Поиск на сайте

Последствия государственной «уравниловки» в образовании могут быть самыми плачевными

 

На прошлой неделе в Ставрополе состоялась международная конференция по проблемам современного образования, на которую съехались сотни педагогов и ученых из России, Украины и Молдовы. Тем для обсуждения нашлось немало, учитывая, что реформа отечественного образования перманентно идет уже многие годы; из последних (и наиболее спорных) новшеств: внедрение Единого государственного экзамена и ратификация Болонской конвенции, предусматривающей разделение высшей школы на две ступени – бакалавриат и магистратуру.
Корреспондент «Открытой» побывал на мастер-классе одного из самых именитых участников конференции, профессора Евгения Ямбурга. В своей двухчасовой лекции ученый рассказал о весьма негативных тенденциях, которые наблюдаются сегодня в социуме Европы и России.
«Мид-класс», т.е. буржуа, живет все лучше, соответственно, растет средний возраст материнства (скажем, в Евросоюзе он уже перевалил за 30 лет), большинство женщин ограничиваются одним ребенком и зачастую рожают его вне брака (в Европе каждый третий новорожденный – внебрачный). Благодаря новым медицинским технологиям теперь можно выходить и вырастить даже пятимесячного младенца с самыми тяжелыми врожденными патологиями.
Все это, по словам Ямбурга, привело к тому, что в человеческой популяции практически исчез «естественный отбор». Но природу обмануть нельзя. Увеличивается доля слабых, болезненных и дефектных детей – это явление известно в науке как «генетическая усталость».
В нынешнем году российские вузы столкнулись с катастрофическим дефицитом абитуриентов – в масштабах страны он превысил 150 тысяч человек. Основных причин, по словам Ямбурга, две.
Во-первых, к возрасту абитуриента подошло поколение, рожденное в начале 90-х, когда наблюдалась сильнейшая «демо-графическая яма».
Во-вторых, в среде молодежи наблюдается массовая «дебилизация» – падение общего интеллектуального и духовного уровня. И год от года, убежден Ямбург, будет только хуже. Профессор прогнозирует, что более-менее здоровыми будут еще одно-два поколения россиян (и европейцев) – а затем процент накопленных генетических ошибок подойдет к критической отметке, за которой начинается вымирание нации.
Однако отечественные власти, судя по всему, этой проблемой не очень озабочены. Раз в обществе растет процент дефектных детей, то в педагогике должен преобладать дифференцированный подход, убежден Ямбург. На деле же – всеобщая «уравниловка».
Профессор привел пример: у него в школе училась девочка с врожденной дисграфией – психологическим отклонением, когда ребенок просто не может писать без ошибок. Эта девочка допускала в стандартном диктанте 64 ошибки. В школе Ямбурга с ней занимались лучшие педагоги по самым современным методикам. В итоге ребенок стал допускать лишь 10 ошибок.
Прорыв, за который учителям памятники ставить надо! Но, по критериям Единого госэкзамена, это все равно «двойка» – то есть, по воле государства, билет в нормальную, полноценную взрослую жизнь такому ребенку заказан.

Андрей ЧЕХОВ

 

Точка зрения

 

Евгений ЯМБУРГ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра образования №109 (Москва):

– Меня очень пугает нынешняя тенденция к унификации, стандартизации образования. Я имею в виду и Единый госэкзамен в школах, и повсеместное внедрение в вузах компьютерных тестов, и многое другое. Это противоречит самой сути образования, которое предусматривает сугубо личностный, индивидуальный подход к каждому ребенку. Ребенка нельзя заставить что-то механически заучить, он должен учиться сам, понимая и принимая, зачем ему нужны те или иные знания.
Образование – это всегда личный выбор ребенка. А что на деле? Простите за грубое сравнение, но у нас воспринимают детей как некий «фарш», из которого к окончанию школы нужно получить типовую «колбасу». Я могу понять мотивы сторонников этой стандартизации – внедрить «уравниловку» и проще, и дешевле, чем выработать индивидуальный подход.
Но, несомненно, есть в этом и весомый политический аспект: государству проще управлять массовым разумом, чем множеством самостоятельных «Я». Вот такую мы в стране построили «вертикаль власти». А потому до сих пор в России нет идеологии, на основании которой у каждого ребенка должно формироваться личностное мировоззрение. На этот счет я часто люблю повторять слова Сенеки: «Если не знаешь, куда плыть, ни один ветер попутным не будет».

Борис БИМ-БАД, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, ректор Царскосельского лицея им. М. Сперанского (Москва):

– Мне не хотелось бы драматизировать ситуацию вокруг нынешней реформы образования. Полвека назад американский философ Фукуяма мрачно пророчил в своей знаменитой книге скорый «конец истории». Прошло время, и, к счастью, его пророчества не сбылись. Как мы видим, общество неуклонно движется вперед, постоянно идет поиск новых смыслов человеческого существования – в том числе и в образовании.
Естественно, в этих условиях растущего потока информации должен быть какой-то «фильтр», позволяющий ее просеивать, – особенно это важно для ребенка, который только входит в общественную жизнь. И таким «фильтром» является государственный стандарт образования. Образовательный стандарт – это тот минимум знаний, ниже которого опускаться нельзя. Больше – пожалуйста!
Подход очень правильный, учитывая еще и то, что Россия стала полноправным участником мировых экономических процессов. А глобальный рынок требует конкурентоспособных специалистов. В этом же русле – и реформирование высшей школы, разделение ее на магистратуру и бакалавриат.
Это европейский подход, который направлен на то, чтобы дать студенту больше практических, а не теоретических знаний. Ведь именно излишней теоретизированностью, оторванностью от жизни всегда грешила советская (а потом и российская) система образования. Ну а то, что она была лучшей в мире, – уж простите, явное и нескромное преувеличение.

 

Владимир 05 Ноябрь 2007, 09:34

Реформа Фурсенко есть Евангелье от от обезьяны. Система образования есть естественный процесс. Сама жизнь ставит задачи перед системой. Но на месте Макаренко, Корчака и Яна Коменского ставят всяких фурсенок. Каков папа, таков и сынуля. В системе образования нужна деятельность, а не деятельный подход (С.В. Анофрикова). Это во первыхз. Во вторых: мы, люди, не только люди, но и животные. Среди нас естественный отбор действует. Когда академия педнаук заявляет, что любого дурака можно выучить, как медведя, получается то, что имеем. Почему товарищ Сталин основателей бригадного метода отправил на конкретные работы (Бери больше и бросай дальше)? Чтобы не вмешивались в сложившуюся систему образования. С большим трудом вернулись к царской системе. А когда вернулись, возник5 плач из академии педнаук - то экзаменов слишком много, то портфель тяжёлый, то математика сложная, то физика не демократическая. Обводил мой внук буквы вместо личного письма. Называлось это липецкими тетрадями, то ненжинский метод воспитания. То программированное обучение. ВАК должен отобрать все диапломы у таких "новаторов".

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях