Поиск на сайте

Международный аэропорт Минеральных Вод – флагман региональной авиации на Юге России – расширил географию полётов. И это не предел!

 

Назад в будущее
Верно говорят, что новое – это хорошо забытое старое. В добрые советские времена самолет был вовсе не роскошью, а таким же привычным средством передвижения, как автобус или электричка. Местное воздушное сообщение было налажено даже между малыми населенными пунктами, ведь собственный аэродром имелся в любом городке с населением более 50 тысяч человек.
На Северном Кавказе с его горными ландшафтами и извитыми серпантинами местное воздушное сообщение было порой единственным способом связи далеких сел с «цивилизацией». Услугами малой авиации пользовались не только простые жители, но и врачи, аграрии, правоохранители, газовики и нефтяники, которым нужно было быстро и дешево добраться до самых далеких кавказских уголков.
Однако после распада СССР для простого пассажира некогда привычный транспорт оказался недоступен: эксплуатация самолетов малой вместимости обходилась дорого, пассажиропоток незначителен, поэтому и цены были заоблачные. «Малые» перевозки сохранились лишь на отдельных территориях: например, в Подмосковье, где такими услугами пользовались состоятельные деловые люди.
По данным Минтранса РФ, по сравнению с 1990 годом количество региональных маршрутов в стране сократилось втрое – с почти 5 до 1,5 тысячи. А вот стоимость навигационного и аэродромного обслуживания «малых» рейсов, напротив, выросла почти в четыре раза.
Еще два года назад правительство России под председательством Владимира Путина поставило амбициозную задачу: возродить в стране систему региональных перевозок. Ведь, даже при ежегодном росте пассажиропотока в стране на 10-15%, наша авиация до сих пор не могла выйти даже на перестроечный уровень. Понятно, что обойтись без помощи государства никак нельзя.
Агентство стратегических инициатив («мозговой центр» правительства) разработало «дорожную карту» – пошаговый план мероприятий, чтобы возродить в стране малую авиацию. В прошлом году было принято семь государственных программ по субсидированию региональных перелетов (дальностью до 1200 км), в частности, для «окраин» нашей страны – Калининградской области, Дальнего Востока, Крайнего Севера...
Скажем, для дальневосточных жителей теперь дешевле добраться до 42 городов «большой» России, а вот внутри Приволжского федерального округа число субсидируемых маршрутов составило 112(!). После появления авиационной госпрограммы вновь стало возможным напрямую добраться из одного региона в другой на самолете, минуя Москву.
Еще одна важная мера: на базе 61 аэропорта регионального и местного значения за Уралом было создано семь федеральных казенных предприятий, которые только в прошлом году получили из федерального бюджета субсидии в размере 2,7 млрд. рублей. А уже в нынешнем году еще 2 млрд. рублей будет потрачено на обновление парка региональных самолетов.
Ведь сегодня есть вполне приемлемые по цене модели вроде Cessna или Bombardier (вместимостью от 8 до 50 кресел), которые отлично продаются и эксплуатируются на рынках развивающихся стран. В России до конца года закупят не менее 40 таких бортов, а к 2015 году авиапарк страны пополнится полутысячей новеньких самолетов.
По подсчетам Минтранса РФ, в результате всех этих мер уже к 2015 году пассажиропоток внутри России должен вырасти почти в полтора раза, а к 2020 году – в 2,5. Вырастет и коэффициент авиационной подвижности. Звучит, конечно, заумно, но смысл этой цифры прост – уже в 2020 году каждый житель страны за год должен совершать как минимум один регулярный авиарейс.

 

Толчок для Кавказа
Особое внимание авиационные власти страны уделяют именно Северному Кавказу. Полпред президента Александр Хлопонин не раз заявлял, что видит международный аэропорт Минеральных Вод в качестве регионального хаба – то есть узлового аэропорта для удобных пересадок транзитных пассажиров и перегруза багажа.
Северный Кавказ – самый маленький и густонаселенный федеральный округ, где расстояние между ближайшими аэропортами в региональных столицах составляет менее 100 км.
Поэтому для авиационной столицы СКФО блестящие перспективы открывают транзитные рейсы по направлениям «Москва – Минеральные Воды – столица региона». Причем если дальние рейсы совершают крупные авиакомпании масштаба «Аэрофлота» или «Ютейр», то короткие межрегиональные перелеты и было решено связать с развитием малой авиации.
И вот нынешней весной в Пятигорске состоялось выездное совещание Минтранса России, на котором и была торжественно презентована публике новая госпрограмма по развитию малой авиации Юга России. До конца года на ее финансирование из федерального бюджета выделено 1,3 млрд. рублей.
Стоимость перевозки в экономклассе лишь наполовину оплачивает пассажир, остальное – субсидия из бюджета. Естественно, это сразу отразилось на тарифах. До конца года, планируют эксперты, плодами госпрограммы на Юге России воспользуются до 100 тысяч пассажиров. Причем, развивая малую авиацию, власти дадут импульс для развития делового климата на Кавказе, который, увы, пока еще отстает от среднероссийского.
Правительственная программа связана и с перспективами туркластера СКФО. Компания «Курорты Северного Кавказа» обещает оплатить реконструкцию четырех существующих аэропортов (в Майкопе, Нальчике, Беслане и Махачкале) и строительство четырех новых – в Дербенте и Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия) и станице Зеленчукской (КЧР).
Причем все аэропорты свяжут транспортные «нити» с авиационной столицей Юга – Минеральными Водами, откуда затем можно улететь в любую точку планеты. Все они будут приспособлены для приема малой авиации и станут особенно удобны для транзитных пассажиров. Ожидается, что основную их массу составят туристы, приезжающие на горнолыжные курорты Юга России.

 

Возвращение Мимино
Разрабатывая авиационную программу для СКФО, правительство учло серьезные ошибки, некогда допущенные в других федеральных округах. В частности, изначально планировалось, что бюджетные субсидии региональным компаниям будут выделять исходя из количества перевезенных пассажиров. В итоге это вылилось в сплошную головную боль: например, рейс объявлен, но билетов куплено мало, и поэтому самолет не отправляется.
А вот в СКФО решено субсидировать не людей, а маршруты в целом. При такой системе появляется возможность «раскатать» любой новый и еще малоизвестный маршрут. Хотя в перспективе, когда тот или иной рейс станет популярным (количество коммерческих кресел будет превышать 70-80%), тогда можно будет и отказаться от субсидий. Но дело это явно не близкое. Программа субсидирования пока предусмотрена до конца нынешнего года, но затем наверняка будет продлена еще на два-три года.
Кроме того, для СКФО предусмотрен еще ряд преференций, которых нет в других федеральных округах. Например, если на Дальнем Востоке на «льготный» перелет могли претендовать только молодые люди до 23 лет, а также пенсионеры, то для Северного Кавказа сняты любые ограничения по возрасту пассажиров.
Также, в отличие от других территорий страны, на Северном Кавказе госпрограмма не требует софинансирования из региональных бюджетов, поскольку все территории СКФО являются дотационными. В то время как, например, в Приволжье к 300 млн. рублей, выделенным из федерального бюджета, еще столько же должны были добавить местные власти.

 

Комфорт и сервис – превыше всего
Одна из задач госпрограммы – создание новых и развитие действующих маршрутов, поэтому Минтранс требует обеспечить максимально возможную частоту полетов. Это позволяет предложить пассажирам перевозку в удобное для них время и эффективно конкурировать с другими видами транспорта. Вот и на новых маршрутах из аэропорта Минеральных Вод самолеты вылетают не реже трех раз в неделю.
В пределах Юга России улететь из Минвод теперь можно по 11 адресам (отличный показатель, учитывая, что более крупный, новосибирский, аэропорт Толмачево в рамках госпрограммы получил лишь 8 маршрутов). Авиакомпания «РусЛайн» выполняет льготные рейсы в Волгоград, Воронеж, Белгород и Ульяновск, «Декстер» – в Астрахань, Грозный и Элисту, «Ак Барс аэро» – в Махачкалу, Самару и Сочи, а «Якутия» – в Краснодар.
Самые популярные у пассажиров направления – это, конечно, Махачкала и Сочи (Адлер), где загрузка превышает 90%. Кого же не устроит перспектива долететь с Кавминвод до Черноморского побережья всего за сорок минут и полторы тысячи рублей?! Это ни в какое сравнение не идет с изнурительной десятичасовой (с учетом летних пробок) поездкой на машине. Или даже в железнодорожном вагоне.
Вдобавок и сами авиакомпании на этапе «раскатывания» маршрута предлагают пассажирам весьма привлекательные промотарифы. Например, в Элисту летом можно слетать за 1000 рублей, в Махачкалу – за 1200, в Сочи – за 1500, в Краснодар – за 3500.
Для удобства пассажиров подобрано и расписание вылетов. Например, в Сочи из Минеральных Вод можно отправиться по четвергам и воскресеньям, а обратный прилет – по понедельникам и четвергам. Этот график очень удобен для тех, кто захочет слетать на море на один уикенд.
Кстати, аэропорт Минеральных Вод вошел в число других окружных госпрограмм по субсидиям перевозок – отсюда, в частности, по льготным ценам можно летать в Хабаровск, Норильск и Якутск.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях