Поиск на сайте

 

Какой прок Ставрополью от переселения госкомпаний из Москвы в регионы?

 

На днях на встрече членов президиума Совета законодателей с президентом спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила проект децентрализации России. Матвиенко напомнила, что 80% всех финансов сосредоточено сегодня в Москве, число дотационных регионов растет, а в ряде регионов две трети бюджета уходит на зарплаты бюджетникам, и денег на развитие почти не остается.
Децентрализацию России политик предложила проводить по примеру США, где Вашингтон выступает в качестве административного центра, финансами ведают в Нью-Йорке, инновациями – в Силиконовой долине штата Калифорния, промышленностью – в Чикаго и Детройте, нефтью и газом – в Хьюстоне и Далласе.
В регионы планируется переместить головные офисы около 1500 крупнейших российских госкомпаний. Например, «Газпром» отправить в Тюмень, «Интер РАО ЕЭС» в Калининград, «Роснефть» в Сибирь, «РусГидро» в Красноярск, РЖД и «Ростехнологии» на Урал. Там же они должны платить налоги. Расчет как раз и строится на том, что новые налогоплательщики озолотят местные бюджеты.
При этом особых иллюзий на гладкую реализацию идеи спикер Совета Федерации не питает: мол, все хотят жить на Рублевке, и это понятно. В таком случае, заявила Матвиенко, остается рассчитывать на патриотизм менеджеров, для которых интересы компании и карьера играют огромную роль, а также на их здравый смысл – «в глубинке и воздух свежее, и продукты лучше».
При поддержке властей и крупного бизнеса проект будет реализован постепенно, в течение трех лет, «чтобы не оголять Москву, у которой свои планы инвестиционного развития», пояснила Матвиенко.
Как водится в таких случаях, идею, вброшенную в массы, подхватили эксперты, почти единогласно назвав ее «привлекательной». По оценкам аналитиков, госдолг местных бюджетов растет год от года. А в прошлом году государственный долг вообще стал расти катастрофическими темпами, в восемь раз превысив показатели 2011 года (278 млрд. против 35 млрд. соответственно).
Присутствие крупной госкомпании в регионе только поспособствует активному экономическому росту и, как следствие, повышению уровня жизни населения. А потому можно не сомневаться: гостей регионы примут с радостью.
Однако нашлись у проекта и минусы. Если даже идею реализуют, вести дела в масштабах страны с учетом огромных расстояний будет очень сложно, в том числе и из-за неразвитой транспортной инфраструктуры.
Учитывать надо и то, что сами госкомпании, о переезде которых говорится, едва ли поддержат инициативу. И дело даже не в грядущих затратах (строительство офисов, аренда квартир для специалистов и проч.), а в том, что нынешняя географическая близость министерств и бизнес-структур дает возможность более эффективно вести дела.
Очевидно, что и власти Москвы подключат все ресурсы, чтобы идею Матвиенко зарубить. Бюджет столицы приближается к 1 трлн. рублей, а госкомпании увезут с собой налоги, которыми активно сейчас пополняется казна.
В качестве контраргумента приводится пример полувековой давности, когда по распоряжению Никиты Хрущева Министерство сельского хозяйства перевели из Москвы в поселок Ново-Синьково Дмитровского района, чтобы, мол, ближе к земле было. Но только Хрущева сняли, как министерство снова вернули на место. Больше не экспериментировали.
Наконец, главное в дискуссии. На предложение о расселении госкомпаний по регионам позитивно отреагировал Владимир Путин. «Идея правильная», – сдержанно высказался президент, но и этого хватит, чтобы приступить к практической ее реализации.

 

Олег ПАРФЁНОВ

 

Увы, самостоятельность регионов Кремлю не нужна

 

– Безусловно, здравое зерно в идее о переселении госкомпаний в регионы есть. Нынешняя запредельная концентрация финансовых, административных и человеческих ресурсов в Москве обедняет огромные территории. Но в этом начинании есть большое «но»: децентрализация России обойдется в миллиарды рублей, в том числе и бюджетных. Если уж начинать переселение, то проходить оно должно не спонтанно, а по определенной схеме, строго обоснованной и всем понятной.
Между тем стоит заметить, что идея Матвиенко, несмотря на ее рациональность, не так уж оригинальна. Если уж спикер Совета Федерации решила позаботиться о регионах, более простым было бы передать часть федеральных налогов на уровень субъектов РФ.
Кроме того, последние два десятка лет власти на местах только и твердят о том, чтобы сломать механизм вертикально интегрированных структур, когда предприятие, например, работает в Ставропольском крае, а налоги платит в Москве, где и зарегистрировано. Чтобы устранить эту несправедливость, нужна только политическая воля, и никаких затрат со стороны самих компаний и государства.
Все дело в том, что самостоятельность регионов Кремлю не нужна. А потому вариант укрепления губерний госкомпаниями, предложенный Матвиенко, остается единственно приемлемым для федерального центра.
Впрочем, если эта идея и будет реализована, для Ставрополья я никаких выгод от нее не вижу.
 

Борис ОБОЛЕНЕЦ, вице-президент
Торгово-промышленной палаты Ставропольского края:

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях