Жители курортного региона снова взывают о помощи к президенту
Гнев и отчаяние
Борьба против химзавода, который губернатор собирался строить на Кавминводах, казалось бы, завершилась. Инвестор проекта – московская компания «Химинвест» – сообщила об отказе от строительства: дескать, теперь создавать завод стоимостью почти 7 млрд рублей будут в каком-то другом регионе России.
Правда, есть несколько «но». Существует в крае координационный совет по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции, который возглавляет лично губернатор. Одна из функций совета – давать губернатору рекомендации по предоставлению земельных участков на льготных условиях, то есть без проведения торгов.
Как пишет издание «Акценты», за последние пять лет совет согласовал выделение 65 участков общей площадью 65 кв. км (это как три Михайловска). Причем все решения были приняты практически единогласно – значит, без всякого обсуждения.
16 октября координационный совет одобрил выделение компании «Химинвест» трех земельных участков на Западной улице Лермонтова общей площадью 21,5 гектара. А уже спустя неделю Владимир Владимиров подписал документы о выделении земель – именно под строительство завода нитроцеллюлозы.
Правда, после отказа инвестора от строительства химзавода постановление губернатора не было отменено. И теперь жители Кавминвод всерьез обеспокоены: а не обманули ли их, и не будет ли вредоносное предприятие построено вопреки всем обещаниям чиновников и бизнесменов?
Гражданский протест против строительства завода на Кавминводах позволил объединить людей самых разных взглядов. Но сейчас они поставили перед собой новую, еще более амбициозную задачу: полностью очистить Кавминводы от всех промышленных предприятий, построенных в советские и постсоветские годы.
Уже сейчас под «Открытым письмом» к президенту Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву и спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко (она считается неформальным куратором Кавминвод) удалось собрать почти восемь тысяч подписей.
Письмо уже передано в администрацию президента. «Открытая» публикует выдержки из него.
Кавказские Минеральные Воды уже 216 лет являются местностью, имеющей государственное значение. В новейшей истории России этот статус был подтвержден первым президентом России Борисом Ельциным, подписавшим 27 марта 1994 года указ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации».
Этим указом КМВ был придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта, а государственное управление им возложено на администрацию Кавказских Минеральных Вод, руководитель которой назначался президентом Российской Федерации. Сам этот факт не требовал доказывания региональным, местным чиновникам и судам особого природоохранного статуса национального достояния и его охраны.
Необходимость государственного управления регионом была продиктована еще и его межсубъектным статусом – в состав Кавминвод включены территории Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно «Положению об особо охраняемом эколого-курортном регионе», утвержденному постановлением правительства РФ от 6 июля 1992 года №462, «КМВ предназначены для оздоровления населения России и других государств природными лечебными факторами, которыми этот регион располагает».
Логика была и остается простой: территория курортного региона способна сохранять свои природные лечебные кондиции при строго ограниченных объемах рекреационной нагрузки. В этой связи, исходя из потенциала каждого федерального курорта, была определена предельная численность населения каждого города-курорта и региона в целом и, на основании этого предельный возможный объем мест размещения.
Все просто, больше населения – меньше отдыхающих, и наоборот.
Был определен перечень промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, подлежащих выводу с территории КМВ, были введены ограничения на порядок ведения хозяйственной деятельности, в том числе сельского хозяйства.
Был определен перечень объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, требующих реконструкции и строительства с лагом (ровно столько, сколько нужно) до 2010 года. (Лаг - брусок, предназначенный для настила на него напольной доски или кровельного листа. - Прим. ред.)
«Курорт» и «город» – понятия не совместимые по определению. Необходимо особо отметить, что территории федеральных курортов и муниципальных образований (городов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск) не совпадают, что еще раз подчеркивает, что это абсолютно разные категории.
И задачи функционирования курортов и муниципальных образований совершенно разные. Для одних сохранение лечебных свойств природных ресурсов, природных ландшафтов, воздуха, рек является основой качества лечения, а значит и перспектив развития.
Для других земли курортов, леса, водоохранные зоны – это просто свободные места для строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов, торгово-развлекательных центров, вредных производств, размещение свалок, полигонов ТБО и т.д.
В угоду чьим-то сиюминутным интересам за последние годы в природоохранное законодательство и законодательство о курортах было внесено такое число изменений, что они потеряли прежний смысл и значение. Так, теперь курорты больше не являются особо охраняемыми природными территориями, содержание федеральных курортов не является «расходным обязательством бюджета государства», уполномоченный федеральный орган в сфере курортов так и не определен, земли федеральных курортов стали муниципальными, используются под что угодно.
У правительства Ставропольского края нет интереса сохранять и бережно использовать потенциал федерального курортного региона в целях оздоровления населения России. Нет желания делиться властью ни с кем, ведь оценка деятельности руководства края идет по другим критериям – массовая застройка природных ландшафтов, широкое строительство многоэтажных домов, реализация инвестиционных проектов, не связанных со спецификой и прямо опасных для курортов и т.д.
Строительство ведется хаотично, без учета генеральных планов, наличия свободных коммунальных ресурсов – воды, электроэнергии, газа, мощностей водоотведения и очистки. Теперь обычным явлением в курортной зоне Пятигорска стали «ароматы» от главных очистных сооружений Кавминвод в селе Константиновка, которые уже давно не справляются с нагрузкой.
Зоны санитарной охраны погрязли в свалках. Число автомашин выросло настолько, что смог стал привычным явлением федеральных курортов, где лечебным является и воздух.
Точнее, являлся. А строительство объектов торговли достигло такого размаха, что теперь на каждого жителя приходится несколько сот метров торговых площадей.
Все это ведет к неминуемой деградации курортов КМВ. Назвать сегодня Пятигорск курортом – значит сильно кому-то польстить. Узкая полоска санаториев у самого подножья Машука – это уже не курорт.
И самое страшное, что путь развития региона, выбранный и проводимый руководством края – это гарантированное уничтожение национального достояния, на фоне красивых слов и пустых обещаний.
Об отсутствии у губернатора и правительства Ставропольского края заботы о курортах и их нуждах говорит только один факт – ни одного рубля курортного сбора не попадает в национальный парк «Кисловодский», главный лечебный ресурс Кисловодского курорта. Деньги тратятся на объекты вокруг парка, а о парке, мол, пусть думают другие. Минприроды, например.
Чашу терпения жителей Кавминвод переполнило желание власти Ставропольского края построить еще одно вредное производство – химический завод по производству нитроцеллюлозы в Лермонтове, находящемся в зоне ограниченного природопользования (3 зона) горно-санитарной охраны территории курорта Железноводск.
Народ категорически против размещения очередного вредного производства в регионе Кавминвод. При этом в Лермонтове до сих пор на земле лечебно-оздоровительной местности и федерального курорта действует «Гидрометаллургический завод». Здесь производят удобрения, используются соляная кислота, аммиак и другие вредные вещества.
Сброс воды, используемой в производстве, происходит в районе реки Кума и Южно-Калабарского месторождения минеральных вод (самой ценной Ессентукской группы минеральных вод). Последствия деятельности завода требуют серьезных государственных научных исследований в регионе Кавминвод.
Ввиду чрезвычайной важности спасения, сохранения и бережного развития национального достояния народов России – Кавминвод ТРЕБУЕМ:
1. Создать самостоятельный уполномоченный орган федеральной власти в сфере сохранения и развития курортов, руководитель которого будет назначаться и освобождаться от должности президентом Российской Федерации.
2. В структуре этого ведомства предусмотреть создание отдельных администраций на каждом федеральном курорте, с назначением руководителей по согласованиию с полномочными представителями президента РФ.
3. Пересмотреть действующее законодательство в сфере курортов, вернув федеральную собственность на земли федеральных курортов, закрепив нерушимо собственность государства на гидроминеральные и иные лечебные ресурсы, установив параметры их защиты от деградации и утраты природных лечебных свойств, а также государственное финансирование этой деятельности.
4. Вернуть санаторно-курортное лечение в сферу здравоохранения как основы профилактики заболеваний и определить порядок государственного софинансирования санаторно-курортного лечения граждан России.
5. Провести анализ целевого использования санаторно-курортных объектов федеральных курортов.
6. Вывести с Кавминвод или перепрофилировать все вредные производства.
Михаил АНТОНОВ
Добавить комментарий