионе ,но в Центре не услышали.Потому и перерезает красные ленточки ,а мог бы помочь препроводить в Нижний Тагил многих коррупционеров, о которых так часто писала "Открытая".

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий