Поиск на сайте

 

 

Причины межнациональных конфликтов кроются в социальной несправедливости, считает доктор философских наук Вахит Акаев

 

- Так ли важны религиозные ориентации в жизни современного человека? Какая природа - религиозная или этническая - преобладает во взаимных негативных отношениях людей разных национальностей? 
- В современном мире миллиарды людей придерживаются различных религиозных верований, ценностей. Все это, без сомнения, способствует установлению между людьми барьеров, формированию стереотипов, но не говорит о важности религиозных ориентаций для современного человека.
Для мусульманского мира религиозные ценности преобладают над «безответственным» правом человека. Для Запада права человека расходятся с традиционной культурой. Здесь очевиден конфликт культур и цивилизаций. Может быть, кем-то он и подогревается, но объективный характер более чем очевиден.
Во взаимоотношениях между людьми, культурами, цивилизациями очень важно уважительное отношение к религии. В противном случае не избежать беды. 
- После создания СКФО на Ставрополье зафиксирован всплеск антикавказских, если конкретнее, античеченских настроений. В декабре этот всплеск проявился по всей России. Чем вы это объясните?
- Природа этих настроений разнообразна, и подогреваются они по-разному, например, теми, кто воевал в Чечне и работает в различных силовых структурах. Покупка собственности в крае состоятельными чеченцами вызывает у бедных людей нездоровую реакцию. 
Нередко сталкиваются интересы бизнес-элит. Существует конкуренция, которую можно «канализировать» на тех, кого нужно оттеснить. Есть случаи, когда отдельные представители чеченской молодежи ведут себя вызывающе, что возмущает местных жителей. Вот те факторы, посредством которых можно объяснить эти настроения. 
Нередко местная власть и общественность своими необдуманными действиями усиливают межнациональную напряженность. Разве установка памятников Ермолову способствует достижению межнациональной гармонии?
- Вы поставили свою подпись под письмом Александру Хлопонину против установки памятника Ермолову в Пятигорске? На ваш взгляд, должен ли он публично высказать свое мнение по поводу установки этого памятника?
 - Я поддержал письмо, которое было написано на имя Александра Хлопонина по поводу установления памятника Ермолову в Пятигорске. Такие памятники уже есть в Ставрополе и Минводах. 
Я не считаю, что Ермолов является основателем Пятигорска или Минвод. Подобная политика, с моей точки зрения, означает разделение народов CКФО на «своих» и «чужих» и подводит фундамент под искусственное противостояние русского и нерусского населения края. 
Я считаю, что в Пятигорске, в столице многонационального CКФО, следовало бы ставить памятники выдающимся ученым, культурным деятелям, просветителям, которых уважают и признают все народы региона. Фигура же Ермолова не служит консолидации народов округа. 
Хочу также отметить, что в стране культура поведения молодежи находится на крайне низком уровне. Думается, нужна продуманная система, которая работала бы в Грозном, Ставрополе, Москве и так далее. Меня все время занимает вопрос: на основе каких ценностей, норм, идеалов можно сплотить молодежь региона и страны в целом? 
- Сегодня много говорят о существовании подпольных организаций политического ислама. Сколько из них считаются террористическими, действительно ли так велика их роль в криминализации Северного Кавказа и страны в целом? Или же это - результаты действий расплодившихся по России банд абсолютно всех национальностей?
- Вопрос о политическом исламе у меня всегда вызывает недоумение. В природе нет явления, именуемого политическим исламом, но западные исследователи такое понятие ввели в научный оборот, а наши исследователи подхватили его.
Если члены какой-то преступной группы называют себя мусульманами и совершают насилие, теракты, то они к исламу никакого отношения не имеют. Здесь надо основательно разобраться, «откуда ноги растут». На Северном Кавказе действует некое подполье, его называют бандитским, террористическим. Но кому-то очень хочется назвать его исламским.
Это подполье неоднородно. Среди подпольщиков имеются и те, кто ушел в лес, следуя чувству мести. Не секрет, что нередко правоохранительные органы калечат судьбы молодых людей, попавших в поле их подозрений, жестокими пытками заставляют признавать вину; есть и те, у которых руки в крови. Часто роль преступников в дестабилизации политической ситуации в регионе, стране преувеличивают. В этом имеется своя выгода. 
В стране расплодились скинхеды, фашисты, наиболее отъявленные из них совершили не одно убийство. Они проводят свои марши, демонстрируют боевую готовность, хвалятся своими «подвигами». Именно подполье и такие организованные силы способны криминализировать общество, подорвать национальное единство страны. 
- Можно ли рассматривать сегодняшние конфликты в Ставропольском крае и других регионах России как следствие двух чеченских войн? Основными участниками массовых беспорядков становятся самые молодые люди. Если взять Чечню, то молодые люди, выросшие в республике, сформировались в основном в условиях войны, которая тоже является огромным воспитательным фактором. Без особого внимания государства и родителей, без нормальной учебы, без жизненных перспектив…
- Если речь идет о конфликте в Зеленокумске, то вряд ли его следует относить к следствию двух войн в Чечне. Молодежь по всей стране испытывает одинаковые трудности, у них нет возможности прилично заработать для заведения семьи, получения образования, повышения культурного уровня, чтобы заняться бизнесом, начать свое дело. 
В стране нет единой программы культурной социализации молодых людей. Взрослые не могут воспитать молодых, государство отстранилось от воспитания детей, подростков, студенчества. В многонациональном обществе присутствует конфликтная философия: свои - чужие, русские - кавказцы, казаки - чеченцы. Нет философии, которая объединяла бы народы, если она и есть, то ее не артикулируют. 
В преодолении социальных и психологических последствий войны должно было принять самое активное участие государство. Хотя здесь немало сделано, но и многое осталось несделанным. Молодые люди, выросшие в условиях войн, не прошли соответствующую медико-психологическую реабилитацию, как не прошли ее и солдаты этой войны. А что сделано по «зачистке» античеченской вражды, которая в гигантских масштабах раздувалась политиками и СМИ по всей стране? 
- Что, на ваш взгляд, необходимо начать делать, к чему стремиться, что создавать, чему учить, чтобы можно было жить не то чтобы не ссорясь (ведь ссоры возможны в любой семье), а конструктивно выходить из конфликтов, не озлобляться… Или все-таки развод неизбежен? 
- Я никогда не был сторонником того развода, о котором вы говорите. Моя философия другая. Я сторонник развития Северного Кавказа в едином Российском государстве. Именно экономического, научно-технического, политического и культурного развития, в ходе которого должны выравниваться уровни развития субъектов округа. 
Нужно создавать такие условия, чтобы любой молодой человек в силу своих способностей мог жить, трудиться, приносить пользу себе, своей семье, обществу, работая в Москве, Ставрополе, Пятигорске, Владикавказе, Грозном, Махачкале...
Надо научиться преодолевать конфликты, озлобление, находить взаимоприемлемые решения, нужно восстанавливать социальную справедливость, строго соблюдать законы. Нужно вернуть уважение к человеку труда, таланта, культуры. Государство должно минимизировать коррупцию. 
- Лично я не сторонница нового распада страны, но разговоры об этом мы слышим в последнее время все чаще. Какой вы видите перспективу в этом отношении?
- На Западе сторонники распада России говорят, что она слишком большая, ресурсы ее огромны, население мало, российская власть не способна управлять такой страной, а потому она должна быть поделена между сильными мира сего. Такова философия сторонников передела мира. Как ни странно, они встречаются и в нашей стране, именно они и предлагали «отпустить» Северный Кавказ.
Подобные высказывания можно услышать и от отдельных именитых ученых, политических деятелей, депутатов. Называются даже сроки распада России. В республиках Северного Кавказа таких разговоров я слышу меньше, но в Москве, за рубежом их больше. Думается, что в распространении этих слухов хорошо стараются «эксперты» из стран - так называемых стратегических партнеров России.

 

Беседовала 
Елена СУСЛОВА

 

Досье "Открытой"

Вахит Акаев - доктор философских наук, завкафедрой философии Чеченского государственного университета. Специализируется на изучении ислама, региональных особенностей мусульманской культуры на Северном Кавказе. 
В последнее время главная тема его изучения - противоречивые и конфликтные взаимоотношения между традиционной мусульманской культурой народов Северного Кавказа и нетрадиционными, радикалист-скими (исламистскими) течениями, получившими распространение в регионе. Центром внимания стали межнациональные и межконфессиональные конфликты, их причины и факторы, их порождающие. 

 

Слава09 февраля 2011, 20:23
 
 
 
 

"..Я считаю, что в Пятигорске, в столице многонационального CКФО, следовало бы ставить памятники выдающимся ученым, культурным деятелям, просветителям, которых уважают и признают все народы региона. Фигура же Ермолова не служит консолидации народов округа.." - мнение конечно ценное, но не факт, что правильное. И если памятник способен повлиять на консолидацию, то грошь цена этой консолидации ! Чечня стала мононациональной республикой - вот это консолидация! Что об этом скажет доктор наук?, Может в Грозном мы (пятигорчане) покомандуем, ставить Джохару памятник или нет? Нас там, очень мягко говоря, не поймут, а нам все "толераторы", все советуют, что и где ставить.Опять двойные стандарты.

Федор06 февраля 2011, 16:16
 
 
 
 

Господа, зачем спорить. Просто взять сумму дотаций из Фед.центра за год и поделить на количество того или иного субьекта федерации. Вот и все. Если сумма превысет остальных , то значит "Эти" приближенные к импиратору. А то что вы обсуждаете, это все сотрясание воздуха. Марионетки еще нигде не достигли прогресса.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий