Поиск на сайте

По просьбе «Открытой» ведущие российские эксперты обсуждают проблемы Кавказа

 

В прошлом номере мы опубликовали статью «Вне зоны действия» об итогах проверки регионов СКФО Счетной палатой РФ. В ходе проверки аудиторы  подтвердили давно известный факт: астрономические бюджетные вливания в регионы Северного Кавказа не приводят к сколько-нибудь заметным социально-экономическим результатам. 
За десять лет в экономику кавказских республик было вложено 800 млрд. казенных рублей. В бюджетах Чечни и Ингушетии доля дотаций федерального центра сегодня составляет около 90%, Дагестана – 75%, КБР – 60%, Северной Осетии и КЧР – 55%. А в нынешнем году шесть республик СКФО получат в виде безвозмездных перечислений 129 млрд. рублей.
Короче, деньги льются рекой. При этом запредельно высокой в республиках, около 17%, остается безработица (средняя по России 8%); в Чечне, по официальным данным, не работает 43% экономически активного населения, в Ингушетии - 52%. На нуле деловая активность: за прошлый год все предприятия республик получили чуть больше 1 млрд. рублей прибыли, в то время как ставропольский бизнес заработал в 30 раз больше. 
Свою позицию по этому вопросу на страницах «Открытой» мы предложили высказать известным экспертам по Северному Кавказу. В этом номере мы предлагаем  продолжение дискуссии.

 

Необходимы рабочие места
Сергей СМИРНОВ, генеральный директор некоммерческого гуманитарного фонда «Прикладная политология» (Ростов):

– Снижение дотационности бюджетов северокавказских республик, рост ВРП, увеличение прибыли местных предприятий – не самые главные и уж тем более не самые актуальные направления развития экономики. Гораздо важнее увеличение занятости местного населения. 
А вот это уже не столько экономическая или социальная задача, сколько политическая. Если в республиках будут созданы рабочие места с высокими и стабильными зарплатами, то молодежь сама откажется от других заработков, в том числе криминальных, экстремистских. 
При этом надо учитывать особую ментальность местного населения в республиках, не позволяющую многие профессии в сфере обслуживания сделать престижными. Это, безусловно, создает препятствия для планируемого развития туристической отрасли.

 

Нужны структурные изменения
Ирина БУСЫГИНА, директор Центра региональных политических исследований МГИМО (Москва):

– Автор статьи «Вне зоны действия», фиксируя тенденции в республиках Северного Кавказа (от плохого – к худшему), задается вопросом о том, почему в регионе не работают законы экономики. Мне представляется, что это вопрос по большому счету риторический, поскольку ожидать иного – значит быть крайне наивным человеком и верить в чудо. Законы не могут и не будут работать там, где в политическом и экономическом процессах не  созданы стимулы для их реального функционирования.
А что мы имеем сейчас? Регионы, на протяжении многих лет развращаемые политикой федерального центра. Действительно, бюджеты республик Северного Кавказа сводятся за счет безвозмездных дотаций из Москвы, наиболее шокирующее впечатление производят данные по Чечне и Ингушетии. Однако эти деньги даже не предполагают изменений структуры региональных экономик, речь идет лишь о выравнивании доходов. Такая политика проста (и тем соблазнительна), но стратегически порочна, поскольку не только не создает стимулов для работы экономических законов, но еще формирует неверные ожидания у региональных элит. 
В Европе все это давно осмыслено: политика Европейского Союза давно формируется не с целью выравнивания доходов на душу населения, но с целью структурных изменений в экономике. Это, конечно, труднее, чем чистое перераспределение денег, требует времени и умственных затрат, но в перспективе только этот подход может дать положительные результаты.
Для России закачивание денег в северокавказские республики имеет еще одно, крайне негативное, последствие: своими действиями федеральный центр подрывает межрегиональную и межнациональную солидарность, дефицит которой, как мы видим, приводит к открытым конфликтам.

 

Либеральный рай
Евгений МИРОШНИЧЕНКО, директор Научного консультационного центра «Интеллектуальное обеспечение власти – XXI» (Москва):

– Похоже, некоторым субъектам РФ повезло – они попали в либеральный рай: деньги падают с неба, работать почти не надо, ответственности - никакой. Свобода без равенства и братства наступила. Конец истории.
Гигантское социальное расслоение может привести к одному результату: низы взбунтуются. Удивительное внешнее спокойствие власти на фоне падения доверия общества к государственным институтам можно объяснить только верой чиновников в армию и полицию. Как будто в армии служат зомби, а в полиции запрограммированные робокопы. Там тоже люди, у которых семьи, дети, - они все живые и зрячие.
На Ставрополье эксперты говорят об исчезающих каждый день шансах провести модернизацию юга России мирными средствами. Негативный сценарий (читаем: силовой) переместился в рейтингах на первое место. При этом по-прежнему слышны заклинания шаманов «экономикс», деньги продолжают падать с неба, армия и полиция - охранять входы и выходы «либерального рая».
Однако шанс на мирное развитие еще есть. Для этого власть должна признать, что либеральные ценности разрушают кавказский мир. А дальше - прыжок через пропасть, разделяющую политический класс и народ. Иными словами, людям надо дать возможность участвовать в строительстве собственной жизни, вернуть народам Кавказа свободу в равенстве и братстве.

 

Отмените стройки века
Сергей ЖАВОРОНКОВ, ведущий научный сотрудник Института экономики переходного периода (Москва):

– Ситуация в республиках Северного Кавказа не вполне описывается в статистических категориях. К примеру, экономисты часто дают чудовищные цифры по безработице или доходам населения, но каждый, кто бывал в больших и шикарно обставленных домах у жителей Кавказа, ощутит определенный диссонанс статистики и реальности.
Проблема Северного Кавказа в том, что там отсутствуют стимулы для нормального накопления и инвестирования средств в производство. В условиях, когда самый выгодный бизнес – это освоение средств федерального бюджета (деньги идут на престижное потребление, в том числе за пределами Северного Кавказа), говорить о развитии экономики  невозможно. Не секрет, что именно жители Северного Кавказа наряду с жителями Тюменской области являются основными покупателями квартир в Москве.
Культ силы и насилия, принятый у кавказских народов, а не только абстрактная бедность создали в республиках реальную атмосферу гражданской войны между сторонниками экстремистов и  действующей власти. Обе стороны в этой войне действуют по логике «коллективной вины», стараясь нанести ущерб не только личному врагу, но и всем его родственникам. Бизнес обложен поборами – не только властью и силовыми структурами, но еще исламистами «на нужды джихада». 
Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года, принятая в прошлом году, предлагает принципиально неверный путь решения экономических проблем Кавказа – организацию отмывочных «строек века», раздачу налоговых льгот, государственных кредитов и гарантий для крупного бизнеса. Все туристические кластеры, о которых так возбужденно говорят с высоких трибун, будут пустовать. Вместо этого имело бы смысл поддержать малый и средний бизнес, являющийся основой занятости населения.
 
 

Начинать надо с Москвы
Ростислав ТУРОВСКИЙ, генеральный директор Агентства региональных исследований (Москва):

- Одной из главных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию Северного Кавказа, является коррупционная связь элитам федерального центра и регионов. Столичные чиновники принимают решения о выделении огромных средств для Кавказа, думая прежде всего о собственном кармане.  
Получается, федеральный центр, с одной стороны, принимает в целом неплохие решения о стратегическом развитии проблемных территорий, а с другой - мешает их эффективной реализации. Прежде чем навести порядок на Северном Кавказе, его сначала следовало бы навести в Москве.
Более частной проблемой является несбалансированность бюджетов регионов, вызванная лоббистскими усилиями местных властей и их столичных контрагентов, диаспор. Например, Чечня получает незаслуженно много средств, значительная часть которых разворовывается. Ощущается дефицит внимания к Ставропольскому краю, что тоже неправильно. 
На Северном Кавказе не происходит ничего, что коренным образом отличалось бы от  других регионов России. Да, конечно, есть своя специфика, связанная с этнополитическими проблемами и политизацией ислама, с клановыми механизмами распределения ресурсов. Но в сущности речь идет о типичных проблемах российской экономики, доведенных до абсурда.  
Отсутствие государственных институтов, функционирующих в общественных интересах, а также ответственной элиты - проблема общая для всей страны, без решения которой ситуация к лучшему не изменится. Быстрых решений тут не предвидится, и после нескольких десятков лет политического безволия и бестолковых управленческих стратегий в отношении Кавказа быть их просто не может.

 

Подготовил
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ
Продолжение темы - 
в следующем номере

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях