Поиск на сайте

 

 

Приживутся ли в Ставрополе частные детские садики, зависит от политики местных властей

 

На минувшей неделе в Ставрополе обсудили наболевшую проблему дефицита мест в детских садах. По словам начальника управления образования администрации краевого центра Владимира Зубкова, только остро нуждающихся в детском саде ребятишек в городе насчитывается около 3-5 тысяч. Реальная очередь намного больше.
Самый понятный выход - это обустройство новых детсадов, строительство с нуля или приобретение в собственность. Так, в мае городская дума выделила 62 млн. бюджетных рублей на приобретение у ОАО «Концерн «Энергомера» здания на улице 50 лет ВЛКСМ для переоборудования под детский сад. Месяцем раньше власти Ставрополя известили о том, что в этом году в городе запланировано строительство трех детских садов (общей сложностью на 600 мест в 204-м, 528-м и 373-м кварталах), однако какие из проектов и когда будут доведены до конца, неизвестно.
Не уповая только на традиционные методы, в администрации Ставрополя отправились на поиски альтернативы. Для этого в город пригласили из Москвы специалистов Института экономики города, которые, проанализировав ситуацию, подготовили проект развития сети частных детских садов. «Мы  даем вам программу, а что вы с ней сделаете, это нас уже не касается, - пояснил ответственный за подготовку проекта Кирилл Чагин. - Одним словом, предложения - наши, решения - ваши». А предложений, по сути, поступило три.
Самое простое - это предоставление родителям, чьи дети не посещают детский сад, денежной компенсации. Такие схемы уже обкатаны в Красноярском крае, Самарской, Костромской, Ярославской, Иркутской и других областях. В Перми, например, схема работает так: если вашему ребенку не нашлось места в детском саду или вы его оттуда забрали по доброй воле, вам полагается компенсация в 5300 рублей в месяц (2300 платит город и 3000 - край).
Как тратить компенсацию - личное дело каждого. В Перми этот вариант приглянулся многим. Но потянут ли его в Ставрополе, где бюджет намного скромнее, - вопрос. 
Другая схема, именуемая муниципальным заказом, проверку практикой прошла только в  Перми. Суть ее в следующем: местная администрация объявляет конкурс на оказание дошкольных образовательных услуг согласно сформированному техзаданию и для определенного количества детей. Поставщиками услуг выступают не муниципальные детские сады, а общества с ограниченной ответственностью или частные предприниматели, к которым предъявляют общие для всех требования по нынешним драконовским СанПиНам. Так городским властям в Перми удалось пристроить по частным детсадам  около двухсот ребятишек. Откровенно говоря, маловато. 
И последний, совсем уж экзотический вариант, представляет собой механизм целевых потребительских субсидий. Применяется он, да и то острожно, только в Арзамасе Нижегородской области. Управление образования выдает родителям ваучеры разного денежного номинала, и уже не город проводит отбор частных детских садов, а сами родители подыскивают своему чаду место, ориентируясь на условия содержания, обучение, близость к дому. Муниципалитет только перечисляет поставщикам услуг деньги. При этом номинал ваучера, как правило, меньше стоимости услуги, и разницу доплачивают родители.
Главная проблема развития частных детских садов, и не только в Ставрополе, а по всей России, в том, что этот специфический рынок услуг практически не развит. Даже если город щедро оплатит муниципальный заказ (в первом случае) или выпустит ваучеры высокого номинала (во втором), очень скоро и в нужном количестве плодиться поставщики не станут.
Стимулировать развитие дошкольного образовательного бизнеса можно только одним способом: сделать удобными входные условия на этот рынок. Для Ставрополя, например, это вопрос не столько приличных денег (но без них, как ни крути, не обойтись в любом случае), сколько времени. Чтобы раскачать рынок частных детсадовских услуг до нормальных объемов, уйдут годы. А проблему надо решать сейчас.

 

Олег ПАРФЕНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий