Поиск на сайте

Культуре межнациональных отношений нужно учиться с раннего возраста, считают сельские педагоги

 

Серафимовское - некогда большое и процветающее село - сегодня  хиреет. У людей нет работы, и они покидают родные места. На смену коренному русскому населению приходят выходцы из кавказских республик, для которых Серафимовка уже не малая родина. Так рвутся вековые традиции, утрачивается преемственность поколений, что не лучшим образом сказывается на нравственном здоровье сельского общества. На печальном фоне угасания лучом надежды мне показался детский сад, где работают удивительные, преданные своему делу люди.

 

Своими руками и теплом души
Заведующая садом Галина Николаевна Дандыль показывает мне свое детище. По-другому и не скажешь. Глядя на эту красоту и уют, трудно поверить, что для нее, как и для всего персонала, это просто место  работы. Нет, только ради денег не станет человек отдавать столько душевных сил.  Для них это второй дом, вторая семья, где хочется оставить частичку своего женского тепла и любви.
Холл первого этажа больше похож на музей. Открываем калиточку в плетеном заборчике и попадаем в русскую горницу. Дощатый стол с настоящим медным самоваром, лавки, старая железная кровать, на полу домотканые половички, в углу на табуреточке патефон. В сенцах сидит матерчатый дедушка и играет на настоящей балалайке.
- Эту экспозицию мы создавали с помощью наших детей, - рассказывает Галина Николаевна, - ребята попросили родителей передать в садик ненужные старые вещи, мебель. Люди охотно откликнулись. Не просто подарили нам атрибуты прошлой жизни, но и рассказывали, кому принадлежали эти вещи, как складывались судьбы их хозяев. Так мы получили замечательный материал для занятий по русской культуре, народным традициям.
На втором этаже вижу на стене, как Серый Волк несет на себе Ивана Царевича с Еленой Прекрасной. И не знаешь, к какому жанру отнести это произведение. Лица людей  и пейзаж написаны красками, Серый Волк, как настоящий - лохматый, мягкий. Видимо, сделан из старой шубейки. Одежда людей из материи, бумаги. Очевидно, что автор этой не то картины, не то аппликации обладает вкусом, фантазией, незаурядным мастерством.
- Это наша Татьяна Ивановна постаралась, - говорит заведующая, приглашая к разговору молодую женщину, - здесь почти все сделано ее руками, очень талантливый человек.
Татьяна Усикова преподает в садике изобразительное искусство, хотя по образованию обычный воспитатель дошкольного учреждения. Художественный талант у нее от природы.
Руками Татьяны Ивановны расписаны стены детсада, оформлены кабинеты, где детки знакомятся с азами астрономии, географии.
Под стать внутреннему интерьеру детсада и его двор. Здесь прекрасная площадка для игр. Есть даже карусель. Жаль, что с некоторых пор она бездействует. Какие-то нехорошие дядьки утащили электродвигатель, наглядно продемонстрировав свою духовную убогость.

 

Любить свое, уважать чужое
Чтоб сельские дети, которых сегодня в саду 45 человек, не превратились в таких заскорузлых типов, и работают эти преданные своему делу женщины, без преувеличения настоящие подвижницы.
- Мы взяли за основу в нравственно-эстетическом воспитании наших детей русские национальные традиции, русскую культуру, - говорит Галина Николаевна, - поэтому и садик у нас оформлен в русском духе.
- Но в вашем селе сегодня живут люди разных национальностей. Тенденция такая, что вскоре русские могут оказаться в меньшинстве. Не возникают ли на этой почве конфликты? Не посчитают ли некоторые родители, что вы навязываете их детям чужую культуру, традиции?
- Тема, конечно, деликатная, - соглашается Галина Николаевна, - но Серафимовское – русское село. Я думаю, что нет ничего плохого в том, что люди с другим менталитетом, приехавшие к нам по своей воле, будут приобщаться к нашей культуре и традициям. Как говорится, в чужой  монастырь со своим уставом не лезут. А мы готовы ознакомить гостей со своим уставом, показать им, что нам дорого и любо. Зная нас лучше, надеюсь, они будут и более уважительно относиться к нам.
Воспитатель Наталья Викторовна Красько говорит, что дети нерусских национальностей охотно изучают русские стишки, народные песенки, топотушки, хороводы.
- Есть у нас в программе и фольклорные произведения, связанные с Пасхой, Рождеством, - рассказывает Наталья Викторовна, - перед такими занятиями я спрашиваю у родителей-мусульман, не будут ли они возражать, если их дети станут участниками обрядовых сценок. Еще никто не возразил, реакция, наоборот, очень доброжелательная.
- У нас есть традиция чествовать именинников, - развивает тему Дандыль, - мы сажаем их в специальное кресло, напоминающее королевский трон, дарим подарки. Это прекрасный повод укрепить межнациональные отношения. Например, рассказываем, какой национальности Ахмед или Мадина, какие танцы у этого народа, какие песни. Бывает, что именинники и спляшут лезгинку. На концертах, которые мы готовим для родителей, обязательно участвуют дети всех национальностей, в своих национальных костюмах. Видели бы вы реакцию родителей! У многих слезы на глазах.

 

Незаметная работа
Наверное, поздно взывать к совести тех дядек, что украли двигатель с карусели, как поздно увещевать тупых скинхедов или нахальных джигитов, отплясывающих в полночь лезгинку в преимущественно русском Ставрополе, бросая вызов традициями и укладу горожан. Их не остановит никакой «Кодекс поведения горской молодежи», который пытаются придумать чиновники по инициативе полпреда Хлопонина. Куда эффективнее подобных новаций та скромная незаметная работа, которую изо дня в день ведут эти замечательные женщины из степного  села. Семена доброжелательности и терпимости, заботливо посаженные ими в детские души, обязательно дадут здоровые всходы.

 

Сергей ИВАЩЕНКО

 

Александр17 января 2011, 16:39

 
 
 
 

Ходотайствовать перед губернатором о назначении Галины Николаевны Дандыль первым и единственным заместителем главы правительства СК..... Вот кто наведет порядок и в соц. сфере и в межнациональных отношениях!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях