Поиск на сайте

 

 

С презентацией своего учебника «Основы православной культуры» на Ставрополье побывал самый известный в России православный публицист, миссионер  протодиакон Андрей Кураев

 

С первого апреля в нескольких регионах страны, в том числе и на Ставрополье, стартует новый образовательный проект по преподаванию в четвертых классах основ религиозных культур и светской этики. Это не отдельный предмет, а целое направление, в рамках которого родителям школьников предложено сделать выбор между светской этикой, историей мировых религий и  четырьмя традиционными религиями - православием, иудаизмом, исламом и буддизмом.
Презентацию учебника по основам православной культуры (ОПК) на Ставрополье его автор, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, провел лично. Программа выдалась насыщенная: официальные встречи, семинары,  брифинги, но центральное место в ней заняли встречи с учителями, которым предстоит преподавать в школах новый курс. 
За несколько дней до приезда в Ставрополь в своем блоге Кураев написал: «Родителям не давали право выбора, их мнением манипулировали, понуждая к выбору, выгодному администрации школы… В Ставрополе сначала 60% было заявлено в качестве сторонников светской этики и лишь 20% - как желающих знакомиться с ОПК, а при переголосовании получилось ровно наоборот».
Критику нововведения Кураев продолжил и на встрече с педагогами. По его словам, они попали в «трагичную» ситуацию: учитель по определению должен знать в разы больше, чем может сказать на уроке, однако это условие не соблюдено. Сами учебники у Кураева претензий не вызывают (хотя и писались в жуткой спешке), а потому главный источник опасности исходит именно от педагогов: мол, такое могут ляпнуть на уроке...
Не исключено, что после начала эксперимента на педагогов, чиновников, духовных лиц обрушится масса жалоб. А чтобы доброе начинание не превратилось в муку для детей, большую часть лекций протодиакон посвятил методическим разъяснениям, как надо  преподавать курс православия и какие подводные камни могут встретиться на этом пути. 
Например, недопустима критика других религий, миссионерские призывы. «Главный принцип: пой о своем, не ругая чужого, – напутствовал коллег Кураев. – Поэтому вы должны выбрать тональность экскурсовода: нужно излагать не свое мнение о конфессии, а мнение конфессии о самой себе. Это должна быть добрая презентация религиозных миров без призывов купить билеты в рай. Ведь наша работа будет оцениваться по отсутствию конфликтов, а не по увеличению числа юных прихожан храмов».    
Не обошлось и без эксцессов при подготовке учебников. Кураев рассказал о скандальной истории, которая произошла во время подготовки его пособия в государственном издательстве «Просвещение». В самый последний момент дирекция издательства вычеркнула один из ключевых уроков о Боге: якобы упоминание о Всевышнем – это нарушение принципа светскости, закрепленного Конституцией РФ. 
Протодиакон обратился за разъяснениями к одному из авторов Конституции Сергею Шахраю, который никаких нарушений не усмотрел. Однако это чиновников «Просвещения» ничуть не смутило - урок сократили, заменив текст большой иллюстрацией.
Несмотря на подобные недоразумения, эксперимент в целом Кураев оценивает позитивно. Главную его цель протодиакон сформулировал так: «Вложить в головы детей нечто другое, чем несет MTV. Воспитать в подростках навыки нравственного самоанализа». Именно поэтому в центре нового курса поставлена не история развития религий, а этические принципы. Нужно научить детей тому, что люди делятся не только на мальчиков и девочек, но существуют и другие идентичности, в том числе национальные и религиозные. И эту информацию ребенок должен получать из уст  учителя, а не из листовок скинхедов. А четвероклассники, по мнению Кураева, для эксперимента наиболее подходят - в таком возрасте дети еще не подвержены влиянию улицы, и в них можно вкладывать много хорошего и доброго.
Еще одна из политических задач эксперимента – уберечь детей из исламских семей от влияния радикальных течений. В конечном итоге курс закладывает камень в фундамент большого «проекта русского ислама», конечная цель которого – отделить российские исламские центры от ближневосточных со своими установками и задачами.
В начале 90-х российские ДУМы активно направляли молодежь на Ближний Восток для  получения религиозного образования. Недавно Кураеву довелось по этому поводу беседовать с заместителем муфтия Татарстана. На вопрос протодиакона тот вынужден был признать: вместо гуманистов-теологов Россия получила воинствующих атеистов.
По словам Кураева, на новый предмет выделено слишком мало часов – лишь 30 (это последняя четверть в 4-м классе и первая – в 5-м). Оптимальной он считает схему, когда  предмет будут преподавать по одному году в младшей, средней и старшей школе. Вместе с тем протодиакон выразил надежду, что эксперимент – не очередная блажь начальства, а потому к  нему надо относиться серьезно и ответственно.

 

Олег ПАРФЕНОВ,
Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий