Поиск на сайте

 

 

Разобщенность и радикализация национальных сообществ Северного Кавказа стали следствием острого  дефицита  объединяющих гуманитарных идей, считают ученые

 

«Осваивая культурные ценности нашего многонационального народа, мы должны использовать мощнейший интеллектуальный, духовный и нравственный потенциал Северного Кавказа как, может быть, наиболее энергетически сильного региона России», - отметил во вступительном слове  ректор Пятигорского государственного лингвистического университета Александр Горбунов на недавно состоявшемся в вузе международном конгрессе «Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - мировое сообщество».
Все, кто радеет за благополучие и стабильность в регионе, несколько дней обсуждали горячие для Северного Кавказа проблемы гео- и этнополитики, образования, туризма, религии, истории, межкультурной коммуникации в рамках двух десятков симпозиумов. Судить об актуальности оживленных дискуссий, имеющих непосредственное отношение к происходящему на Северном Кавказе, можно хотя бы по вопросам, затронутым сотрудниками и гостями на одной из ведущих университетских кафедр - философии, культурологии и этнологии.

 

… до основанья, а затем?
Тезис о том, что сближение культур должно вести к их слиянию, деятельно продвигаемый в жизнь в советское прошлое, с начала 90-х утратил свою актуальность, лишившись практического наполнения. Великую страну, не церемонясь, раздробили на множество независимых, но едва ли самостоятельных государств, что моментально породило кровавые конфликты на всем постсоветском пространстве.
Пока руководство национальных территорий старалось «проглотить» как можно больше суверенитета, на Северном Кавказе развернулись мощные сепаратистские движения, вспыхнули межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Люди, прожившие бок о бок целую эпоху - более двухсот лет (к слову, не меньше, чем существуют Соединенные Штаты Америки), возненавидели и перестали понимать друг друга. «Язык сограждан стал мне как чужой//В своей стране я словно иностранец», - такое ощущение, что эти строки поэт написал, заглянув из своего прошлого в наше неразумное настоящее. 
Теперь, когда нарушена связь времен, мы пытаемся вернуть равновесие, как в известной детской песенке: на колу мочало, начинай сначала. Только вот технично притянуть за уши достижения прошлого, не вникая в суть современных процессов, оказывается мало - замирить Кавказ не могут ни политики, ни ученые, ни художники.
«Среди причин этого я бы выделила, на мой взгляд, главную - светские институты все чаще становятся выразителями воли духовных лиц, - размышляет доктор философских наук, профессор Людмила Волова. - В атеистической стране на совершенно стерильную, неподготовленную почву обрушились пестрые и противоречивые религиозные идеологии - от официальных до откровенно радикальных. Но религии, как известно, абсолютизируют и противопоставляют себя друг другу, стремление священнослужителей и проповедников расположить ближе к «своему» богу как можно больше людей естественно».   
Религиозные объединения, кружки, клубы, общины стали появляться повсюду, в том числе и в государственных вузах.
Осенью 2002 года в Москве в Храме Христа Спасителя прошел Первый всероссийский съезд православной студенческой молодежи «Вера и дело», где прозвучала инициатива создания при молодежном отделе РПЦ Ассоциации православных студенческих общин, призванных «стать центрами духовного и нравственного просвещения не только в вузах, но и в своих городах». 
Год спустя была зарегистрирована всероссийская ассоциация «Православные домовые храмы при учебных заведениях», центром которой стал студенческий храм святой великомученицы Татианы при Московском государственном университете. Ныне в ассоциацию входит около 70 вузовских церквей из 25 регионов страны.
Немало преуспело на ниве внедрения православия в высшей школе и Ставрополье. В Северо-Кавказском техническом университете открыт Сергиевский православный студенческий клуб, при вузе ведется строительство типового храмового здания. Еще один храм действует при Институте дружбы народов Кавказа. Совсем недавно в Пятигорском государственном лингвистическом университете появилось Православное студенческое общество им. святителя Игнатия Брянчанинова.
А параллельно соседние со Ставропольем регионы все прочнее становятся на путь исламизации. Только в Дагестане сегодня действует около 120 медресе, готовых подменить собой все светское образование республики. Административные границы российских субъектов все ярче окрашиваются в религиозные тона. 
Людмила Волова рассказала случай из своей практики: «Как-то я «прищучила» своего студента, хронически пропускавшего пятничные семинары. Оказалось, что всякий раз он уезжал к себе на родину, в одну из соседних республик, чтобы послушать «правильное» толкование Корана зарубежными эмиссарами. Интересуюсь: «И кроме объяснения коранических текстов вам ни о чем больше не говорили?» - «Ну, еще агитировали вступать в боевые отряды, деньги предлагали за это», - честно сознался...»

 

Терактов не меньше
Между тем, напомнили выступающие, Россия - это светское государство, что и записано в нашей Конституции, а попытки трактовать религиозность как некую квазиидеологию ошибочны в принципе. Именно вузы, как никакие другие общественные институты, должны формировать в молодежной среде российскую идентичность, а не разводить студентов по национальным и конфессиональным аудиториям.
Вместо заигрывания с церковью государству лучше бы озаботиться тем, как вернуть доверие граждан к самому себе, к своей деятельности и планам. И если власть безоглядно игнорирует возложенные на нее функции, это вовсе не значит, что светские принципы должны уступить место религиозным. Любые попытки внедрить идеи церкви в высшей школе работают против модернизации, объявленной президентом.
И снова вопрос: понимает ли это сам президент, во время своего визита в Махачкалу заявивший о необходимости развития религиозного образования?  Дело это, возможно, и впрямь стоящее, однако на фоне нынешнего полного отсутствия общегосударственных, объединяющих нацию идей в стране кажется, что скоро вообще не останется светских вузов, школ, даже детсадов.
«Число духовных школ растет, а людей в терактах гибнет все больше, - констатирует доцент кафедры философии, культурологии и этнологии Альберт Волов. - В отсутствие светских идей молодежь впитывает идеи религиозные и нередко радикальные, поскольку по своей природе на компромиссы идет неохотно и до глубоких дискуссий еще не дозрела. 
Да, официальные конфессии озабочены становлением духовности в обществе, но их деятельность невозможна без идейного светского воспитания, общего для всех культур, наций, народов».
По словам педагога-культуролога ПГЛУ Марины Рутковской, одной из тех, кто последовательно отстаивает светский характер образования, большинство предметов на отделении теологии  отданы священнослужителям.
«Меня охватывает отчаяние, когда я переступаю порог аудитории и вижу: мусульмане обосновались справа, православные - слева, а посредине пустой ряд, - делится Рутковская. - Пока рассуждаешь на бытовом уровне, проблем в общении не возникает, но едва стоит подняться на ступеньку выше, абстрагироваться, попытаться поднять вопросы философии, культуры, истории с научной точки зрения, тут же возникает клубок конфессиональных противоречий».
Так, в бесплодных спорах, кто круче, последние лет двадцать и проводим время. А жить хотим, как за границей - в достатке и с достоинством. Пока Запад размышляет о будущем мировой цивилизации, мы яростно что-то делим, делимся, обвиняем друг друга, деремся.

 

Не опоздать бы...
Результатами своих исследований о влиянии на поведение народов Северного Кавказа (в частности, чеченцев и ингушей) традиционных и религиозных норм, подтвердившими опасения коллег, поделилась московский психолог Ольга Павлова. В выборку попали не только жители национальных республик, но еще москвичи и петербуржцы, как можно предположить, плотно встроенные в общероссийские реалии.
Вопрос звучал так: «Чем должно регулироваться ваше поведение: шариатом (религиозным правом), законами РФ,  адатом (светским правом), этическими нормами, интересами тейпа?»
Несмотря на небольшие региональные различия в ответах, большинство предпочло законы шариата - итог, поразивший даже готовых к любому раскладу ученых.  
Еще один тревожный симптом московские психологи обнаружили, проанализировав коллективное и индивидуальное начало в культурах Северного Кавказа (считается, что в их основе лежит именно коллективистский принцип). 
Скажем, в коллективистских культурах поведение людей, как правило, основано на принятых, устоявшихся нормах, а в индивидуалистических - на личностных особенностях и установках. Среди отличий есть и такое: в коллективистских культурах человек чаще приспосабливается к обстоятельствам, в индивидуалистических, напротив, стремится изменить их в свою пользу.
Короче: коллективный характер культур в национальных республиках оказался ниже, чем в среднем по стране. По мнению Ольги Павловой, крен Северного Кавказа в сторону индивидуализма ничего хорошего не предвещает. Иными словами, традиционные общества изнутри раздирают мощные противоречия. Но кто этим озабочен, кроме ученых? 
Единодушно ученые сошлись в том, что выход у нас один: формирование «гражданской нации» - людей, объединенных одной благой целью, ощущающих себя прежде всего гражданами России, а потом уже русскими, ингушами, армянами. 
Но само существование общероссийской идентичности невозможно до тех пор, пока люди не почувствуют себя равными перед законом, не получат возможность эффективно влиять на принятие политических решений.
Подавляя инициативы, власть отбивает охоту разбираться в социальных перипетиях, принимать решения, нести за них ответственность, что само по себе несет вызов российской государственности. 
Чем выше уровень социальной несправедливости,  управленческой продажности, экономической отсталости, тем чаще мы будем сталкиваться с проявлениями вражды и ненависти друг к другу даже в нормальной, с огромным позитивным потенциалом среде.

 

Олег ПАРФЕНОВ
Пятигорск

 

Vik08 ноября 2010, 08:45

 
 
 
 

-читателю- Не государсво заигралась с церковью, а церковь с государсвом, примеров тому в истории государств предостаточно.

читатель28 октября 2010, 22:18
 
 
 
 

***Вместо заигрывания с церковью государству лучше бы озаботиться тем, как вернуть доверие граждан к самому себе, к своей деятельности и планам*** Вы что хотите сказать, что с 988 года государство Россия уже заигралось с Православной Церковью? И пора послужить антихристу?

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий