Поиск на сайте

На фоне кризиса на Ставрополье лучше всего себя чувствуют службы доставки еды и ремонта оргтехники. А вот экономят ставропольцы на химчистках и прачечных

ВЦИОМ констатирует: экономический кризис становится все глубже. Представители реального бизнеса массово жалуются на высокие налоги, падение платежеспособного спроса населения и риски банкротства.

Ухудшение констатируют все предприниматели вне зависимости от масштаба и отрасли деятельности. Три четверти российских бизнесменов (76%) оценивают состояние экономики как кризисное и катастрофическое, а о «хорошем» положении в стране заявили лишь 4% респондентов.

В таких условиях бизнесменам приходится все яростнее бороться за клиентов. А вот о том, как их привлечь, говорили на конференции «Клиентский сервис», которая прошла на минувшей неделе в Ставрополе (информационным партнером выступила «Открытая»).

Ирина Забегалова из группы компаний Step by step представила результаты исследования потребительского поведения россиян. Последние два года практически не растут реальные доходы населения, по-прежнему очень мало людей могут позволить себе, скажем, питаться вне дома или покупать алкоголь.

На Ставрополье люди ради экономии отказываются от «необязательных» услуг: без работы остаются химчистки и прачечные. Все больший рационализм проявляют покупатели «рисковых» услуг (скажем, авиабилетов и турпакетов), меньше тратят на развлечения, зато все больше – на здоровый образ жизни и правильное питание.

По словам Ирины Забегаловой, бизнес пытается чутко реагировать на «кризисные» предпочтения граждан. Надо ведь выживать! Отсюда – всевозможные скидочные акции, распродажи, сайты по продаже купонов и сертификатов на различные услуги. Все чаще компании предлагают клиентам «совместные» покупки: приведи друга – и получишь скидку.

Бум на Ставрополье переживают службы ремонта автомобилей и оргтехники и швейные ателье: дешевле отремонтировать старое, чем купить новое. Растет темп жизни, и, чтобы быстро перекусить, люди идут не в кафе, а заказывают еду на дом. Так дешевле. Зато в шоколаде – службы доставки пиццы!

Еще одна тенденция: высококлассные специалисты уходят в частную практику – зачем им работать на чужую компанию, если можно «на себя».

Ну а сами бизнесмены, чтобы сэкономить на аренде помещений, открывают онлайн-курсы (появились даже автошколы «на диване»).

Несмотря на кризис, растет спрос на коммерческую медицину. За прошлый год в частных клиниках ставропольцы оставили рекордные 10 млрд. рублей. Правда, к выбору клиник нужно подходить очень взвешенно, рассказала директор медцентра Ставропольского медицинского университета Елена Наумова.

Чтобы завоевать и сохранить доверие клиента, приходится идти на жесткие меры: избавляться от врачей с опытом, но не внушающих доверие пациентам (это, скажем, доктора с татуировками). Крайне спорное заключение, вызвавшее бурное обсуждение в кулуарах конференции, где было немало представителей медицины.

В некоторых отраслях краевой бизнес откровенно проигрывает «войну за клиента». В том числе, как ни странно, в туризме. Руководитель агентства «Регион СК» Оксана Кузьмина представила грустные результаты соцопроса среди 800 отдыхающих в городах Кавминвод: 47% опрошенных поставили «двойку» работе экскурсоводов и 15% – туристическим компаниям.

Экскурсионные туры и программы оценили туристы на слабенькую «троечку» – они дорогие и неинтересные. Нет интересных пеших маршрутов к природным красотам, а экскурсии по городам-курортам ограничиваются лишь поездкой к паре-тройке «дежурных» достопримечательностей. Хотя туристы ждут полноценную пешую прогулку с интересными рассказами о кавминводской старине.

Почти нет специальных предложений для семей с детьми, молодоженов, любителей рыбалки... Учитывая, что на Кавминводы ежегодно приезжает более миллиона туристов, можно было бы давно разработать такие программы – так нет, десятилетиями здесь впаривают отдыхающим одно и то же. Да еще и втридорога!

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях