Поиск на сайте

Первого на Северном Кавказе народного артиста РСФСР, ставропольчанина Михаила Никольского, приглашали в столичные театры,  но он не оставил любимый город

 

Начиная с первой трети XIX века судьба Ставрополя поистине определяла культурную жизнь всего Кавказа. В нашем городе останавливались и творили писатели Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Одоевский, Александр Бестужев-Марлинский, Лев Толстой, Алексей Горький, Антон Чехов, художники-передвижники во главе с Николаем Ярошенко, композиторы и музыканты Сергей Танеев, Антон и Николай Рубинштейны, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов...
По указанию Николая I в Ставрополе были открыты первые на Северном Кавказе мужская гимназия, музей и драматический театр. Краевой драмтеатр взрастил целую плеяду талантливейших артистов, имена многих из которых, увы, за давностью лет сегодня забыты молодыми поколениями театралов. И «Открытая» начинает цикл очерков, посвященных выдающимся актерам ставропольской драматической школы, первым в ряду которых стоит народный артист РСФСР Михаил Никольский (на снимке).

 

Михаил Никольский родился в 1907 году в Одессе в семье морского врача и педагога. Он с детства мечтал стать художником и легко поступил в художественную студию, где ему прочили большое будущее. Но в 1925 году неожиданно перешел в театральную студию Строганова в Ставрополе.
Красивая мужественная внешность, приятный тембр голоса и неподдельный артистизм сразу выделили Никольского среди сверстников-абитуриентов. Полтора года он проучился в студии, а затем за 12 лет сыграл почти полсотни главных ролей на сценах лучших российских драмтеатров – Ростова и Таганрога, Новосибирска и Омска, Ашхабада и Оренбурга, Севастополя и Николаева.
А с 1938 года и до конца жизни судьба Никольского неразрывно связана со Ставрополем. В то время наш театр располагался в здании нынешней краевой филармонии. Здесь в предвоенные годы Михаил Михайлович создал блистательные образы Вронского из «Анны Карениной», Астрова из «Дяди Вани» и Лаврецкого из «Дворянского гнезда», шекспировского Петруччио, шиллеровского Фердинанда, горьковского Нила и многих других - всего более 25 ролей.
Летом 1942 года, когда театр находился на гастролях в Георгиевске, немцы без боя взяли Ставрополь. Когда фашисты двинулись на Минводы, Георгиевск и Моздок, артисты под бомбежкой пешком ушли в сторону Баку. Вот как вспоминал об этом сам Никольский: «Возвращаться в Ставрополь - значит идти навстречу немцам, то есть очутиться в оккупации! По указанию Георгиевского горкома мы в составе 78 человек двинулись к Каспию и далее к Баку. Погрузившись на палубу танкера, отправились по Каспию в Красноводск, а оттуда отдельным вагоном, стоявшим в тупике, добрались через Ташкент и Семипалатинск до Абакана. Затем попутными машинами с переправой через Енисей прибыли в Минусинск».
Но приезд в далекий сибирский город не освобождал от новых трудностей – надо было создавать театр. А ведь в составе труппы не было директора, двух режиссеров, художников и декораторов. Все(!) эти обязанности взял на себя Михаил Никольский: он руководил труппой, ставил спектакли и, как бывший студент художественной студии, замещал театральных художников. В итоге в Минусинске труппа играла по 27 спектаклей в месяц!
«В тяжелые дни Михаил Михайлович Никольский был душой театрального коллектива, – отмечал на 90-летнем юбилее артиста помощник главного режиссера Виктор Гольский. – Он проявил недюжинные организаторские способности и волю для спасения театра, его эвакуации. Надо прямо сказать, что Никольский оказался тем человеком, который сумел сохранить Ставропольский театр...»
Осенью 1944 года труппа вернулась в родной город, и уже через неделю две бригады актеров, в их числе Михаил Никольский, выехали на фронт. Они попали в состав 1-го Прибалтийского фронта. На протяжении осенних боев наши войска гнали фашистские дивизии от Эстонии до Польши, а ставропольские артисты в двух-трех километрах от передовой играли свои лучшие спектакли.
Возвращаясь с фронта в конце 1944 года, Никольский писал: «На мужественных лицах солдат мы видели сосредоточенное, радостное внимание... За всю свою жизнь я не помню большего творческого удовлетворения, чем то, которое дали мне те спектакли».
Наступил 1945 год, год Великой Победы и – столетнего юбилея Ставропольского драматического театра. В честь торжества на сцене была поставлена бессмертная комедия Александра Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого в ней исполнил Михаил Никольский. И, наверное, никто из зрителей не помнил, что еще 19-летним юношей он в 1926 году дебютировал на ставропольской сцене в том же «Горе от ума» в небольшой роли.
Славный юбилей старейшего на Кавказе театра прошел торжественно. Коллектив принимал поздравления ведущих московских актеров. Чествуя ставропольских коллег, народная артистка СССР Александра Яблочкина проникновенно сказала: «Главная заслуга вашего театра в том, что он всегда был хранителем и знаменосцем русской театральной культуры на Кавказе... Творите же, дорогие друзья, и дальше во имя нашего народа!» 
Свыше двухсот телеграмм из 50 городов страны получил наш театр к своему юбилею. А год спустя поздравления от коллег принимал лично Михаил Никольский – весной 1946 года ему, талантливому артисту, режиссеру и художнику, за многогранную деятельность присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. 
Во второй половине сороковых он сыграл множество новых ролей в постановках по русской, современной советской и западной классике. В числе его лучших спектаклей - «Овод» Этель Войнич, «Последняя жертва» Александра Островского, «Он пришел» Джона Пристли, «Украденное счастье» Ивана Франко, «Русский вопрос» Константина Симонова, «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Мачеха» Оноре де Бальзака, «Кавалер Золотой звезды» Семена Бабаевского.
Более 10 лет Никольский был председателем краевого отделения Всероссийского театрального общества, неоднократно избирался депутатом краевого и городского Советов депутатов, был душой кружка литераторов в редакции «Ставропольской правды».
Он сам ставил спектакли, писал пьесы, создавал инсценировки. Его пьеса «Ветер с Запада» имела большой успех во многих театрах нашей страны, а созданные Никольским инсценировки повести Льва Толстого «Казаки» и романа Мартти Ларни «Четвертый позвонок» неоднократно отмечались театральными премиями.
В 1953 году Михаил Михайлович был удостоен – первым среди драматических актеров Северного Кавказа! – звания народного артиста РСФСР. Весь Ставрополь с гордостью чествовал своего любимца. Горожане и не знали, что талантливого артиста приглашали в свои коллективы многие знаменитые московские театры, но он очень любил Ставрополь и не смог отсюда уехать...
Никольский тяжело болел, актера не стало в 1971 году, прожил он всего 64 года. И сегодня первого народного артиста не забывают в ставропольском театре, память о нем жива и среди зрителей старшего поколения, и среди коллег.

 

Виталий НИКИТИН,
историк, краевед

 

Он писал стихи и сценарии

 

Даниил ОСИНОВСКИЙ, заслуженный работник культуры РФ, известный дирижер:
– В Ставрополь я приехал в начале 1960-х годов, и в первые же месяцы познакомился с Михаилом Никольским. Мы очень ценили нашу дружбу, общались домами. В Михаиле Михайловиче я больше всего ценил беспредельную преданность своему делу. Вместе мы стремились поднять на высокий уровень театральное и музыкальное искусство в крае, чтобы оно было неразрывно связано. 
Наше содружество привело к созданию в краевом драмтеатре собственного оркестра, которым я управлял. Я писал музыку ко многим постановкам по Шекспиру, Лопе Де Вега, Островскому, Арбузову. И почти все эти спектакли украшали замечательные тексты и стихи Михаила Михайловича. 
В 1960-е годы на стихи Никольского я написал песню «Марухский перевал», посвященную защитникам Кавказа. Она была высоко оценена композитором Вано Мурадели, и на ее основе балетмейстер Анатолий Брунилин поставил хореографическую картину, которая успешно исполнялась не только в нашем городе, но и за границей. Также по моему предложению Михаил Никольский написал стихотворный сценарий по книге Черняева «Мы – курсанты!» о будущих офицерах училища связи. 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях