Поиск на сайте

В чём смысл и истинная причина новой епархиальной нарезки на Ставрополье?

 

На днях в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской православной церкви на Юге России под Геленджиком члены Священного синода объявили о новых реформаторских решениях, связанных с административно-территориальным устройством РПЦ. Для начала из существовавших епархий выделили новые, а затем все их объединили в митрополии.

 

Так, от Ставропольской епархии отпочковалась Георгиевская, границы которой очерчены Александровским, Арзгирским, Благодарненским, Буденновским, Георгиевским, Курским, Левокумским, Нефтекумским, Новоселицким, Советским и Степновским районами. Новый архиерей получил титул «Георгиевского и Прасковейского», а временное управление епархией поручено Преосвященному Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу.
Подводя итоги мероприятия, глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда отметил, что сегодня в РПЦ существует 225 епархий (124 на территории России), тогда как на начало 2010 года их было 159 (69).
Кроме того, в крае создана Ставропольская митрополия (допускается в том случае, если на территории одного региона расположено более двух епархий). Возглавил ее также Кирилл, епископ Ставропольский и Невинномысский, что продиктовано исключительно церковными канонами: главой митрополии становится архиерей из губернского города. При этом, как было отмечено, изменения не коснулись структуры Пятигорской и Черкесской епархии, часть благочиний которой расположены на территории края.
Формальным поводом для  деления Ставропольской епархии послужил рапорт епископа Кирилла, вернувшегося к событиям марта прошлого года, когда решением Священного синода прекратила существование Ставрополь-ская и Владикавказская епархия, охватывающая всю территорию СКФО.
Вместо нее появились сразу три образования РПЦ: Пятигорская и Черкесская епархия (в нее вошли приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии), Ставропольская и Невинномысская (весь край, за исключением трех названных районов), а также Владикавказская и Махачкалинская (приходы Северной Осетии - Алании, Дагестана, Ингушетии и Чечни).
По словам Кирилла, это решение уже положительно сказалось на развитии церковной жизни Северного Кавказа: вовсю развивается система духовного образования, открываются новые храмы, на более высоком уровне ведется диалог с представителями иных конфессий и светскими чиновниками. А потому, мол, заботясь о совершенствовании церковной жизни, просвещении, увеличении числа приходов и укреплении казачества (как оплота российской государственности и православной веры), начатую реформу деления и дробления нужно продолжить.
Но сначала епархия в границах одного региона разукрупняется, а после уже происходит объединение под «крышей» митрополии.
Как пояснил Кирилл, митрополит не решает вопросы внутренней жизни каждой епархии, но как старший надзирает над епископами в вопросах  взаимодействия с властью, выполнения решений Архиерейских соборов, Священных синодов и других постановлений РПЦ.
Кроме того, митрополит имеет право разбирать споры между священнослужителями и епископом, а если вопрос не решается на местном уровне, то привлекать для этого Патриархию.
Короче, официальная позиция такова: увеличение числа епархий, а затем объединение их в монополию продиктовано исключительно практическим смыслом – оперативного управления приходами и наполнения церковной жизни.
Вместе с тем, стоит напомнить, реформа прошлого года с раз-делением Ставропольской и Владикавказской епархии в свое время в крае вызвала реакцию неоднозначную.
На прощальной встрече перед отъездом в Челябинск архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана все вопросы о причинах разделения епархии архиерей комментировать отказался, дипломатично заметив: мол, решение было за Святейшим патриархом и Священным синодом, на заседании которого я не присутствовал, с них-де и спрос.
Далеко не в восторге от решения церковных верхов оказалась не только ставропольская общественность, но даже представители властных структур, дружба напоказ которых со священниками порой уж очень становится приторной.
Так, по мнению собеседников «Открытой», новшество, затронувшее горячий Северный Кавказ, не согласуется с планами полпредства по созданию единой и неделимой северокавказской общности граждан, ибо к существующим уже административным границам добавились новые, епархиальные. Любое территориальное дробление на Северном Кавказе, пусть даже на бумаге, единства не добавляет.
Нынешнее изменение административно-территориального устройства РПЦ на Северном Кавказе в сравнении с прошлым годом уже не вызвало былого ажиотажа, однако вопросы возникли.
Если присмотреться внимательнее, то к новой Георгиевской епархии отошли самые депрессивные территории, о решении проблем которых светские власти говорят давно, но впустую.
По логике вещей, развивать и совершенствовать церковную жизнь в отсталой и слабо- интегрированной восточной зоне куда было бы проще в рамках большой епархии с относительно развитой экономикой, активными социальными связями. Оказалось, наоборот.
Еще в апреле епископ Кирилл отчитался перед журналистами о том, что важнейший почин его вотчины (еще в старых границах) состоит в развитии восточных районов Ставрополья, чему даже посвящена отдельная программа, принятая в конце прошлого года.
Задача, поставленная епископом перед епархией, будет покруче самых амбициозных проектов кремлевских пиартехнологов - «повысить духовность русского человека, вернуть надежду и веру в то, что он потомок великого народа».
При той картине, что нарисовал владыка журналистам, - «пьянство, тунеядство, бездуховность, боязнь, нежелание работать и избираться в органы власти» - не хватит не то что сорока, но и четырехсот лет.           
Но если «духовность русского народа»  аршином общим не измерить, то некоторые инициативы владыки размахом своим и впрямь впечатляют. В частности, предстоит построить 22 храма, возродить Мамай-Маджарский монастырь, при храмах открыть детские и взрослые воскресные школы, организовать православно-мусульманские молодежные лагеря, перевести на языки малых народностей Библию, запустить миссионерский маршрут  по православным святыням восточных районов.
В сельских школах должны ввести дополнительные уроки для углубленного изучения истории православия и казачества, а при культурных центрах благочиний - образовательные классы, где мигранты смогут бесплатно учить русский язык и литературу. Задумано создание фермерских приходских хозяйств, православных духовных центров, а также центров реабилитации наркозависимых.
Отдельным пунктом значится переселение на восток края из бывших среднеазиатских республик около полутысячи человек казачьих семей. «Земли у нас хватит, но нужно федеральное участие», - заключает епископ.
Фантастика, да и только. Особенно если учесть, что программа рассчитана на ближайших четыре года, а продвигать в жизнь ее придется силами скромной по территориальному охвату и доходам епархии.
Как отметил в своем блоге Владимир Краснослободцев, в новой епархии нет ни одного крупного храма, а единственный собор в Георгиевске достраиваться будет еще долго.
Несмотря на то, что на территории епархии имеется четыре города и восемь сел более крупных, чем Прасковея, именно последней отдано предпочтение в названии титула нового епископа -  Георгиевский и Прасковейский. Мелочь, конечно, но удивление вызывает.
Можно предположить, что авторы реформы исходили из соображений благозвучия, но в этом случае удачной приставкой послужил бы Благодарный или Зеленокумск. При желании обозначить границы епархии подошел бы Нефтекумск или станица Курская.   
Но, видно, задумка иная. Дело в том, что в Прасковее находится крупнейшее винно-коньячное производство, и тут, должно быть, расчет сделан на финансовую поддержку духовности бизнесом.
Примечательно и то, что на территории Ставропольской митрополии отныне оказалось две с хвостиком епархии (остаток пришелся на Пятигорскую и Черкесскую). Выходит, что епископ Феофилакт в чем-то Кириллу и подчиняется, а в чем-то нет, когда речь идет о территории за пределами края. До таких управленческих коллизий не дошли даже светские власти в их неуемном реформаторстве двух последних десятилетий.          
Никаких внятных комментариев по поводу новой епархиальной нарезки высшие иерархи  дать нужным не сочли. А потому ситуация с церковной реформой, как и формирование Северо-Кавказского федерального университета, порождает массу вопросов без ответов.
Может, новая конфигурация и впрямь добавит позитива в диалог церкви с властью, но уж точно породит очередную порцию слухов, которыми патриархия и так полна.

 

Афанасий КРЖИЖАНОВСКИЙ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях