Поиск на сайте

В ставропольской школе №21 прошли интернет-каникулы для детей с инвалидностью

 

Учитель информатики Михаил Бондак нажал на Викином ноутбуке какие-то кнопки и раздвоился, как мама Дяди Федора в новогоднем мультфильме о Простоквашино. Один Михаил Валерьевич разговаривал с Викой с экрана монитора, другой стоял позади нее за рабочим столом, и оба говорили: «Ребята, мы с вами зашли в I-школу. Это школа необычная – ее здание и классы находятся в Интернете. Здесь вы можете сами составлять расписание и учиться необычным вещам – например, как делать мультики и сайты. Учитель и ученик могут находиться в разных городах, но когда прозвенит «звонок», они встретятся у компьютеров. Вот сейчас на доске вы видите экран моего монитора, на нем - изображение Вики. А она на своем ноутбуке видит меня».  
Вика поднимает голову: точно – она на экране. Вместе с ней с интересом смотрят на доску и слушают учителя еще девять ребят - мальчики и девочки с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Почти все они в виртуальный класс зашли впервые. Такую возможность дети получили на интернет-каникулах в ставропольской средней школе № 21.

 

Дружбе не помеха
Эти необычные каникулы начались с праздника. В первый день работы лагеря в школе подводили итоги фотоконкурса «Мой любимый город», организованного Центром социально-психологической поддержки и сопровождения детей с инвалидностью и их семей в образовательном процессе. 
Директор центра Лидия Алейник рассказывает: «У каждого снимка на фотовыставке два автора, один из них – ребенок с инвалидностью. Когда мы готовились к конкурсу - обзванивали родителей, приглашали участников, - возникали предсказуемые проблемы: дети стеснялись друг друга, признавались, что не знают, как себя вести. Поэтому главной ценностью проекта является не фототворчество, а общение ребят. Дети узнавали друга друга, учились доверять партнеру, быть активными, смелыми, открытыми. И поняли: разные возможности не помеха дружбе и творчеству». 
Результаты детских поисков вывесили в холле школы. Оказалось, любимый город глазами детей – это заснеженные скверы и огни вечерних улиц, гранитный Ленин на постаменте и позолоченные кресты на куполах церквей, школьные коридоры, витрины с кубками ученической футбольной команды, стены домов, разрисованные граффити и надписями «Арсен + Саша», «Юля, я тебя люблю», гипсовые гномы в парке и пицца с кока-колой на столике в кафе.
Город на детских снимках был таким разным, что жюри конкурса решило выделить несколько  номинаций, поэтому призы и грамоты достались всем участникам фотовыставки.  После награждения детей - и авторов снимков, и зрителей - ждали викторина и сладкий стол.

 

Доступная медаль
Интернет-каникулы в 21-й школе проводятся уже четвертый год. Многие ребята, отдохнувшие на виртуальных «переменках» между четвертями, в новом учебном году приходят сюда учиться. Сегодня в школе 826 учеников, из них 26 – дети с ограниченными возможностями. 
А начиналось все в конце 90-х, когда ученица девятого «А», отличница Аня Дарган поехала на лечение в Санкт-Петербург. После неудачной операции девочка вернулась домой в инвалидном кресле. В ее дневниках и тетрадях по-прежнему стояли одни «пятерки». Но когда встал вопрос о медали, оказалось, что отличнице, обучавшейся по индивидуальной программе на дому, она не положена. 
История с Аней, так и не получившей «золото», заставила педагогов обратить внимание на проблемы обучения детей с инвалидностью. В 2003 году на базе школы открылась экспериментальная площадка по интегрированному образованию детей с ограниченными возможностями. В это время ставропольские педагоги ориентировались на опыт москвичей, открывавших в школах специальные классы для детей с инвалидностью. И, возможно, директор 21-й школы Александр Кизима пошел бы по этому пути, если бы экспериментальную площадку не посетила канадская делегация. 
Гости сказали: «А у нас дети с инвалидностью учатся в обычных классах». И директор решился на смелый шаг - создал первую в городе инклюзивную школу. 
В учебном заведении построили пандус, переоборудовали туалетные комнаты и приобрели компьютеры. Минимальные технические условия были созданы быстро, сложнее оказалось преодолеть психологический барьер. 
«Родители к появлению в классах новеньких отнеслись настороженно, - рассказывает Александр Борисович, - боялись, что учителя начнут уделять больше внимания ученикам с инвалидностью и уровень образования снизится. Но время показало, что эти опасения были напрасными. 
Меня очень радует, что совместное обучение стало для нас нормой. Вот обычная картинка из жизни школы. Шестиклассник Саша Васильев останавливается возле лестницы. Саша передвигается на специальном самокате, а ему надо подняться в столовую на второй этаж. Так вот, любой ребенок, который будет проходить мимо, подхватит его самокат, поднимет на два лестничных пролета, подождет, пока Саша поднимется, отдаст самокат и побежит дальше по своим делам. Это норма. И очень важное достижение нашей многолетней работы».

 

Космическая техника
В 2007 году Ставропольский край выиграл гранд на поставку уникального компьютерного оборудования, позволяющего ребятам с ограниченными возможностями учиться в виртуальной школе. Дети получили самую высококачественную в мире технику компании Apple, работающей в космических отраслях. 
В комплекте с компьютером для ребенка - принтер, сканер, web-камера для создания   видеороликов, планшет для рисунков, электронные увеличители текста для слабовидящих и другие приспособления, компенсирующие особенности ученика. Десять таких рабочих мест оборудовано сегодня в квартирах ставропольских школьников.
Однако даже космическая техника не заменит обычного, «живого» взаимодействия ребенка с учителем и сверстниками. В школе уверены: лучший результат дает использование всех трех форм обучения детей с инвалидностью: на дому, в школе и в режиме он-лайн.
Виртуальная школа открывает для учеников большие возможности: помимо обычных предметов они могут пройти здесь курсы интернет-журналистики, web-программирования, литературного перевода, компьютерной графики, натурной мультипликации, бисероплетения и робототехники. 
 У ребят, которые пришли в 21-ю школу на интернет-каникулы, эти уроки еще впереди. Пока они только приобретают навыки работы в Интернете. Летом часть детей вернется в школу на «большие» каникулы, их ждут экскурсии, поездки в кисловодский дельфинарий, игры и тренинги. А в сентябре, надеются педагоги, они принесут сюда свои документы.

 

«Не грусти, зеленая!»
На каникулах дети не только бродили по классам виртуальной школы, но делали массу полезных и увлекательных вещей: рисовали, выжигали, отгадывали загадки и придумывали волшебную историю о Снежном Короле на уроке-сказке, который провела для них студентка СГУ Ирина Ерина. 
Маленький отряд отправился в путешествие в сказку о Снежной Королеве, у которой «было холодное сердце и не было друзей». Дети не просто вспоминали знакомый сюжет, они превращались в друзей и помощников Герды. Их добрые пожелания - чтобы Герда «не заблудилась и не замерзла», «путь не показался ей страшным» и «олень довез ее до замка очень быстро» - помогли сказочной девочке отыскать брата. 
А потом Ира предложила ребятам придумать новую сказку со старыми героями, и дети сочинили собственную историю о том, как осколок кривого зеркала попал в глаз самой Герде, и «она испортилась» - «начала разбрасывать вещи», «оговаривалась», «прогуливала уроки» и «путала бабушкины нитки». 
Когда Герда пропала, Кай отправился на ее поиски. Он попал в пустыню, где встретил верблюда, которого «развеселил верблюжьей загадкой». Потом «пошел на юг», но его «подхватили птички и отнесли на болото». Там Кай познакомился с царицей-лягушкой и сказал ей ласковые слова: «Не грусти, зеленая, превратишься в принцессу!» За свою доброту Кай был вознагражден: он очутился в замке Снежного Короля. Накинул на себя шкуру белого медведя и пробрался в комнату Герды, игравшей ледяными куклами. Чтобы сестра узнала его, Кай рассказал ей о доме: «Ты помнишь наш сад? Там растет старая яблоня, а бабушка с дедушкой купили телескоп и смотрят ночью на звезды». После таких слов у Герды «потеплело сердце», она взяла брата за руку, и они пошли домой...

 

«Мы будем смеяться»
Сказкотерапия - не просто веселая забава, это игра, которая помогает развивать  воображение и устную речь, учит детей быть вдумчивыми читателями, размышлять над характерами и поступками героев, ставить себя на их место и жалеть даже злодеев. 
Потому-то юные фантазеры не бросили Снежного Короля в ледяном одиночестве, а дали ему полезные советы, как исправиться: «переберись в другое место, посади сад, чтобы он тебя радовал, и заведи животных, корову, например»; «стань умным и не замораживай город»; «Король, заведи дворников, чтобы они хорошо подметали улицы, и булочников, чтобы делали побольше хлеба»; «будь ласковым и надень одежду яркого цвета».
Король, первоклассник Дима, выслушав пожелания друзей, пообещал: «Я буду уважать всех зверей и любить всех детей. Буду греться около огня и стану теплым».
А напоследок дети сочинили законы для сказочной страны, в которой они хотели бы жить: там «все по справедливости», «люди внимательно слушают друг друга», «никто не болеет и все ходят веселые».  А «если придут враги, мы будем смеяться и победим их!»

 

Дарья ТИШИНА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях