На прошлой неделе театралы Ставрополья насладились одним из последних шедевров эпатажного режиссера Романа Виктюка - спектаклем «Сергей и Айседора» о любви двух великих людей: русского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан
Режиссер давно думал о работе, посвященной Есенину, и даже планировал на роль великого русского поэта нескольких знаменитых актеров, в том числе и Сергея Безрукова, сыгравшего писателя в одном из самых нашумевших и обсуждаемых критиками сериалов «Есенин. Хроника убийства».
Но судьбе было угодно распорядиться по-другому, своего Есенина Виктюк нашел случайно в Киевском государственном театральном университете. Молодой актер Дмитрий Малашенко, исполняющий главную роль в «Сергее и Айседоре», пришел к мастеру сам и сказал: «Я буду у вас играть». Виктюк, взглянув Дмитрию в глаза, понял: это – Есенин.
Роль Айседоры Роман Григорьевич отдал популярной актрисе театра и кино Вере Сотниковой. Виктюк посчитал, что только она может воплотить на сцене страстную танцовщицу. В «Сергее и Айседоре» режиссер хотел показать любовь зрелой женщины, ее психологическое состояние. Постановка полна виктюковской эстетики. На сцене в длинных черных пальто весь спектакль сидят агенты НКВД, в качестве декорации висит огромная фотография мертвого Есенина, только что снятого с петли. Рядом фото Дункан с ее погибшими детьми. Декорации расставлены на фоне черного занавеса; когда заходишь в зал, становится даже страшно. В постановке звучит музыка Шнитке и романсы на стихи Есенина.
Спектакль «Сергей и Айседора» посвящен любви, а еще точнее - теме расставания любимых. В одном из интервью Роман Виктюк признался, что видит любовь Есенина и Дункан как любовь, обреченную на смерть. При постановке Виктюка меньше всего интересовала историческая достоверность событий – ему больше хотелось показать накал страстей, разгоревшийся между Есениным и Дункан. «Любовь на земле агонизирует. Мой спектакль - гимн любви», - говорит зрителям перед началом действа Виктюк.
В Ставрополе показ «Сергея и Айседоры» был дважды знаменательным, во-первых, спектакль был двадцатым по счету, во-вторых, впервые на гастроли с театром Виктюка приехала правнучка великого поэта Анна Сергеевна Есенина с выставкой своих картин.
Перед началом корреспонденту «Открытой» удалось пообщаться с исполнителем главной роли - молодым дарованием Дмитрием Малашенко, который действительно внешне очень похож на поэта.
- Дмитрий, я слышала, что вы сами пришли к Виктюку…
- Так и было. Меня судьба к нему привела. Я давно наблюдал за его творчеством, оно меня вдохновляло и привлекало. Еще когда я учился на втором курсе, Виктюк проводил у нас в университете мастер-класс. Мои однокурсники задавали ему вопросы, а я встал и сказал: «Роман Григорьевич, я буду у вас работать». От подобной наглости даже Виктюк ошалел, но возмущаться не стал и спокойно ответил: «Посмотрим, молодой человек!»
Потом, пока я учился, однокурсники меня терзали: «Ну шо, тебя взял Виктюк, чи не?» - по-украински говорит Дима. - Я отвечал: подождите, еще возьмет, а потом, когда меня уже записали в штат театра, я все равно никому не рассказывал об этом – боялся сглазить. Считаю, что мне повезло, потому что я оказался в нужное время в нужном месте - Роман Григорьевич искал своего Есенина, хотел видеть не заштампованное лицо в этом образе, а я как раз выпускался из университета. Обычно Виктюк берет в театр только выпускников своего курса.
- Вы знали, что он достаточно жесткий режиссер?
- Я знал, что у него тяжелый характер, но не предполагал, что настолько. Я видел только готовые спектакли, а что происходит на репетициях, даже не представлял. Конечно, первое время было очень сложно.
- Роль Есенина - ваша первая работа?
- Да, это была моя первая в жизни роль. Сейчас я уже занят в четырех спектаклях: «Мастер и Маргарита», «Непостижимая женщина, живущая в нас», «Сон в летнюю ночь» и «Кот в сапогах». Летом у меня появилась возможность, что называется, «подышать», немного отдохнуть, потому что Виктюк ставит «Восемь женщин» - там занят весь женский состав театра.
- Вы в коллектив легко влились? Как восприняли вас старожилы театра, творческих конфликтов не возникало?
- Во всех театральных труппах есть конфликты. Как раз с примами театра - Дмитрием Бозиным и Фархадом Махмудовым (его, кстати, Виктюк уволил пару дней назад за то, что он отказался ехать на гастроли) у нас прекрасные отношения. Сейчас я дорос уже до партнерства с Бозиным. Мы вместе заняты в двух спектаклях – там очень сложные трюки, Дима меня страхует. В постановке «Непостижимая женщина, живущая в нас» я вишу на большой высоте, а он меня держит на одной руке. Если, не дай Бог, упустит – разобьюсь.
- Вы знали, что в этом театре кроме актерского таланта еще и прекрасную физическую подготовку нужно иметь?
- Конечно, я знал, что хлюпикам здесь не место, но Виктюк превосходит все ожидания! То, что придется читать стихи Есенина, стоя на 20-метровой высоте, держась одной рукой за декорацию, даже не представлял. Поэтому после изнуряющих репетиций на сцене я просто вынужден идти в театральный тренажерный зал и там тоже мучить себя тренировками. Но я все равно не жалуюсь и всем доволен. Особенно тем, что Роман Григорьевич заботится о своих студентах и мне от театра дали квартиру, конечно, она не моя, но по крайней мере живу не в общежитии.
- Вы и женские роли исполняете?
- Женские еще не приходилось. Хотя, наверное, скоро начну. У нас в театре отказываться от ролей, которые тебе не нравятся, нельзя, Виктюк просто ставит тебя перед фактом и все - никуда не денешься.
- Не страшно было провинциальному мальчику играть сразу с такой известной партнершей, как Вера Сотникова?
- Конечно, страшно. Я ее жутко стеснялся, и режиссер знаменитый, и партнерша по сцене - суперзвездная. Но режиссер мне сказал: «На сцене вы все равны!» Так мы стали полноценными партнерами. Больше всего он в своих актерах ценит темперамент, физическую подготовку, эмоциональную восприимчивость, искренность, открытость. Если у человека есть такие данные – значит, он будет работать в нашем театре.
- Вы играете знаменитого поэта, а сами стихи пишете? Ведь известно, что ваш коллега по театру Дмитрий Бозин сочиняет прекрасные стихи…
- Я пишу, но на суд общественности представить их не решаюсь. Я человек самокритичный и мне, честно сказать, самому не нравится, что получается. Тем более, что все тут же начнут сравнивать мои творения со стихами Есенина. Сейчас пишу для себя.
- Правда, что вы перед премьерой ходили на могилу к Есенину и просили у него разрешения сыграть эту роль…
- Да, я ходил на кладбище и просил разрешения у Сергея Александровича. Там царит особенная атмосфера, очень много людей в любое время дня. Они читают стихи, зажигают свечи, пишут записки и оставляют их на могиле. Я довольно суеверный человек, верю во всевозможные приметы, поэтому мне, честно сказать, было страшновато играть роль человека, чья смерть до сих пор вызывает множество кривотолков и слухов. К тому же на его могиле застрелилась Галина Бенеславская – биограф Есенина и одна из самых близких подруг поэта. Так что личность он в какой-то степени демоническая.
Вот и пошел просить разрешения, тем более вы видите, на фоне каких декораций и фотографий мы играем спектакль. На кладбище я встретил сына Есенина – Владислава, который приехал из Америки и пришел навестить родного отца, он тоже дал мне свое благословение на эту роль.
- Вам понравилось, как сыграл поэта Сергей Безруков?
- Безруков - блистательный актер, но фильм я до конца досмотреть все же не смог. Тем более он вышел на экраны, когда мы репетировали спектакль. Сам сериал не понравился, потому что там совершенно другие акценты расставлены. Есенин показан каким-то разухабистым гулякой, которому наплевать на всех. А у нас в спектакле он человек страдающий, мучающийся от своей любви, от того, что он сделал Айседору Дункан несчастной на всю оставшуюся жизнь. Мне лично такой Есенин ближе.
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА
Добавить комментарий