Поиск на сайте

Международный аэропорт в Минводах становится мощным магнитом инвесторов для всего СКФО

 

На днях в аэропорту «Минеральные Воды» состоялось торжественное открытие новой взлетно-посадочной полосы. Строилась она пять лет, и обошлась в общей сложности почти в 4 млрд. бюджетных рублей.
Можно констатировать, что это самый масштабный инвестиционный проект в транспортной сфере на территории СКФО с момента образования округа. Особый статус торжественной церемонии придало участие высоких гостей - двух вице-премьеров правительства России - Александра Хлопонина и Сергея Иванова, а также губернатора края Валерия Гаевского. Символично, что на открытии из уст высоких гостей прозвучала мысль: именно аэропорт в Минводах является «воздушными воротами Кавказа».
Сергей Иванов, ко всему прочему, оказался и самым дотошным инспектором. Он попросил провести его по всем помещениям обновленного аэровокзала. Интерес вице-премьера был настолько искренним, что от его внимания не ускользнула даже работа представителей службы безопасности в ходе регистрации пассажиров.
Вскорости после этого аэропорт распахнул двери для нового перевозчика - в Минводах впервые приземлился самолет Airbus A320 одной из крупнейших российских авиакомпаний S7 Airlines («Сибирь»). С трапа комфортного лайнера сошла прима советской и постсоветской эстрады, неподражаемая София Ротару, спешившая на концерт. Подобный визит - своего рода «знак качества», присужденный совместно и обновленному аэропорту, и его деловому партнеру - компании-перевозчику.
Чего удалось добиться руководству аэропорта за последние годы непростых преобразований и какие задачи оно ставит на обозримое будущее? Об этом с обозревателем «Открытой» поделился директор минераловод-ского аэропорта Роман ЧУЕВ.

 

- Роман Викторович, когда началось восстановление аэропорта?
- В 2006 году в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» было начато строительство новой взлетно-посадочной полосы. Ее параметры остались такими же, как и предыдущей, - ширина 60 метров и длина 3,9 километра. Кстати, на Юге России это самая длинная полоса, ведь изначально, еще в советское время, ее проектировали с прицелом на то, что в Минводах будет запасная посадочная полоса для челнока «Буран».
И это, к слову, всегда было одним из конкурентных преимуществ нашего аэропорта - даже в самую плохую погоду - с дождем, туманом, боковым ветром посадить самолет на такую большую взлетно-посадочную полосу можно было без угрозы для безопасности. Естественно, этот факт влияет на классность аэропорта, делая его более привлекательным для авиакомпаний.
- Чем новая полоса отличается от старой?
- Многим! Это совершенно новое, технологически современное инженерное сооружение. Старая полоса была и физически, и морально устаревшей, не позволяла принимать самолеты с низким расположением двигателей, к которым относятся все Airbus и Boeing, доминирующие на российском рынке пассажирских перевозок. Это было одним из факторов, серьезно тормозившим развитие аэропорта.
Другим фактором было доминирование авиакомпании «Кавминводыавиа», которая до прошлого года фактически владела аэропортами Минвод и Ставрополя. 
- Разделение «Кавминводыавиа» было не безболезненным?
- Конечно, ведь разделять приходилось огромное, годами слаженное предприятие. Но главное, чего нам удалось добиться, - это сохранить коллектив и обеспечить непрерывную деятельность по обслуживанию пассажиров и приему воздушных судов.
Процедура разделения была начата после подписания соответствующего постановления российского правительства летом 2009 года и завершена весной этого года. Сейчас «Кавминводыавиа» - это самостоятельная авиакомпания, которая в перспективе будет акционирована с участием крупнейшего российского перевозчика «Аэрофлота», уже озвучившего эти планы. В частности, планируется заменить парк авиационных судов с морально устаревших Ту-154 на современные Airbus А-319 и А-320.
- После реформирования «Кавминводыавиа» оба аэропорта, Минеральных Вод и Ставрополя, ведь оказались выделены в ГУПы?
- Именно так, причем с перспективой последующего акционирования. При этом взлетно-посадочные полосы как стратегические объекты, останутся в федеральной собственности. Это, в том числе, необходимо и для того, чтобы мы могли продолжить модернизацию аэропорта в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России».
Конечно, планы по динамичному развитию СКФО невозможны без развитой транспортной инфраструктуры. Тем более, это важно в преддверии Олимпиады в Сочи, для которой наш аэропорт рассматривается в качестве запасного. Плюс к тому не за горами решение вопроса о строительстве радиальных наземных направлений с центром в Кавминводах (скажем, автотрасс «Минеральные Воды - Абхазия» и «Кисловодск - Красная Поляна»), что еще более повысит востребованность нашего авиаузла.
- Строительство взлетно-посадочной полосы реализовано за федеральные средства, а аэровокзал ведь удалось преобразить с помощью инвесторов?
- Да, реконструкция началась в 2008 году. Инвестором выступила компания «Кредит-инвест», которая в общей сложности вложила в этот проект 1,7 млрд. рублей. Вы и сами можете видеть, чего нам удалось добиться за эти деньги, по сути, построен новый аэровокзал. Здесь используются самые современные системы регистрации и безопасности, созданы наиболее комфортные условия для пассажиров.
- Обновленный аэропорт стал более востребован у самих авиакомпаний?
- Естественно! Мы создали коммерческую службу, которой раньше в структуре аэропорта не было, поскольку единственным хозяином здесь были «Кавминводыавиа». Сейчас служба все усилия прилагает к тому, чтобы «завести» в аэропорт новые компании-перевозчики, открыть новые внутрироссийские и международные направления.
И тут я могу многих обрадовать цифрами: рейсы из Минвод уже совершают 30 авиакомпаний, причем более половины из них - это регулярные рейсы (22 внутрироссийских направления и 12 международных), остальные - чартеры и бизнес-авиация. В том числе летают из Минвод три иностранные авиакомпании - НАК «Узбекистон Хаво Йуллари», SCAT (Казахстан) и Turan air (Азербайджан).
- География, как видно, постоянно расширяется?
- Ну, конечно же! Мы только с начала года открыли рейсы в Кемерово, Салехард, Томск, Новый Уренгой, а плюс к тому в Барселону и Тель-Авив. Неделю назад полетели первый раз в Калининград, в аэропорт «Храброво».
Конечно, самый востребованный вектор - это Москва, на которую приходится почти три четверти пассажиропотока. Очень популярны средиземноморские курорты - Кипр, Турция, Греция, хотя спрос на этих направлениях зависит от сезонности. А вот востребованность полетов в крупные российские города (в том числе на Север) сохраняется в течение почти всего года.
Сегодня мы наблюдаем следующее: пик притока курортников и туристов, который традиционен для летних месяцев, сглаживается за счет подросшего пассажиропотока по внутренним линиям в ранее считавшиеся «неходовыми» весенние и осенние месяцы.
И это, кстати, один из показателей растущей бизнес-активности в регионе Кавминвод. Причем специально для такого рода потребителей, деловых людей мы планируем прицельно развивать сектор бизнес-авиации, для чего будет построен новый терминал.
- Растущее представительство перевозчиков в аэропорту как-то сказывается на ценовой конъюнктуре?
- Чем больше авиакомпаний работают в одном направлении, тем ниже цена, что, естественно, приводит к мультипликативному эффекту - растет пассажиропоток, авиакомпании «заводят» новые рейсы и так далее.
- Вообще, насколько специфичным вам видится регион Северного Кавказа, легче или труднее здесь работать, чем в других уголках страны?
- Если вы имеете в виду «южный» менталитет, то на работе он никак не сказывается. Специфика, скорее, проявляется в транспортной инфраструктуре: Северный Кавказ - это единственный российский регион, где расстояние между аэропортами менее 100 км.
Поэтому обеспечить прибыльность могут только транзитные рейсы по направлениям «Москва - Минеральные Воды - столица региона».  Но если дальние рейсы будут совершать крупные авиакомпании, как раньше, то вот короткие межрегиональные перелеты следует связать с развитием малой авиации.
К сожалению, в постсоветское время этот сегмент рынка оказался в глубоком кризисе - были утеряны техника, кадры, люди отвыкли от местных перелетов, пересев на автобусы. Но мы готовы придать этому сектору новый толчок, ориентируясь на передовой западный опыт, где малая авиация - одна из опор межрегиональной кооперации.
Причем конкурентоспособность этой услуги в сравнении с автомобильными перевозками мы можем повысить за счет сокращения времени досмотра, регистрации, ожидания пассажира - чтобы человек, по сути, прямо из такси сразу попадал на борт самолета. Кстати, у нас сегодня в здании аэровокзала вы никогда не увидите спящих на лавочках пассажиров - то есть человек, как правило, приезжает сразу к началу рейса.
- Сколько вы обслуживаете пассажиров сегодня?
- После реконструкции аэровокзала пассажиропоток вырос до трех тысяч человек в сутки при возможной максимальной загрузке в 7,5 тысячи (2,7 млн. человек в год). То есть потенциал роста у аэровокзала более чем двукратный.
Надеемся, что при сохраняющихся темпах развития до конца года пассажиропоток вырастет еще на треть. Большие надежды у нас на расширение сотрудничества с авиакомпанией S7 Airlines («Сибирь»). Залогом нашего сотрудничества является то, что недавно компания создала в Минеральных Водах крупное ремонтное предприятие, где осуществляется такая трудоемкая и длительная форма диагностики самолета, как C-check.
Новыми направлениями, которые мы обязательно хотели бы получить в свой «актив», должны стать крупные города СНГ - Белоруссии, Украины, а также столицы Западной Европы и Ближнего Востока. В частности, ведутся переговоры с Fly Dubai о том, чтобы уже осенью начать регулярные полеты.
Очень хотели бы открыть полеты во Франкфурт-на-Майне - крупнейший грузопассажирский хаб континентальной Европы, присутствие в котором открывает поистине безграничные возможности для дальнейшего продвижения на международные рынки.
- Кстати, как решаете проблему сообщения аэропорта с городом?
- Пока обходимся маршрутными такси. Будем оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта во взаимодействии с администрацией Минвод. Поскольку большую долю в пассажиропотоке составляют деловые люди из республик СКФО, мы намерены развивать и новые транспортные услуги, а именно трансфер до аэропорта.
Плюс к тому планируем создать собственную службу такси, которая, уверен, будет востребована. Аналогом ее в сегменте «эконом» может выступить и автобусное сообщение от аэропорта до региональных столиц СКФО - мы уже прорабатываем вопрос закупки нескольких автобусов-шаттлов.
«Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» уже предусмотрено строительство железнодорожной линии «Минеральные Воды - аэропорт» и обеспечение скоростного железнодорожного движения по линии «Ставрополь - Минеральные Воды - Кисловодск». Мы очень надеемся на реализацию этих проектов.
- Роман Викторович, а как бы вы оценили комфортность аэропорта сегодня, после реконструкции?
- Вы сами могли всё видеть. В аэропорту созданы все необходимые условия для комфортного пребывания в ожидании рейса. Имеются VIP-зона, зал официальных лиц и делегаций, оснащенные всем необходимым. В перспективе на территории пассажирского терминала планируется круглосуточный Интернет-центр, а уже сейчас обеспечен беспроводной доступ в Сеть по технологии Wi-Fi.
Мы заботимся и о самых маленьких пассажирах: в аэропорту круглосуточно работает комната матери и ребенка (для детишек в возрасте до 8 лет и для детей с ограниченными возможностями до 14 лет).
- Привокзальная площадь у вас ведь тоже преобразилась?
- Да, сегодня украшение аэровокзала - это недавно построенный роскошный фонтан. Без преувеличения можно сказать, что он уже стал достопримечательностью Минеральных Вод - люди едут сюда из города, просто чтобы сфотографироваться. Это ведь и мощный имиджевый проект: человек, прилетающий в Минводы, сразу же видит прекрасную картину и понимает, что это благополучный, гостеприимный регион.
Вообще, сейчас мы вплотную заняты формированием привокзальной инфраструктуры, например, вот-вот откроется новая автопарковка. Конечно, хотелось бы видеть здесь полноценный кластер бизнес-услуг: уже есть инвестор для реконструкции гостиницы, планируется построить полноценный бизнес-центр с выставочным залом, рестораны, кафе.
- Один из главных вопросов вашего предприятия, безусловно, касается безопасности. Что сделано в этом направлении?
- Вы правы, каким бы комфортным ни был аэропорт, если он не отвечает современным требованиям безопасности, - это тупиковый путь.
В ходе реконструкции мы оснастили все зоны аэропорта современными техническими средствами досмотра и контроля (паспортного и таможенного). Ввели в строй многоуровневую систему обеспечения безопасности, которая позволяет выявлять и предотвращать противоправные деяния и обеспечивать защиту от террористических угроз.
Для установки на перроне мы закупили купольные обзорные видеокамеры, по периметру всего аэропорта скоро установим систему контроля проникновения с инфракрасными датчиками движения. Уже согласован вопрос создания собственного кинологического центра, вводится в строй новая аварийно-спасательная станция.
- Мы рассуждаем о пассажирских перевозках, а будет ли аэропорт рассматриваться как стратегический для грузовых перевозок?
- Пока мы не рассматриваем грузовые перевозки как высокоприоритетные для аэропорта. Тем более что в городе существует развитый железнодорожный узел, проходит федеральная автотрасса М-29 «Кавказ».
Вместе с тем у Минвод есть и определенные заделы, которые мы не можем не использовать. Скажем, скоро в городе появится терминально-логистический комплекс  «Почты России», один из крупнейших в стране, что несомненно подтянет и развитие грузовых перевозок. А потому одна из наших задач сегодня - это модернизация грузового склада с таможенным складом временного хранения.
- Если в Минводах появится хаб, значит, аэропорт станет базовым для каких-то авиакомпаний?
- Сегодня аэропорт является базовым для «Кавминводыавиа». Кроме того, по договоренности с правительством края обсуждается вопрос о базировании у нас чартерной авиакомпании Red wings, а также «Дон-авиа».
- Продолжится ли техническое перевооружение аэропорта?
- Да, нам есть еще чем заниматься. Старая взлетно-посадочная полоса пока выведена из эксплуатации, но зарастать бурьяном не будет. Мы намерены использовать ее в качестве стоянок для самолетов. Также нам предстоит масштабная реконструкция рулежных дорожек и перрона (это, скажем так, «оборотная» сторона аэровокзала, куда паркуются самолеты).
Хотелось бы скорее завершить проектно-сметную документацию, а уже в следующем году приступить непосредственно к строительным работам. Поверьте, это не менее масштабный проект, нежели реконструкция взлетно-посадочной полосы или аэровокзала. Общий объем финансирования в программный период запланирован на уровне 2,8 млрд. рублей.
Еще один крупный проект, который также необходим для нормального функционирования аэропорта, - это реконструкция топливно-заправочного комплекса, грузового склада и энергетического комплекса общей стоимостью 631 млн. рублей.
Для обычного пассажира это будет не так заметно, как, например, появление новой парковки, но в плане развития аэропортовой инфраструктуры крайне важно. Опосредованно это скажется и на стоимости билетов, поскольку уменьшится себестоимость хранения топлива и сократится время заправки.

 

Беседовал
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях