Поиск на сайте

В Ставропольском краевом музее им. Г. Прозрителева и Г. Праве открылась уникальная выставка «Орудия наказания Средневековья», привезенная к нам из Санкт-Петербурга

 

Ставрополь стал первым городом в России, куда прямиком из Петропавловской крепости привезли древнейшие экспонаты. Некоторым из них больше 400 лет! Собирали их по казематам крепости, которая до сих пор хранит множество тайн. Именно здесь мучились венценосные страстотерпцы. Здесь пытали княжну Тараканову и царевича Алексея. Все орудия здесь - подлинные, их больше 100. Слабонервным лучше не смотреть: топоры для отрубания кистей рук, дыба, «стул ведьмы» и прочие  приспособления для жутких мучений выставлены в залах краевого музея. Подробнее о них корреспонденту «Открытой» рассказала куратор выставки Ольга ПОПОВА.

 

- Ольга Васильевна, расскажите, ведь  Петропавловка изначально строилась как оборонительная крепость?
- Да, но через несколько лет после того, как строительство крепости было завершено, она стала использоваться как тюремная. В  течение всего восемнадцатого и девятнадцатого веков в ней содержались политические заключенные. 
Одним из первых мучеников Петропавловской крепости стал сын Петра Первого царевич Алексей. Царевича подозревали в заговоре против отца и вместе с теми, кого считали участниками заговора, привезли в крепость. В застенках Петропавловки царевича  долго и жестоко пытали, а потом казнили. 
В одной из комнат Комендантского дома находился Верховный уголовный суд, который учинял следствия и выносил приговоры заключенным. 
- И много там было известных политических заключенных?
- Много.  Наиболее известные из них — декабристы. Пятеро из них, признанные руководителями восстания, выслушали смертный приговор в Петропавловской крепости. Они были первыми борцами за Конституцию в России - Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский. 
Знаменитыми узниками Петропавловской крепости были и русские классики, Чернышевский, Герцен. В 1849 году, будучи 28-летним начинающим писателем, в казематы был доставлен Федор Достоевский. Он проходил по делу революционера Петрашевского, организовавшего заговор против царя. К счастью для русской литературы, после разбирательства Достоевский вскоре был освобожден.
Одними из последних узников (незадолго до революции 1917 года) стали солдаты Павловского полка, которые в Февральскую революцию выступили с требованием ликвидации царской власти. В их защиту выступили сослуживцы – и в итоге восстал весь гарнизон Петропавловки, и узники были освобождены. Уже после Октябрьской революции в крепость заключили членов Временного правительства. 
- Содрогаешься, когда смотришь на инструменты пыток, применяемые к узникам крепости...
- Да, пытки были настолько изощренными и изуверскими, что даже не верится, что все это придумали люди. К примеру, дыбу, наиболее распространенное орудие пыток, упоминания о котором встречаются еще в исторических описаниях. Дыбу применяли не только в России, но и на всей территории Европы. Обездвиженную жертву растягивали порой на 30 сантиметров, пока не разрывались мускулы. 
- А что это за страшное на вид утыканное шипами сооружение под названием  «ведьмин стул»?
- Пыточное устройство под таким названием применялось не только в средние века, но и в немецких концлагерях ХХ века:  деревянное кресло, сиденье которого утыкано острыми шипами. У более «продвинутых» образцов шипами были усажены еще и подлокотники. Истерзанный длительной и нестерпимой болью человек сознавался в чем угодно. Кстати, изначально «ведьмин стул» был придуман в Европе инквизиторами для расправы над женщинами, обвиненными в колдовстве. 
- Среди экспонатов есть и так называемый пояс верности, он вроде  совсем не орудие пыток - женщины надевали его добровольно...
- Тяжеленную железную скобу с небольшими отверстиями надевали на своих жен крестоносцы, когда уходили в дальние походы. Бедные женщины мучились месяцами –  ведь пояс верности нельзя носить больше двух-трех дней, появляются раны и язвы.  Самое удивительное, что женщины действительно добровольно шли на эти муки, чтобы угодить мужьям  и доказать им супружескую верность. 
- А что за экспонат «скамья сплетниц»?
- «Скамья» была орудием «мягких» пыток, которые ломали человека, причиняя ему больше не физическую, а психологическую боль. Применялась  в основном к людям, обвиняемым в клевете или оскорблении личности. Руки и шею женщины закрепляли в небольших отверстиях, так что наказанная оказывалась в неудобной «молитвенной» позе на несколько дней. 
- Страшновато на все смотреть... Чем же все-таки привлекает посетителей такая жутковатая выставка? 
- Большинство посетителей видит в экспонатах лишь исторические предметы. Были, конечно, среди них и люди с болезненными интересами. Не желая воспалять воображение, мы изначально отказались от «кровавых эффектов». 
Важнее историческая фактология: где это устройство применялось, на каких процессах. Конечно, это все неотъемлемая часть нашей истории, и люди, испытывая ужас и потрясение от предназначения таких предметов, глубже понимают, через что прошло человечество, какими жестокими и страшными были пути эволюции. 
Знания, которые получают посетители, и гамма чувств, которые они при этом испытывают,  заставляют по-иному взглянуть и на некоторые моменты современной жизни.
 

 

Элла  ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях