Поиск на сайте

 

 

Почему в Старвопольский край не спешат инвесторы

Корреспондент «Открытой» газеты беседует с председателем комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Думы Ставропольского края, лидером краевого отделения «Союза правых сил» Борисом ОБОЛЕНЦЕМ.

- Борис Андреевич, какие экономические законопроекты планируете принять в нынешнюю сессию Думы?
- У нашего комитета много законотворческих инициатив, одна из главных - закон «О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Ставропольского края». Механизм индикативного планирования используется во всем мире, и он очень хорошо себя зарекомендовал.
В чем он заключается? Перед принятием бюджета нужно будет иметь план социально-экономического развития региона, где будет четко указано, допустим, какое поголовье скота в том или ином районе, какой объем выпуска промышленной продукции, и насколько эти цифры через месяц, через квартал, через год увеличатся.
Например, в Кубани так и делается с 2001 года - и экономические успехи кубанцев налицо. К сожалению, мы на Ставрополье столкнулись с тем, что правительство края такими индикаторами, точными цифрами не располагает - все у них оценочно, примерно, относительно. Так что, думаю, принятие законопроекта натолкнется на противодействие правительства, которое не захочет расписываться в своей некомпетентности.
- Пикировка Думы и правительства перешла уже все мыслимые границы. Из-за этого до сих пор не подписан важнейший краевой закон «Об инвестиционной деятельности», который был принят при полном взаимопонимании между депутатами и губернатором. Какова его судьба?
- В понедельник он уже был подписан Анатолием Воропаевым. Вы правильно заметили, что это один из немногих законов, принятых Думой при полном согласии правительства. Правда, этому предшествовала долгая и кропотливая работа, пришлось сгладить немало «острых» углов. Тем не менее, принятием этого закона мы продемонстрировали, что правительство и парламент могут работать согласованно, находить компромиссы.
- А в чем суть этого документа?
- Первый краевой закон «Об инвестиционной деятельности» был принят предыдущей Думой в 2002 году. Он предусматривал следующие стимулы для инвесторов: арендные и налоговые льготы, бюджетные субсидии, кредиты и инвестиции. Однако этого было явно недостаточно: за пять лет работы закона мы смогли привлечь в край лишь около 50 млрд. рублей инвестиций.
В новом варианте закона, который приняла Дума нынешнего, четвертого, созыва прописаны более продвинутые методы стимулирования, которые уже обкатаны в других регионах (Татарстане, Кубани, Подмосковье). Во-первых, мы создаем в крае Агентство региональных инвестиций, главная функция которого - поиск потенциальных инвесторов. Во-вторых, будет создан внебюджетный Инвестиционный фонд, который займется поиском уже перспективных проектов для инвестирования. Основное внимание, конечно, будем уделять развитию инфраструктуры - дорог, коммуникаций, линий связи.
- Недавно в вашем комитете обсуждалось исполнение краевого бюджета за первое полугодие. По вашим словам, оно из рук вон плохое: потрачено только 77% средств от плановых показателей. Правительство возразило: мол, в середине финансового года по-иному и быть не может. Так кто же прав?
- Конечно, такого быть не должно. Бюджет должен исполняться четко и безо всяких дискуссий. Если бюджетные назначения финансируются с опозданием, то конкретные получатели вовремя не могут начать какие-то запланированные проекты, а это тормозит развитие экономики края в целом. Тем более, что самый серьезный «провал» в исполнении бюджета был именно по статьям, касающимся поддержки инвестиционной деятельности: за полгода они профинансированы всего на треть!
Да, эти вложения не дают мгновенного эффекта (как, скажем, социальные расходы) - но они во сто раз мощнее «выстрелят» завтра. Если чиновники не пошевелятся и по максимуму не вложатся в поддержку инвесторов сегодня, то завтра у них не окажется средств и на самое насущное - образование, медицину, культуру. Мне странно, что в правительстве края этого не понимают.
- Еще одна серьезная претензия к чиновникам Белого дома, которую вы не раз озвучивали, - отсутствие стратегии развития Ставрополья. Вняло ли правительство вашим увещеваниям?
- Нет. Подвижек никаких нет. Стратегия - это тот важнейший документ, который определяет перспективы развития всего региона на десять, двадцать лет вперед! Средства на ее разработку (30 млн. рублей) были выделены Думой прошлого созыва, и с тех пор «зависли»: правительство затянуло с проведением конкурса, а теперь хочет создать стратегию в предельно короткие сроки. Это абсурд.
Вы можете представить, какого качества будет этот «оперативный» документ?! В Краснодарском крае над стратегией развития трудились полтора года - в работе участвовали ведущие НИИ, ученые, эксперты, практики.
У всех на устах печальная история с особой экономической зоной на Кавминводах. Правительство края обещало, что строить ее начнут еще в прошлом году, а в итоге оказалось, что проект зоны попросту нереализуем. Чтобы не опозориться перед всей страной, пришлось срочно этот проект переписывать. И теперь большой вопрос: будет ли вообще особая туристическая зона на Кавминводах.
- Борис Андреевич, вот вы критикуете чиновников правительства за отсутствие экономического мышления. А они нарадоваться не могут, что в крае аршинными темпами растет бюджет и, соответственно, доходы населения.
- Бюджет растет во всей стране. Так что, на мой взгляд, оценивать эффективность работы правительства края нужно по другим цифрам. Вот есть универсальный показатель - доля малых и средних предприятий в общей структуре экономики. Во всем мире малый бизнес производит как минимум половину продукции. Монополии на Западе не в чести. Два года назад доля малого бизнеса в крае составляла 12%. Вступая в должность, тогда еще зампред краевого правительства Анатолий Воропаев (куратор экономического блока) говорил, что такое положение его не устраивает, он обещал приструнить «крупняк» и всячески поддерживать «малышей». Сегодня вместо 12 процентов у них в экономике края 14 процентов. Эффект какой-никакой есть, но абсолютно несравнимый с тем, что нам обещали.
- И все же ругать исполнительную власть может всякий. Но попробуйте предложить свои действенные идеи!
- Мы, законодатели, не боги, но делаем всё от нас зависящее. В октябре состоится выездное заседание нашего думского комитета в Ессентуках, где будем поднимать проблему развития малого бизнеса. В декабре проведем круглый стол «Власть и бизнес» при поддержке «Деловой России».
- Как вы относитесь к реформированию дорожной отрасли края, которую и.о. губернатора Анатолий Воропаев назвал «самой коррумпированной»?
- Я согласен с тем, что отрасль дорожного хозяйства действительно самая коррумпированная. Но с той схемой реформы, которую продвигает Воропаев, согласиться нельзя. Правительство намерено объединить районные дорожные управления в несколько «кустов»: одно ДРСУ станет головным, остальные - рядовыми филиалами, соответственно, сильно урезанными в правах.
Но ведь в ходе муниципальной реформы часть дорог была передана на баланс районов, которые должны за их состоянием следить, ремонтировать. Теперь же, лишившись в ходе реформы собственных дорожных управлений, муниципалитеты будут вынуждены ходить с протянутой рукой в соседние районы, где находятся головные конторы новых, укрупненных ведомств. На мой взгляд, это неправильно. Это только подстегнет коррупцию в дорожной отрасли, но никак ее не прекратит.
Поэтому краевая Дума предлагала альтернативный вариант реформирования: ДРСУ должны быть переданы в ведение муниципалитетов. Однако правительство к нам не прислушалось - и идет напропалую. Но ведь у нас есть пример Кубани, где провели реформирование дорожной отрасли по такому же принципу, на котором настаивает правительство Ставрополья, - в итоге чиновники убедились в абсолютной неэффективности этого шага, и были вынуждены вернуть все в исходное положение. Так почему мы на чужих ошибках не учимся?!
- Еще одна болезненная тема для края - игорный бизнес. С 1 июля действуют и краевой, и федеральный законодательные запреты на игорную деятельность. Но, как видим, подвижек нет: клубы и казино по прежнему работают и, более того, даже открываются новые. В чем дело? Кто виноват?
- Виновата исключительно исполнительная власть - и краевые, и федеральные структуры. Я разговаривал с уполномоченными лицами из налоговой службы, из ОБЭП, которые должны заниматься этим вопросом. Они мне в один голос твердят: мол, нет методических рекомендаций из Москвы, нет складов, транспорта, людей, чтобы вывозить конфискованные игровые автоматы.
Понятное дело, что это все отговорки. Закон принят - и его надо исполнять. Более того, силовики даже пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Прокуратура нам отписывает: в Лермонтове все игровые клубы закрыты, а жители города жалуются - клубы по-прежнему работают. Так надо поднимать вопрос о компетентности руководителей краевой милиции и налоговой службы, раз они не могут справиться с возложенными на них обязательствами!
 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий