Поиск на сайте

РЖД наплевательски относятся к сохранению культурного наследия Ставрополья

 

К такому выводу пришла Минераловодская транспортная прокуратура по результатам проверки.
В собственности ОАО «Российские железные дороги» сегодня множество зданий, которые еще в 1981 году постановлением Ставропольского крайисполкома были включены в число памятников регионального значения.
В список входят и здания семи железнодорожных вокзалов в Ставрополе, Кисловодске, Георгиевске, Ессентуках, Благодарном, Железноводске и в поселке Иноземцево.
Большинство из них были построены на рубеже XIX-XX столетий, когда проходило активное развитие инфраструктуры Северного Кавказа.
Правда, многие вокзалы были почти полностью разрушены во время Великой Отечественной войны. Например, здание станции в Ставрополе пришлось заново отстраивать, едва завершилась немецкая оккупация: работой руководили архитектор Николай Чекмодаев и скульптор Иван Беличенко. Сегодня это здание в стиле неоклассицизма знакомо всем горожанам.
А вот вокзал в поселке Иноземцево – памятник не архитектуры, а истории. Именем этой станции был назван новый населенный пункт, получившийся от слияния поселков Николаевка и Каррас.
В свою очередь, свое имя станция получила, поскольку в этих местах располагалась крупнейшая на Северном Кавказе колония российских немцев.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов России», принятый еще в 2002 году, обязывает владельца памятника оформить на него охранные обязательства (в месячный срок после получения памятника в собственность).
Это документ, в котором отражены обязательные требования по содержанию и сохранению памятника, включая порядок и сроки проведения реставрационных и ремонтных работ.
Такие договоры РЖД были обязаны заключить с уполномоченным органом исполнительной власти – министерством культуры края.
Ситуацию осложняет то, что все вокзалы Ставрополья находятся на балансе разных подразделений РЖД. Например, вокзал в Железноводске – у Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала РЖД), которая оформила охранное обязательство еще в 2011 году.
Здание вокзала в Иноземцево находится на балансе Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской железной дороги, а здания в Кисловодске, Георгиевске и Ессентуках – на балансе Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов). И вот уж эти собственники сохранением памятников почему-то не озаботились.
Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, старший советник юстиции Александр Ряхин направил четыре исковых заявления в суд. Три – к Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» (в Мещанский районный суд Москвы), один – к Северо-Кавказской железной дороге (в Пролетарский районный суд Ростова-на-Дону).
Прокурор требует признать незаконным бездействие должностных лиц РЖД и обязать устранить нарушения закона. А именно: оформить охранные обязательства и зарегистрировать обременение права собственности на здания вокзалов.

 

Антон ЧАБЛИН

 

Виктор МАРКЕЛОВ, президент Альянса свободных ставропольских архитекторов:

 

– Железнодорожная архитектура – это особый пласт в истории России.
Практически любое станционное здание было построено по проектам, в разработке которых принимали участие академические архитекторы, и это наследие необходимо сохранять!

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях