Поиск на сайте

 

 

Ровно двести лет назад появился этот великолепный танец, завоевавший сердца всех народов мира.

 
Его создатель, Иоганн Штраус, при жизни стал популярнее самого императора
 

В сентябре 1814 года в Вену съехались императоры и короли со своими дипломатами и министрами, чтобы решить судьбу Европы после победы над Наполеоном.

Днем они обсуждали проблемы ее послевоенного устройства, кроили границы, подписывали договоры. А вечерами участники Венского конгресса посещали театры и музыкальные вечера, танцевали на балах.

В один из таких вечеров гости увидели необычный танец – под легкую и ритмичную музыку по залу кружились пары в близком контакте друг с другом. Казалось, что кавалер держит свою даму в объятиях.

Молодежь была в восторге, а зрелые мужи бросали реплики о нарушении приличий. Так на глазах у присутствующих на балу в венском дворе зарождалась мода на новый бальный танец – вальс.

Но на пути этого танца были свои взлеты и падения. «Это танец простолюдинов»,  - говорили одни. «Это струя свежего воздуха в потоке чопорных менуэтов и полонезов с их замысловатыми движениями и строгими линиями», - считали другие.

Но ближе к истине были те, кто говорил о народных корнях танца. Ведь на самом деле почти все бальные танцы родились на народных гуляниях, а затем, облагороженные хореографами и балетмейстерами, попадали во дворцы. Так было и с вальсом.

Еще в XII-XIII веках деревенские парни кружили своих  подружек под незамысловатые мелодии на три четверти такта, сметая границы. Впоследствии многие страны Европы оспаривали свое первенство в создании вальса.

И все же само название этого танца пришло из Германии: вальс по-немецки означает «вращение, кружение». Зато блестящие, виртуозные мелодии вальса родились в Вене, и поэтому заслуженно этот танец называется «Венским».

В первые венская публика увидела кружащиеся пары на оперной сцене. В поставленную в 1787 году оперу «Редкая вещь, или Красота и Добродетель» был включен этот народный танец. Чтобы вальс попал в залы дворцов, нужно было совершить «революцию» не только в музыке и движениях, но и в платьях дам. Громоздкие юбки на каркасах не годились при кружении.

В начале XIX века условия для быстрого танца совпали с французской модой на дамские наряды. Танец приобретает все больше поклонников среди молодежи, но и тех, кто счел его безнравственным, было немало.

В число разгневанных модным танцем попал даже лорд Байрон, увидев свою жену в руках друга на «недопустимом» расстоянии. Но в конце концов вся Европа в первое двадцатилетие XIX века закружилась в новом бальном танце.

Дольше всего запрет на вальс продержался в России. Именно просвещенные немки Екатерина II и супруга Павла I Мария Федоровна его не одобрили, а Павел I своим указом танец запретил. Запрет продержался до самой смерти Марии Федоровны в 1830 году. Но хотя дорога вальсу при царском дворе была закрыта, на частных балах в Петербурге и Москве, особенно в провинции, без вальса не обходился ни один бал и в годы запрета. 

Второе дыхание венский бал получил, когда стала сочинять музыку в ритме вальса семья Штраусов: отец, сыновья, племянники. Вальсы, польки, марши, созданные ими, начиная с 30-х годов XIX века звучали на площадях Вены, в ее дворцах и парках. Но титул «короля вальсов» достался старшему сыну, названному в честь отца Иоганном. Венцы знают о своих кумирах, их жизни и творчестве все до мельчайших подробностей.

Теперь и поклонники венского вальса во всем мире знают о непростых отношениях отца и сына, их соперничестве за симпатии венцев. Против воли отца Иоганн Штраус создал свой оркестр, вскоре стал первым скрипачом, дирижером и исполнителем своей музыки.

Ранняя смерть отца в 45 лет оборвала эту своеобразную дуэль двух великих музыкантов. «Король вальсов»-младший прожил в музыке долгую по тем временам жизнь, написав более 500 вальсов, различные польки, кадрили, марши.

Унаследовав от отца любовь к прекрасному полу, Иоганн Штраус был трижды женат. Его первая жена была певицей, она убедила его попробовать свои силы в оперетте, и «Летучая мышь» и «Цыганский барон» стали классикой этого жанра.

К концу жизни Иоганн Штраус в Австрии стал популярнее самого императора. И. Штраус самые великолепные вальсы – «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай» - посвятил любимому городу, а благодарные венцы сделали «Голубой Дунай» неофициальным гимном Австрии.

Еще при жизни «короля вальсов» в Венской филармонии стали устраивать новогодние концерты, программа которых практически полностью состояла из его произведений и других членов одаренной семьи. Эта традиция сохранена до наших дней.

Кроме того, уже много лет ежегодно в Вене устраивается благотворительный бал, который открывается и закрывается вальсами И. Штрауса. Теперь такие балы проводятся и в Москве.

Среди многочисленных вальсов Штрауса-сына есть и вальс «Прощание с Петербургом». В течение десяти лет во второй половине XIX века венский музыкант приезжал в Россию с гастролями своего оркестра и в специально построенном здании вокзала в Павловске близ Петербурга давал концерты своей музыки с неизменным успехом.

 
Тамара КАМАЛОВА
 
 
 
Вот уже два века вальс живет и как музыкальная основа песен и романсов, и как самый демократичный танец, доступный и начинающему танцору.
 
P.S.
В ритме вальса создали свои шедевры многие великие композиторы. Так, знаменитые арии оперы «Травиата» Д. Верди написаны в ритме вальса. «Вальс-фантазию» сочинил М. Глинка, «Вальс-каприз» - А. Рубинштейн. У всех на слуху вальсы к драме М. Лермонтова «Маскарад» и к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» Е. Доги.
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий