Поиск на сайте

 

Как популяризовать на Ставрополье классическую музыку, рассуждает скрипачка-виртуоз Ольга Калашникова

 

Часто бываю с семьей в одном из летних кафе Ставрополя. И каждый раз с упоением слушаю виртуозную игру скрипачки, которую приглашает сюда просвещенный ресторатор. Право, непривычно слышать такой «богемный» инструмент в провинциальном парковом кафе, которому по духу больше подошел бы демократичный синтезатор или, на худой конец, надрывно рыдающий саксофон.
Скрипачка, миловидная девушка, буквально растворялась в игре, во время выступления порой даже закрывая глаза. Однажды после концерта подошел к ней, разговорился. Оказалось, что зовут скрипачку Ольга Калашникова. 
В музыке она - с раннего детства. Жила с родителями в Белоруссии, и вот как-то с мамой пошли в универсам, где девочка увидела на витрине маленькую скрипочку. Ребенку она показалась красивой игрушкой, хотя скрипка была настоящая - «восьмушка», для самых юных музыкантов. 
И долгих два года девочка «доставала» родителей просьбой отдать ее в музыкальную школу, чтобы получить такую же «игрушку». И лишь когда взрослые убедились, что это явно больше, чем детский каприз, отдали девочку на учебу. Семь лет в школе, потом музыкальное училище, институт (уже в Ставрополе) и работа по профессии - в симфоническом оркестре краевой филармонии.

 

- Ольга, вы оркестровый, «большой» музыкант. А в ресторанах играть как-то несерьезно…
- Почему нет?! Я в этом ничего особенного не вижу. Для меня, например, в кафе играть отчасти интереснее, чем в оркестре. Там ты должен держать равнение на первую скрипку, и никаких импровизаций. А здесь, наоборот, можно фантазировать над мелодией, как хочешь. Плюс к тому, ты видишь своего слушателя глаза в глаза, острее чувствуешь его реакцию - это для тебя тонкая эмоциональная «подстройка».
- Как определяете, нравится ваша музыка или нет? От тарелок отрываются? 
- Меня почти всегда слушают. Все-таки скрипка - царица инструментов,  это еще со школьных уроков по музыке каждый помнит. И есть какое-то благоговение, преклонение перед ней. Кафе у нас летнее, и во время моих выступлений всегда много людей выстраивается на улице, чтобы послушать. Нечасто ведь в Ставрополе «живую» скрипку услышишь. 
- Ну а что обычно заказывают?
- Заказывают редко. Программу я определяю сама. Это и классика, и современная музыка, качественная западная. Всего у меня в репертуаре более 40 произведений. Главное, чтобы мелодии были узнаваемые, это сразу «цепляет» слушателя.
- Значит, наверное, многое из современной попсы играете? Ее-то уж точно по первым аккордам узнают. 
- А вот и нет. Ни одной приличной мелодии из современных мне не попадалось. Если убрать слова, то, как правило, остается очень скучная, монотонная мелодия, сыгранная на одной ноте. Для эстрадного исполнения это, наверное, нормально, но никак не для скрипичного соло.
- Какая у вас самая любимая музыка?
- Очень люблю французских композиторов: Мишеля Леграна, Фрэнсиса Лея, которые по фильмам известны. У французов прекрасное чувство мелодии, она ложится на любой инструмент идеально.
- А классику в вашем исполнении как зрители воспринимают?
- Знаете, какая самая популярная мелодия? Storm Ванессы Мэй. Это ее эстрадная обработка темы «Гроза» из «Времен года» Вивальди. Кстати, сама Мэй - академическая скрипачка, но её все знают именно по этой мелодии. Причем даже люди, от музыки далекие. 
Помню, один посетитель в нашем кафе, пытаясь выглядеть большим меломаном, попросил меня сыграть «Танец с саблями» Хачатуряна. Но это оркестровое произведение, никак не для одной скрипки. «Сошлись» с ним на «Чардаше» Монти.
Бывает, просят «Полонез» Огинского, «Полет шмеля» Римского-Корсакова… Короче, самые известные, «раскрученные» классические мелодии. За это, кстати, сами музыканты их не особо любят. То ли дело публика! 
- Выходит, вы своего рода популяризатор классики?
- Наверное, да. Увы, люди сейчас от классической музыки совсем отвыкли. Я это вижу и по концертам нашего симфонического оркестра, куда приходят в основном пожилые. Увы, очень мало молодежи. Для большинства молодых сегодня «верх» музыкального вкуса - это не Моцарт или Чайковский, а то, что крутят по MTV.
- Почему, как думаете? 
- Стереотип такой, будто классика - что-то ужасно скучное, академическое, фраки, бабочки. А в Ставрополе еще и концертных площадок очень мало, мало оркестров, и у каждого своя замкнутая зрительская аудитория. 
Вот и нужно что-то свежее, чтобы «встряхнуть» людей. Типа проекта «Призрак оперы», который сейчас идет на «Первом канале», когда поп-певцы оперные арии поют, - это ведь тоже популяризация классической музыки, и весьма успешная. Или та же Ванесса Мэй, которая на «Времена года» сделала очень современную, почти танцевальную аранжировку.
- Но это ведь, простите, попса.
- Какой вы консерватор! Да, Мэй ругали за то, что она «опопсовила» классическую мелодию. Это нормально, когда артистов, желающих сделать что-то новое и необычное, осуждают. А я считаю, что Мэй очень важного добилась: многие люди открыли для себя классику именно через ее исполнение.
Сегодня XXI век, и ритм музыки должен меняться сообразно эпохе. Кстати, в нашей стране тоже есть музыканты, которые делают «прогрессивные» аранжировки классики, «понятные» самому неискушенному слушателю. Иногда даже с диджеями выступают. 
- И, кстати, это в основном скрипачи…
- Да, например, Вардан Маркос (он в Ставрополе недавно концерт давал), Тигран Петросян. А посмотрите, как эстрадная скрипка востребована сегодня на «Евровидении», которое миллионы смотрят. Причем там скрипачи именно с постсоветского пространства.
В прошлом году победил белорус Александр Рыбак, а его скрипичная мелодия вообще стала международным суперхитом. Дима Билан победил под аккомпанемент скрипача Эдвина Мартона, который родом с Украины.
- В Ставрополе, увы, нет своего «Евровидения».
- Поверьте, у нас есть куда более интересные проекты! Живет в Ставрополе замечательный скрипач Богдан Милка, мой хороший друг, и вот год назад он позвал меня и еще двух девушек в свой классический квартет - две скрипки, альт и виолончель. Сегодня это квартет «Классик», мы выступаем регулярно в галерее Гречишкина. Скоро у нас открытие нового концертного сезона. 
- А там что играете?
- Рассказывать про музыку - дело неблагодарное. На YouTube есть несколько записей наших выступлений, посмотрите сами - и все поймете. Скажу лишь, что наша «фишка» - это современная джазовая обработка классических произведений. 
- И много народу на концерты приходит?
- Зал небольшой, но всегда заполнен. И лица молодые. Это очень хорошо. Значит, наш музыкальный язык им понятен и доступен. 
- А как ваш худрук относится к тому, что в кафе выступаете?
- Абсолютно нормально. Ничего зазорного в этом для музыканта нет. У нас очень многие классические исполнители по рукам-ногам связаны - «корпоративы», свадьбы, дни города… Но если ты любишь для зрителя работать, такой темп тебе не в тягость.
- В интервью нашей газете гитарист-виртуоз Сергей Табачников как-то говорил: в музыке лучше быть самоучкой, тогда над тобой не будут довлеть «железные» догмы прошлого. Согласны?
- Для гитариста, наверное, так и есть. Это инструмент, который более располагает к экспериментам. А вот освоить игру на скрипке, не имея базового музыкального образования, просто невозможно. Не сможет просто самоучка классику играть.
- Ну а вы бы хотели, чтобы ваши дети стали музыкантами?
- Попросятся в музыкальную школу - отдам без разговоров. Но чтобы зарабатывать музыкой на жизнь, нет. Не хочу, чтобы они, как мама, всю жизнь крутились как белка в колесе. А достойную жизнь музыканту государство пока обеспечить не может. И вряд ли сможет в ближайшие годы.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

 

kalanik5910 октября 2011, 01:15

 
 
 
 

великолепный сюжет для возрождения интереса к скрипке и музыкальному творчеству, к области культурной жизни детей, молодёжи и взрослых.

Маринет06 октября 2011, 19:51
 
 
 
 

Хорошая статья,хороший отзыв и попытка отображать духовную светскую жизнь города.

sult06 октября 2011, 19:51
 
 
 
 

Не смог найти на ютубе её...

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий