Поиск на сайте

 

В Ставрополе набирает силу движение аниме, объединяющее поклонников японской анимации и комиксов

 

Эти аниме-девочки и аниме-мальчики твердо убеждены, что Оли, Тани и Сережи они только по паспорту, а «настоящие» их имена – Харухара, Миги ака Рю-тян, Маеучу, Хайатэ... Стены их комнат, заставки мобильников и компьютеров заполнены портретами сумрачных синеволосых красавцев с огромными глазами. Они живут в мире связанных между собой картинок и выходят из себя, когда эти картинки называют мультфильмами, потому что «аниме – это вам не мультики, а философия и образ мыслей в одном флаконе, гремучая смесь, замешанная на японском менталитете, национальном театре и приемах классической анимации»...
В Ставрополе фанаты аниме организовывают клубы и выпускают газету «Мое поколение». Каждое воскресенье встречаются в одном из городских кинотеатров, где специально для них устраивают показы аниме-фильмов. Ездят к соратникам в Армавир и Пятигорск на косплеи – так называются ролевые игры аниме с переодеванием в любимых персонажей. Смотрят ночами напролет японские аниме-сериалы, читают японские комиксы и даже влюбляются в нарисованных персонажей.
Почему люди стремятся погрузиться в мир, которого нет, что они ищут и что находят в историях, созданных японскими аниматорами, рассказывает Амина Алиева – студентка Ставропольского госуниверситета, будущий психолог, отличница, аниме-девушка со смеющимися глазами...
 

– Ни советское «Простоквашино», ни американские «Том и Джерри» не стали основой для создания целой субкультуры. Почему именно японская анимация так популярна во всем мире?
– Но ни в одной другой стране мира не уделяется столько внимания комиксам и анимации, как в Японии. Первые японские комиксы были созданы почти тысячу лет назад, а сегодня они составляют около четверти всей выпускаемой в стране печатной продукции.
Во всем мире анимация «паразитирует» на кино, а в Японии, напротив, кино часто вторично по отношению к «мультикам». Аниме оказывает влияние даже на зарубежный кинематограф. К примеру, братья Вачовски, создатели «Матрицы», не раз признавались, что ставили задачей воспроизвести «в живую» стиль японского киберпанка (одного из жанров аниме).
Япония – единственная страна в мире, выдвигавшая полнометражный мультфильм на Оскар в номинации «Лучший иностранный фильм». Нигде в мире актеры, озвучивающие анимацию, не пользуются таким уважением, как в Японии. Здесь это отдельная профессия, получить которую очень непросто: конкурс на курсы превышает десять человек на место.
– Мультфильмы формируют характер и мировоззрение, создают пример для подражания. Чему учат ребенка герои японских мультсериалов?
– Даже в самых «легких» аниме есть какая-то воспитательная цель. Например, главный герой фильма – добрый, наивный, безотказный маленький человек – собирает вокруг себя компанию абсолютно разных по характеру людей (или существ), которые могут быть ничтожными, злыми, жадными, завистливыми, но в критических ситуациях показывают себя с лучшей стороны.
К концу фильма они преображаются, избавляются от многих недостатков, страхов и комплексов. Нередко бывший враг и злодей превращается в беззлобного приятеля или даже лучшего друга. В фильме «Ходячий замок Холла» злая ведьма превращает юную шляпницу в старушку, но когда сама становится беспомощной, заботу о ней берет на себя пострадавшая от ее злых чар девушка. Причем этот поступок показывается как абсолютно естественный, само собой разумеющийся, без примеси геройства или необыкновенного благородства.
– Однако самый распространенный образ героя аниме – не исправившийся злодей, а яростный воин с развевающимися волосами, беспощадно разящий врага...
– Это лишь одно из «лиц» японской анимации. Существует множество стилей и жанров аниме – от символизма до фотореализма, от сказок до философских произведений. Есть истории добрые и светлые, кровавые и жестокие: фэнтези, боевики, триллеры, комедии, «мыльные оперы». Есть аниме для малышей, где герои творят всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь. А есть взрослые фильмы, которые детям до 18 лет вообще не рекомендуется смотреть.
Смесь неограниченной фантазии, детской наивности и взрослых проблем затрагивает глубины человеческого подсознания. И дети, и взрослые ищут в аниме сказку, и эта сказка увлекает, затягивает.
– А правда, что в японской анимации даже незначительная деталь, вроде размера глаз или цвета одежды, несет информацию о герое?
– Да, ведь главная особенность мангу и аниме – развитый символический язык, который позволяет несколькими штрихами передать эмоции или выразить характер персонажа.
Например, когда герой аниме разгневан, вокруг него разгораются огни пламени. В задумчивости его глаза мерцают, а волосы начинают развеваться, даже если нет ветра. Герой стойко сносит самые болезненные удары и огнестрельные ранения, но яростно реагирует на маленький порез на лице – в Стране восходящего солнца очень высоко внимание к красоте лица, а самым большим комплиментом японцы считают слова «у вас очень красивая кожа лица».
Огромные глаза в аниме – символ юности, красоты, наивности и доверчивости. С психологической точки зрения нарисованные большие глаза – это признак детского любопытства, открытости миру и в то же время повышенной тревожности. Поэтому у аниме-малышей и девушек глаза всегда очень большие, а у стариков и хитрецов – «глаза-щелочки». Если же у юного героя маленькие глаза, значит, в прошлом у него была душевная травма, которая заставила его повзрослеть раньше времени.
– А почему волосы у героев таких неестественных цветов?
– Цвет волос тоже намекает на характер персонажа. Например, если в компанию темноволосых друзей попадает рыжий герой, он обязательно будет вспыльчивым, упрямым и свое-нравным. Белые волосы – признак спокойного характера, черные – нечто среднее.
Часто у аниме-персонажей волосы окрашены в необычные цвета: красные и оранжевые – у девушек, синие и фиолетовые – у парней. С одной стороны, эта деталь помогает создать более яркий образ, а с другой – отражает современную японскую действительность. У японцев волосы, как правило, черные или темно-каштановые, и если в классе только у одного ученика волосы по цвету отличаются от остальных, его могут попросить их перекрасить! Поэтому подростки в знак протеста красят волосы в самые экстремальные цвета: огненно-желтый, сине-зеленый, пурпурный.
– Перерастает ли любовь к японским мультикам в интерес к японской культуре?
– Чаще всего так и бывает. Многие начинают учить япон-ский язык, интересоваться историей и культурой Страны восходящего солнца. Если полистать газету ставропольских аниме «Мое поколение», можно найти не только сюжеты фильмов, характеристики и «фотокарточки» героев, анекдоты, адреса фэн-клубов, но и рассказы о самураях, стихи японских поэтов – Басе, Ясо, Сядо... Отдельные номера посвящены культуре и истории стран Востока: Древнему Китаю, Индии, Японии. Не многие подростки интересовались бы такими вещами, если бы не любовь к «мультикам».
– Однако не все так безоблачно в мире поклонников аниме. Вспомнить хотя бы скандал с массовым приступом эпилепсии у японских детишек после просмотра очередной серии «Покемонов» или смерть турецкого мальчика, выпрыгнувшего из окна со словами «Я покемон, я умею летать»...
– Многое зависит от впечатлительности ребенка, ведь аниме оказывают очень сильное эмоциональное воздействие – в этом заключена их притягательность и опасность. Но, с другой стороны, ребенок мог выпрыгнуть из окна, отождествив себя не с Покемоном, а с Питером Пэном, Карлсоном или Суперменом.
Сейчас многие спорят, нужно ли показывать детям антимилитаристские аниме, к примеру, «Босоногого Гэна». Это история о десятилетнем мальчике, пережившем атомную бомбардировку. В фильме показаны жуткие картины: дома, асфальт, животные и люди плавятся в огне, словно в топке. Обожженные, полуистлевшие люди куда-то бредут в бессознательном состоянии, истекают кровью, падают, умирают. Это очень тяжелое аниме. Сторонники показа детям «Босоногого Гэна» говорят: «Зато ребенок поймет ценность мира, возненавидит войну и жестокость». Но мне кажется, этот фильм может травмировать даже подростка, не говоря уже о 8-10-летних детях.
Что касается «Покемонов», скандальная серия с мигающим красно-голубым небом, спровоцировавшим массовый приступ эпилепсии, была снята с показа во всех странах Европы и Азии.
Мнения об этом аниме очень противоречивы, но вот, к примеру, английская церковь говорит о христианском содержании сериала: «Вся жизнь покемонов представляет собой поиск ответов на фундаментальные вопросы бытия: Что я есть? Зачем я в этом мире? Они борются с силами зла во имя добра и справедливости». Покемон получил благословение из самого Ватикана, так как, по мнению Папы Римского, сюжет этого аниме очень добрый и нравственный.

Фатима МАГУЛАЕВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях