Поиск на сайте

 

На прошлой неделе театралы Ставрополья насладились одним из последних шедевров эпатажного режиссера Романа Виктюка - спектаклем «Сергей и Айседора» о любви двух великих людей: русского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан

 

Режиссер давно думал о работе, посвященной Есенину, и даже планировал на роль великого русского поэта нескольких знаменитых актеров, в том числе и Сергея Безрукова, сыгравшего писателя в одном из самых нашумевших и обсуждаемых критиками сериалов «Есенин. Хроника убийства».

Но судьбе было угодно распорядиться по-другому, своего Есенина Виктюк нашел случайно в Киевском государственном театральном университете. Молодой актер Дмитрий Малашенко, исполняющий главную роль в «Сергее и Айседоре», пришел к мастеру сам и сказал: «Я буду у вас играть». Виктюк, взглянув Дмитрию в глаза, понял: это – Есенин.

Роль Айседоры Роман Григорьевич отдал популярной актрисе театра и кино Вере Сотниковой. Виктюк посчитал, что только она может воплотить на сцене страстную танцовщицу. В «Сергее и Айседоре» режиссер хотел показать любовь зрелой женщины, ее психологическое состояние. Постановка полна виктюковской эстетики. На сцене в длинных черных пальто весь спектакль сидят агенты НКВД, в качестве декорации висит огромная фотография мертвого Есенина, только что снятого с петли. Рядом фото Дункан с ее погибшими детьми. Декорации расставлены на фоне черного занавеса; когда заходишь в зал, становится даже страшно. В постановке звучит музыка Шнитке и романсы на стихи Есенина.

Спектакль «Сергей и Айседора» посвящен любви, а еще точнее - теме расставания любимых. В одном из интервью Роман Виктюк признался, что видит любовь Есенина и Дункан как любовь, обреченную на смерть. При постановке Виктюка меньше всего интересовала историческая достоверность событий – ему больше хотелось показать накал страстей, разгоревшийся между Есениным и Дункан. «Любовь на земле агонизирует. Мой спектакль - гимн любви», - говорит зрителям перед началом действа Виктюк.

В Ставрополе показ «Сергея и Айседоры» был дважды знаменательным, во-первых, спектакль был двадцатым по счету, во-вторых, впервые на гастроли с театром Виктюка приехала правнучка великого поэта Анна Сергеевна Есенина с выставкой своих картин.

Перед началом корреспонденту «Открытой» удалось пообщаться с исполнителем главной роли - молодым дарованием Дмитрием Малашенко, который действительно внешне очень похож на поэта.

- Дмитрий, я слышала, что вы сами пришли к Виктюку…

- Так и было. Меня судьба к нему привела. Я давно наблюдал за его творчеством, оно меня вдохновляло и привлекало. Еще когда я учился на втором курсе, Виктюк проводил у нас в университете мастер-класс. Мои однокурсники задавали ему вопросы, а я встал и сказал: «Роман Григорьевич, я буду у вас работать». От подобной наглости даже Виктюк ошалел, но возмущаться не стал и спокойно ответил: «Посмотрим, молодой человек!»

Потом, пока я учился, однокурсники меня терзали: «Ну шо, тебя взял Виктюк, чи не?» - по-украински говорит Дима. - Я отвечал: подождите, еще возьмет, а потом, когда меня уже записали в штат театра, я все равно никому не рассказывал об этом – боялся сглазить. Считаю, что мне повезло, потому что я оказался в нужное время в нужном месте - Роман Григорьевич искал своего Есенина, хотел видеть не заштампованное лицо в этом образе, а я как раз выпускался из университета. Обычно Виктюк берет в театр только выпускников своего курса.

- Вы знали, что он достаточно жесткий режиссер?

- Я знал, что у него тяжелый характер, но не предполагал, что настолько. Я видел только готовые спектакли, а что происходит на репетициях, даже не представлял. Конечно, первое время было очень сложно.

- Роль Есенина - ваша первая работа?

- Да, это была моя первая в жизни роль. Сейчас я уже занят в четырех спектаклях: «Мастер и Маргарита», «Непостижимая женщина, живущая в нас», «Сон в летнюю ночь» и «Кот в сапогах». Летом у меня появилась возможность, что называется, «подышать», немного отдохнуть, потому что Виктюк ставит «Восемь женщин» - там занят весь женский состав театра.

- Вы в коллектив легко влились? Как восприняли вас старожилы театра, творческих конфликтов не возникало?

- Во всех театральных труппах есть конфликты. Как раз с примами театра - Дмитрием Бозиным и Фархадом Махмудовым (его, кстати, Виктюк уволил пару дней назад за то, что он отказался ехать на гастроли) у нас прекрасные отношения. Сейчас я дорос уже до партнерства с Бозиным. Мы вместе заняты в двух спектаклях – там очень сложные трюки, Дима меня страхует. В постановке «Непостижимая женщина, живущая в нас» я вишу на большой высоте, а он меня держит на одной руке. Если, не дай Бог, упустит – разобьюсь.

- Вы знали, что в этом театре кроме актерского таланта еще и прекрасную физическую подготовку нужно иметь?

- Конечно, я знал, что хлюпикам здесь не место, но Виктюк превосходит все ожидания! То, что придется читать стихи Есенина, стоя на 20-метровой высоте, держась одной рукой за декорацию, даже не представлял. Поэтому после изнуряющих репетиций на сцене я просто вынужден идти в театральный тренажерный зал и там тоже мучить себя тренировками. Но я все равно не жалуюсь и всем доволен. Особенно тем, что Роман Григорьевич заботится о своих студентах и мне от театра дали квартиру, конечно, она не моя, но по крайней мере живу не в общежитии.

- Вы и женские роли исполняете?

- Женские еще не приходилось. Хотя, наверное, скоро начну. У нас в театре отказываться от ролей, которые тебе не нравятся, нельзя, Виктюк просто ставит тебя перед фактом и все - никуда не денешься.

- Не страшно было провинциальному мальчику играть сразу с такой известной партнершей, как Вера Сотникова?

- Конечно, страшно. Я ее жутко стеснялся, и режиссер знаменитый, и партнерша по сцене - суперзвездная. Но режиссер мне сказал: «На сцене вы все равны!» Так мы стали полноценными партнерами. Больше всего он в своих актерах ценит темперамент, физическую подготовку, эмоциональную восприимчивость, искренность, открытость. Если у человека есть такие данные – значит, он будет работать в нашем театре.

- Вы играете знаменитого поэта, а сами стихи пишете? Ведь известно, что ваш коллега по театру Дмитрий Бозин сочиняет прекрасные стихи…

- Я пишу, но на суд общественности представить их не решаюсь. Я человек самокритичный и мне, честно сказать, самому не нравится, что получается. Тем более, что все тут же начнут сравнивать мои творения со стихами Есенина. Сейчас пишу для себя.

- Правда, что вы перед премьерой ходили на могилу к Есенину и просили у него разрешения сыграть эту роль…

- Да, я ходил на кладбище и просил разрешения у Сергея Александровича. Там царит особенная атмосфера, очень много людей в любое время дня. Они читают стихи, зажигают свечи, пишут записки и оставляют их на могиле. Я довольно суеверный человек, верю во всевозможные приметы, поэтому мне, честно сказать, было страшновато играть роль человека, чья смерть до сих пор вызывает множество кривотолков и слухов. К тому же на его могиле застрелилась Галина Бенеславская – биограф Есенина и одна из самых близких подруг поэта. Так что личность он в какой-то степени демоническая.

Вот и пошел просить разрешения, тем более вы видите, на фоне каких декораций и фотографий мы играем спектакль. На кладбище я встретил сына Есенина – Владислава, который приехал из Америки и пришел навестить родного отца, он тоже дал мне свое благословение на эту роль.

- Вам понравилось, как сыграл поэта Сергей Безруков?

- Безруков - блистательный актер, но фильм я до конца досмотреть все же не смог. Тем более он вышел на экраны, когда мы репетировали спектакль. Сам сериал не понравился, потому что там совершенно другие акценты расставлены. Есенин показан каким-то разухабистым гулякой, которому наплевать на всех. А у нас в спектакле он человек страдающий, мучающийся от своей любви, от того, что он сделал Айседору Дункан несчастной на всю оставшуюся жизнь. Мне лично такой Есенин ближе.

 

Беседовала

Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях