Поиск на сайте

 

О чём рассказывают исследования социологов о молодом поколении

 
Молодежь - один из любимых объектов исследований ученых. Служители наук устраивают эксперименты, проводят опросы, подсчитывают проценты - и получают картину того, чем живет, дышит, во что верит, к чему стремится нынешнее младое племя.
«Зачетка» решила познакомиться со свежими работами социологов и психологов разных стран. Среди выводов ученых есть предсказуемые, а есть удивительные и даже шокирующие.
 
 
Досуг - у телеэкрана
 
В России в 2016 году самой популярной темой «молодежных» исследований стали медиапредпочтения тинейджеров. Так, эксперты из Института современных медиа опросили тысячу юных жителей городов-миллионников и неожиданно выяснили, что, вопреки устойчивым стереотипам, наши ребята и девчата - завзятые телезрители.
55% подростков 14-17 лет проводят перед голубыми экранами по три и более часов в день. Начиная с 18 лет зрители начинают вкушать телепродукцию в фоновом режиме, одновременно занимаясь другими делами.
Что предпочитают молодые? Самым популярным десертом в их телеменю оказались... мультфильмы. Их смотрят 70% респондентов, независимо от возраста: мультики одинаково любят и 13-летние школьницы, и 25-летние выпускники вузов.
Кроме того, юношей интересуют спорт и тренировки, наука и информационные технологии. Девушек - путешествия, музыка, кино, животные и природа. Все молодые люди с удовольствием смотрят юмористические передачи, ситкомы, сериалы, а также новости. 
 
Плюс пять в пользу Инета
 
Впрочем, как выяснил ВЦИОМ в апрельском исследовании, главным источником информации для нашей молодежи является не ТВ, а Интернет: из соцсетей, сайтов и блогов о событиях в стране и мире узнают 62% 18-24-летних.
Тех, кто специально отслеживает новости, среди молодой аудитории значительно меньше, чем среди старшего поколения (13% против 38%), и главным СМИ для россиян по-прежнему остается телевидение. Но все же тенденция налицо: за последний год интерес к новостным телепередачам упал на пять процентов, а интерес к Интернету как источнику информации вырос на те же пять процентов.
Всемирная паутина уверенно захватывает новые горизонты. Международная компания Deloitte изучила сдвиги в медиапотреблении россиян за три года, с 2012-го по 2015-й, и пришла к выводу, что наибольший рост показал именно сегмент Интернета (61%). В тренде и электронные книги - их начали чаще читать почти 90% (!) респондентов в возрасте от 16 до 19 лет.
Если эксперты Deloitte опросили 1,6 тыс. россиян категории 16+, то молодые ученые Северо-Восточного федерального университета провели не столь масштабное, но тоже весьма показательное исследование. В фокусе их внимания оказались информационные предпочтения студентов вуза. Так вот, аж 93% из них  назвали Интернет самым популярным источником информации. При этом более половины признались, что сидят в Сети «всегда».
 
Книжка вместо гаджета
 
А что говорят зарубежные исследователи о своих юных земляках? Здесь картинка несколько иная. Например, английское агентство Voxburner опросило около полутора тысяч британцев 16-24 лет на предмет их медийных предпочтений и пришло к неожиданным, по мнению специалистов, выводам.
Известно, что представители «электронного поколения» являются ярыми приверженцами смартфонов и прочих гаджетов. Однако данные опроса показали, что 62% молодежной аудитории на Британских островах предпочитают печатные, а не электронные книги, и почти каждый второй покупает фильмы, газеты и журналы.
И в Эстонии молодые жители удивили ученых мужей. Мониторинговая фирма Emor изучила информационные пристрастия тинейджеров. Как и в России, исследование опровергло распространенное мнение о том, что молодежь не смотрит телевизор, - выяснилось, что 7 человек из 10 делают это каждый день.
Еще одна неожиданность для взрослых: эстонские «теледети» чаще считают себя космополитами, чем гражданами своей страны, – быть гражданами мира для них важнее.
 
Печальные атеисты
 
Кстати, вопросами самоопределения и веры социологи озадачивают молодых респондентов нередко. К примеру, в Исландии в этом году решили подсчитать процент молодежи, которая верит в сотворение мира Богом. Однако... не нашли ни одного человека с таким мнением! 93,9% исландцев младше 25 лет считают, что вселенную создал Большой взрыв. Остальные либо не имеют своего мнения, либо придерживаются других, более экзотических версий.
В целом в Бога верят 61,1% исландцев, но в основном это люди старшего возраста. Более 40% молодых исландцев считают себя атеистами.
У российских социологов схожие данные. Согласно свежему опросу ВЦИОМ, россияне верят в Бога и религиозные чудеса значительно больше, чем в начале 90-х (67% против 49%). Однако в рядах набожных преобладают люди старше 60 лет (61%). Среди молодежи 18-24 лет верующие встречаются гораздо реже (38%).
А в США психологи из Университета Массачусетса нынешней весной изучили, как возраст влияет на склонность к позитивным эмоциям. Ученые попросили добровольцев оценить 70 понятий, связанных с чувствами. И что вышло? Люди старшего поколения, 60-90 лет, с большим позитивом реагировали на такие чувства, как спокойствие, печаль и одиночество. И в целом пенсионеры оказались куда более позитивными, чем их 20-летние соплеменники!
 
Вопросы пола и террора
 
Шокирующие (по российским меркам) данные показал другой американский опрос поколения Z (так здесь называют группу 13-20 лет). Меньше половины подростков - лишь 48% - назвали себя строго гетеросексуальными. Вообще, американские отроки уже не считают гендерную принадлежность определяющей для личности. 43% юношей и девушек знакомы с людьми, использующими гендерно-нейтральную речь в отношении себя, а 70% выступают за наличие гендерно-нейтральных уборных...
Совсем другие вопросы волнуют молодежь на Ближнем Востоке. В апрельском номере одной из ведущих газет Германии «Франкфуртер альгемайне» были опубликованы результаты опроса, в котором приняли участие 3,5 тысячи арабов 18-24 лет из 16 стран Ближневосточного региона.
Подавляющее большинство респондентов (78%) отвергли террористическую организацию «Исламское государство». Каждый второй считает ее главной проблемой на Ближнем и Среднем Востоке, а каждый четвертый полагает, что  присоединяться в джихадистам молодых людей заставляет нехватка рабочих мест.
 
На работу - за тысячу евро!
 
Проблема трудоустройства беспокоит и латвийскую молодежь. По данным службы занятости, около 50 тысяч латвийцев возрастом от 15 до 29 лет не учатся, не работают и не стоят на учете. Причем одна из причин молодежной безработицы - в высоких запросах юных «лишних людей».
Один из местных банков провел опрос среди студентов и выяснил, что более половины «неоперившихся» респондентов уверены: окончив вузы, они будут получать не меньше 1000 евро в месяц. Хотя средняя зарплата по стране - всего 600 евро.
Тот же опрос показал, что в соседней Эстонии у молодых людей еще более высокие требования к выбору рабочего места - процент тех, кто не готов работать за зарплату ниже тысячи евро, там намного выше.
При этом 74% молодых людей от 18 до 30 лет нуждаются в финансовой поддержке родителей. 15% испытывают постоянные трудности с деньгами, 53%  называют свое финансовое положение удовлетворительным, а довольны благосостоянием 31%.
Молодежь платит по счетам (после 27 лет каждый четвертый эстонец имеет по два кредита и более), но находит возможность и откладывать в копилку. Предусмотрительные ребята копят на непредвиденные расходы (75%), на крупные покупки и путешествия (48% и 43%). А еще - на взнос при покупке жилья, на образование, самосовершенствование и, наконец, на открытие собственного бизнеса.
Вот такой пестрый портрет молодежи получится, если сложить вместе социологические «пазлы» со всего света. Перефразируя мультяшного Карлсона: «Вы увидели лучшее в мире поколение. Дикое, но симпатичное». Как и всякое молодое поколение во все времена.
 
Марина БЕКЕТОВА
 

Улыбнись!

 
  • Потерпел фиаско проводимый ЮНЕСКО опрос населения Земли с просьбой высказать личное мнение по поводу дефицита продовольствия в других странах. В Европе не поняли, что такое дефицит. В Африке не поняли, что такое продовольствие. В Америке не поняли, что такое другие страны. В Китае и в  арабских странах не поняли, что такое личное мнение. 
  • Ученые доказали, что человек может сохранять работоспособность до 95 лет. Спонсор исследования - Пенсионный фонд.
  • Социологи установили, что, подняв с пола нитку, которую не смог всосать пылесос, 2 из 3 мужчин бросают ее обратно, чтобы дать пылесосу еще один шанс. 
  • Звонок в дверь.
- Кто там?
- Скажите, пожалуйста, вы все время дома бываете?
- Да, а что?
- Да так, ничего... Социологический опрос... 
 
  • 40% женщин зима нравится, а 60% - не очень.

Тот же опрос показал, что у 40% женщин есть шуба, а у 60% ее нет. 

  • Социологи провели опрос радиослушателей. 98% опрошенных мужчин на вопрос, что они сейчас слушают, ответили: «Жену».
  • Ихтиологи долгое время считали, что большие белые акулы, самые крупные морские хищники, питаются тюленями. Но в результате более тщательных исследований было установлено, что белые акулы питаются также и ихтиологами.
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Rakhim (не проверено)
Аватар пользователя Rakhim

А мне статья понравилась:) Спасибо, Марина!

Добавить комментарий