Поиск на сайте

Ставрополье накрыла волна банкротств крупных предприятий, задолжавших в бюджет многомиллионные суммы

 

Одно из громких дел о банкротстве по целому ряду исков в краевом арбитраже связано с ФГУАП «Кавминводыавиа», после того как Росавиация лишила предприятие лицензии.
Гендиректор «Аэрофлота» (в чье управление три года назад перешли «Кавминводыавиа») Виталий Савельев заявил, что детальная проверка ставропольского предприятия выявила ряд существенных проблем, несовместимых с его дальнейшей продуктивной деятельностью.
Это, в частности, морально и технически устаревший парк самолетов (в основном Ту-154), убыточность авиаперевозок (даже на фоне сверхвысоких цен на билеты) и, главное, отсутствие у авиакомпании сертификата безопасности IOSA, что ставит под сомнение перспективу полетов за рубеж. Короче, целый букет проблем без надежды на спасение.
В декабре прошлого года краевой арбитражный суд удовлетворил ходатайство Национального резервного банка (НРБ) и принял решение арестовать имущество «Кавминводыавиа» в рамках дела о взыскании с предприятия долга в 490 млн. рублей.
В очередной раз в центре скандала оказалось ГУП «Ставропольагроуниверсал» - решение о его ликвидации было принято краевым Минимуществом, единственным учредителем госкомпании.
История созданного в 1995 году «Ставропольагроуниверсала» давняя и темная - аудиторы в один голос называли его «черной дырой», в которую утекают бюджетные миллионы. Хотя цели компании, согласно Уставу, очень даже благие: оказание посреднических услуг (выдача займов) сельхозпроизводителям, содержание и использование регионального продовольственного фонда (в первую очередь - зернового резерва).
Нынешняя ситуация с ГУПом касается непогашенных долгов в 256 млн. рублей, из которых 6 млн. - по налогам и другим платежам в бюджет, 1 млн. - по зарплате. При этом у самой компании, как выяснилось, ничего, кроме канцтоваров, нет. Как расплачиваться с кредиторами и кто понесет ответственность за это криминальное хозяйствование?
Еще один пример крупного банкрота являет собой нефтегазовая компания «Ставрополье», попавшая под конкурсное управление.
Предприятие было создано в 1993 году путем слияния нескольких компаний и проектной организации с целью обеспечения местных сельхозпроизводителей дешевым топливом и проектирования нефтегазовых объектов. Сейчас две трети «Ставрополья» принадлежит правительству края, еще треть - государственной нефтяной компании «Роснефть». У «Ставрополья» имеется собственная нефтебаза емкостью в 7 тыс. тонн, пять автозаправок в Ставрополе, Благодарном и Новоалександровском районе.
Серьезные проблемы у компании начались после того, как в 2007 году на ее базе решено  было создать сеть (около полусотни) государственных автозаправок якобы для сдерживания цен на топливо для аграриев.
«Ставрополье» окредитовалось на сумму в 84 млн. рублей под залог имеющейся недвижимости, однако деньги не вернуло. Автозаправочные станции со всеми атрибутами дорожного сервиса и благоустроенной территорией не появились.
Определенную роль в этом сыграло то, что в 2009 году начала действовать государственная программа льготного обеспечения топливом сельхозпроизводителей, а функции регионального оператора отошли «Роснефти». То есть планы по созданию бюджетных заправок попросту оказались лишены смысла.
Нет бы поставить вопрос о ликвидации заведомо убыточного предприятия сразу, так нет. Компания продолжала работать, заключила договоры на сотни миллионов рублей, однако расплачиваться вовремя не могла. Долги росли, набегали штрафы за просрочку платежей и пени. В 2010 году чистый убыток нефтегазовой компании составил 74 млн. рублей, в прошлом - еще около 30 млн.
Фирма обратилась с иском в арбитраж о собственном банкротстве, и в сентябре была введена процедура наблюдения. Конкурсный управляющий установил, что хозяйственную деятельность ОАО не ведет, у должника отсутствуют средства для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств.
Все имущество (в том числе недостроенные автозаправки) стоимостью 113 млн. рублей выставлено на торги, однако покрыть долги удастся лишь частично - они перевалили за 175 млн. Простая арифметика показывает: кто-то из кредиторов останется с носом.
А пока остается с носом государство - от деятельности своих компаний оно уже недосчиталось многих сотен миллионов рублей. Поразительно, как можно работать в убыток в таком прибыльном бизнесе, как нефтяной или зерновой, да еще под опекой власти?
Но если развал государственных предприятий на две трети связан с неэффективным менеджментом и продажностью чиновников, то в случае провалов в бизнесе речь идет о последствиях финансового кризиса.
Так, еще в апреле 2011 года краевым арбитражным судом на одной из крупнейших строительных компаний региона, ОАО «Ставропольпроектстрой», была введена процедура наблюдения (первая стадия банкротства).
В августе прошлого года по иску «Георгиевских электросетей» приступили к процедуре наблюдения на винзаводе «Георгиевский», известном тем, что это предприятие экс-спикера, ныне депутата краевой думы на постоянной основе, председателя социального комитета Виталия Коваленко.
В сентябре по иску одной армавирской фирмы была инициирована процедура наблюдения на «Ставрополькартоне», некогда считавшемся флагманом бизнеса краевого центра.
В долговой яме оказалась и крупнейшая в крае сеть автосалонов «Дримкар». О финансовых проблемах предприятия говорили давно, правительство края вынуждено было даже выделять фирме немалые спасательные субсидии. Иск о банкротстве инициировала налоговая служба, после чего компания, задолжавшая государству 36 млн. рублей, стала-таки на путь исправления.
 Какие новости на экономическом фронте принесут предпринимателям президентские выборы, по прогнозам экспертов, станет понятно уже весной.

 

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях