Поиск на сайте

 устремились светские вузы края и Ставропольская епархия

 

На днях информагентства сообщили, что в Пятигорском государственном лингвистическом университете (ПГЛУ) появилось Православное студенческое общество им. святителя Игнатия Брянчанинова. Создано оно по благословению архиепископа Феофана, духовником общества назначен протоиерей Кавминводского благочиния Дмитрий Моничев (преподает в университете на отделении теологии).
После торжественного открытия состоялись самодеятельный концерт и совместная трапеза студентов и преподавателей. «Деятельность организации должна быть направлена на возрождение и распространение православных ценностей в молодежной среде... воцерковление юношей и девушек», – заявила заведующая вузов-ским отделением теологии, член комиссии по религиозному образованию Кавминводского благочиния Валентина Лаза.  
Присутствие РПЦ в светских вузах с каждым годом ощущается все явственнее. Уже не поддается исчислению количество университетов (государственных и частных), при которых  действуют православные студенческие общины и клубы.
Осенью 2002 года в Москве в храме Христа Спасителя прошел Первый всероссийский съезд православной студенческой молодежи «Вера и дело», где громко прозвучала инициатива создания при молодежном отделе РПЦ Ассоциации православных студенческих общин, призванных «стать центрами духовного и нравственного просвещения не только в вузах, но и в своих городах». А год спустя была зарегистрирована всероссийская ассоциация «Православные домовые храмы при учебных заведениях». Центром ее стал самый известный студенческий храм страны – Святой великомученицы Татианы при МГУ (восстановлен в 1995 году).
Ныне в ассоциацию входит около 70 вузовских церквей из 25 регионов страны, а в число трех ее сопредседателей попал бывший проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман Лукин (в январе по решению Священного синода РПЦ направлен в Грузию для окормления там российской диаспоры).
Первая конференция ассоциации состоялась в прошлом году. Одним из почетных гостей мероприятия был известный миссионер протоиерей Всеволод Чаплин, возглавляющий в РПЦ отдел общественных связей. На съезде он озвучил массу революционных идей, демонстрирующих всю глубину интереса православной церкви  к светской высшей школе. 
Протоиерей, например, предложил организовать в вузах места продажи христианской литературы, создать в Интернете социальную сеть для православной молодежи (наподобие «Одноклассников»), а также наладить в институтах и университетах регулярное проведение совместных миссионерских молитв студентов и преподавателей. Немногим ранее Чаплин выступал с инициативой подписать вузы и школы страны на миссионерские журналы (коих при поддержке РПЦ издается немало, в том числе для верующего студенчества - «Татьянин день» и «Встреча»).
В православных студенческих общинах протоиерей видит локомотив борьбы с вузовской коррупцией, распространением наркотиков и алкоголя и даже с банальным списыванием. Ни дать ни взять настоящие народные дружины.    
Что касается Ставрополья, то у нас православная епархия и светские вузы давно уже пребывают в крепких объятиях. Еще в 2003 году в Северо-Кавказском техническом университете (СевКавГТУ) появился Сергиевский православный студенческий клуб, духовником которого стал  знакомый нам архимандрит Роман Лукин. Священники Ставропольской епархии проводят в клубе миссионерские лекции, практикуются православные чтения, паломничества по святым местам. Студенты, как тимуровцы, под эгидой церкви проводят социальные акции.
В 2005 году при СевКавГТУ начато строительство типового храмового здания, а богослужения проходят в двух-этажном приходском доме (впоследствии в нем планируют разместить воскресную школу, трапезную и ясли). Старостой храма является... ректор вуза профессор Борис Синельников.
В том же году еще один вузовский храм - Святой великомученицы Татианы - начал действовать при Институте дружбы народов Кавказа. Его первым настоятелем стал опять-таки архимандрит Роман фйЛукин, стараниями которого в вузе появился паломнический центр «Вера», организующий поездки по святым местам России.
В одном из интервью в журнале «Татьянин день» отец Роман проговорился: «Мы пошли по добровольно-принудительному принципу: все учащиеся обязательно присутствуют на проповеди».
Примечательно, что храм находится непосредственно в помещении вуза, хотя поблизости расположена большая приходская Успенская церковь. 
Каким образом РПЦ ведет миссионерскую работу в вузах, красноречиво говорит один любопытный факт, ставший достоянием блогосферы. Месяц назад в православной общине Московского физики-технического института (МФТИ) состоялась публичная лекция известного миссионера Сергея Рогунова из Патриаршей школы православного служения. Так вот, Рогунов пытался доказать студентам и аспирантам технического вуза существование Бога.
В прошлом году на всероссийском съезде настоятелей студенческих храмов было заявлено: «Легитимность существования домовых храмов при вузах становится все более общепризнанной, однако необходимо более четко определить их юридический статус». О том, что легитимность чего бы то ни было опирается на закон, а не на мнение, иерархи не обмолвились.
Между тем Федеральный закон «О свободе совести» гласит: запрещено создавать религиозные группы в государственных и муниципальных учреждениях и организациях, к числу которых относятся и вузы. Логика запрета понятна и разумна: государство обязано обеспечивать светский характер образования, не создавая особых условий каким-либо социальным группам, в том числе религиозным. Выходит, вузовские домовые церкви находятся вне закона? Почему на это не реагирует прокуратура, понятно: все, что относится к православию, отмечено печатью табу.
Есть у этого явления и другая сторона. Рано или поздно в стенах вузов найдется тот, кто поставит вопрос о создании кружков исламской, армяно-апостольской, католической, протестантской, иеговистской или какой-либо иной религиозно настроенной молодежи. Начнет требовать строительства мечети, синагоги, буддийской или индуистской пагоды. Возникнет своего рода конкуренция «кружковцев». Готов ли ректорат к такому повороту событий?

 

Егор  ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»

 

Мнение экспертов

Виктор ЧЕРНОУС, кавказовед, руководитель Центра системных региональных исследований и прогнозирования Южного федерального университета и Института социально-политических исследований РАН, профессор (Ростов-на-Дону):
- Одна из главных наших  идеологических проблем - низкая религиозная культура, чем очень активно пользуются радикалы. Я не вижу ничего плохого в том, что в институтах строятся храмы  и создаются клубы по конфессиональному признаку. Религиозное и светское начала могут существовать в одних стенах вполне успешно. Но при этом необходимо соблюсти несколько условий.
Во-первых, инициатива создания религиозных обществ должна исходить снизу, то есть от самих студентов, а запреты со стороны руководства вуза могут обернуться определенными проблемами. Во-вторых, если уж в университете позволили открыть православное студенческое общество, то надо быть готовым к тому, что скоро в нем появятся и другие аналогичные объединения - отказать в этом - значит сознательно пойти на обострение межконфессиональных и межнациональных отношений.
Проникновение религиозных идей в светские вузы должно быть вне политики, исключительно для утоления духовного голода. Христианство - религия любви, ислам - религия мира, и если на их основе в молодежной среде возникнет конструктивный диалог, может быть, это поможет нам лучше понять друг друга. 
Юрий ЕФИМОВ, доктор политических наук, профессор кафедры политологии  и социологии Ставропольского государственного аграрного университета (Ставрополь):
- Россия - страна многоконфессиональная, но смогут ли вузы обеспечить равенство  всех религий в своих стенах? Уверен, что нет. А значит, жди новых конфликтов. Есть общечеловеческие ценности, а у нас их стараются конвертировать в ценности с религиозной окраской. Вуз - это храм науки, а не храм божий.
К тому же прошу не забывать, что мы живем в светском государстве, однако церковь все больше претендует на верховенство в разных вопросах жизнедеятельности общества. Затеяла дележ культурных ценностей, которые почему-то должны перейти от музеев к храмам. Поговаривают о передаче земель, имущества. Ничего хорошего из этого не выйдет.        
Рашид ХАТУЕВ,  старший научный сотрудник отдела этнографии Института гуманитарных исследований при правительстве Карачаево-Черкесии, кандидат исторических наук (Черкесск):
- Ничего плохого не вижу в том, что конфессиональные компоненты и идеи проникают в систему светского образования. Если государство, на которое обществом возложена обязанность продвижения в жизнь межнациональной политики и духовного воспитания подрастающего поколения, не справляется, почему бы церкви не заполнить существующие пробелы в этой сфере?
Можно, конечно, говорить, что религия и наука несовместимы, но мы знаем множество примеров, которые этот тезис опровергают. Все великие ученые были людьми верующими.
Традиционная церковь проповедует идеи гуманизма, прошедшие проверку тысячелетиями. Чего же тогда бояться, если в вузах создаются кружки и клубы, в основе которых лежат конфессиональные идеи? Главное, чтобы их работа строилась только на добровольной основе, никакого принуждения.
Венидиктор САПРОНЕНКО, доцент кафедры «Культурология и библиотековедение» Ставропольского государственного университета, кандидат философских наук (Ставрополь):
- Светское образование должно быть свободно от религии, об этом прямо говорят и Конституция РФ, и закон «О свободе совести». Научное и религиозное мировоззрения находятся на противоположных полюсах и не должны смешиваться. С этой позиции создание религиозных студенческих обществ и клубов, строительство домовых храмов при вузах не только незаконно, но и противоестественно. На мой взгляд, неправильно даже преподавание в светских вузах теологии - дисциплины сугубо конфессионального содержания. Для этого есть духовные семинарии, исламские университеты.
В то же время проникновение Ставропольской епархии в вузы края - это лишь слабое выражение того, что происходит в некоторых в национальных республиках, где религиозность практически стала государственной политикой. В светских вузах девушки должны появляться исключительно в платках, даже в школах отправляется намаз.
В соседних регионах практически произошло сращение церкви и образования, что лишь провоцирует самоидентификацию по национальному признаку. Любой акцент на религиозную принадлежность вредит идеям толерантности и единства нации.       
Сергей МАРКЕДОНОВ, политолог, кавказовед, доцент кафедры истории России новейшего времени Российского государственного гуманитарного университета, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД РФ (Москва):
- Все граждане обязаны соблюдать Конституцию страны, а там записано: Россия - это светская страна. В государственных вузах и близко не должно быть конфессиональных кружков, клубов, общин. Попытки трактовать религиозность как некую квазиидеологию ошибочны в принципе. Другое дело, если институт частный, там - пожалуйста, можно приглашать батюшек или имамов читать лекции, заниматься миссионерской деятельностью, в конце концов, это может быть частью учебного процесса.
Как никакие другие общественные институты, вузы должны формировать в молодежной среде российскую идентичность, а не разводить студентов по национальным и конфессиональным аудиториям. Государство вообще не должно интересовать, где и кому я молюсь, пусть лучше озаботится моей лояльностью по отношению к себе.
Иногда приходится слышать, что, мол, регулярное появление православных священников в вузах - своего рода ответ на то, что творится в ряде национальных республик, где светские учебные заведения напоминают медресе. Но если в национальных регионах государство утратило свои функции, не справляется с возложенными на него обязанностями, это не значит, что и в других территориях можно идти тем же путем породнения светского и религиозного в вузах.
Любые попытки внедрить идеи церкви в светском учебном заведении работают против модернизации, объявленной президентом.
 

 

Опрос  провели

Олег ПАРФЕНОВ,
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях