Поиск на сайте

Под таким названием в рамках празднования 175-летия Ставропольской епархии в музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве открылась выставка живописных полотен и произведений декоративно-прикладного искусства из личного собрания митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла

Среди живописных работ большую часть занимают картины столичных, нижегородских и ставропольских художников, работающих в традициях реалистической школы - Н. Бурдастова, А. Ермолаева, А. Лобова, А. Грибановой, А. Гарина, А. Бабича, А. Диброва, а также подарки начинающих мастеров.

Один из разделов выставки составляют работы С. Алдушкина, которого по праву можно считать одним из ярких и талантливых мастеров акварели в России. Помимо высокого мастерства, его работы отличают свежесть и искренность, так необходимые в настоящем искусстве.

Немалое место в экспозиции отведено коллекции колокольчиков - своеобразным символам русского быта XIX - начала XX веков, насчитывающей более четырехсот экземпляров. Выполненные из металла, керамики, стекла и дерева, радующие своей красотой и чудесным звоном, колокольчики представляют собой настоящее культурное явление в отечественной истории. Особое место занимают настоящие поддужные колокольчики.

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит...

                                         Пётр Вяземский

Их назначение, прежде всего, было сигнальным на почтовых тройках, а звон обязывал уступать дорогу. До появления почтового колокольчика об отъезде или прибытии почтовой повозки извещал рожок, но в России он не привился.

В 1836 году вышло постановление Сената, в котором говорилось: «Воспретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, едущим по обязанности службы».

Впрочем, этот запрет часто нарушался, особенно в праздники и на свадьбах.

Отливались колокольчики из того же бронзового сплава, что и большие колокола, только были маленькими, а «голосок» их высоким. В былые времена подвешивались колокольчики под дугой коренника, а пристяжным полагалась сбруя с бубенцами.

Некоторые колокольчики с видами городов, православных храмов и монастырей хранят память о тех местах, где довелось побывать митрополиту. К слову, эта разновидность коллекционирования называется кампанофилия, от латинского «campana», то есть колокол.

Ставропольская и Невинномысская епархия, напомним, свой отчет ведет с 1842 года, и тогда она именовалась Кавказской и Черноморской. Первым епископом был Иеремия (Соловьёв). Ко времени открытия епархии в Кавказской области насчитывалось 126 церквей и 180 причтов, а в Черномории 66 церквей и 96 причтов.

В 1846 году была устроена духовная семинария. Первым зданием, в котором размещалась она до начала 1860-х годов, был дом городского головы, купца 1-й гильдии Ивана Григорьевича Ганиловского (проспект К. Маркса, 46).

Небольшую заметку о закладке здания семинарии нам удалось обнаружить в газете «Кавказ» за май 1846 года, издававшейся в Тифлисе. Ганиловский, писала газета, «движимый чувством благотворительности, не в первый уже раз обнаруженным для дела общественного», по благословению Преосвященного Иеремии «от избытков трудового достояния своего» вознамерился выстроить каменное в два этажа здание для 80 человек из детей бедных и сирот духовного звания, учеников уездного духовного училища. Закладку здания произвели 16 мая в праздник Вознесения Господня.

«Заключаю искренним желанием, чтобы в такие добрые дела, которыми никогда не оскудеет наше славное Отечество, не оставались под спудом, в тайне, но сияли бы пред лицом целого света!» - подытоживал корреспондент.

При последнем дореволюционном архиерее митрополите Агафадоре (Преображенском) в Ставрополе в мае 1919 года состоялся Южно-Русский собор, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России, впоследствии ставшее Русской православной церковью за границей.

В атеистические 20-30-е годы в епархии уничтожили или приспособили под склады большинство храмов. В Ставрополе работала одна только Успенская церковь, в то время как до революции в городе при населении 45 тысяч жителей православных церквей насчитывалось не менее двадцати.

Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связано с именем митрополита Антония (Романовского). Часть храмов снова была открыта, после долгого перерыва воссоздана Ставропольская духовная семинария.

С конца 1980-х число приходов в епархии увеличилось в четыре раза. Была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные гимназии.

Афанасий
КРЖИЖАНОВСКИЙ
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий