Поиск на сайте

И сегодня, четверть века спустя, природа Аляски всё ещё не оправилась от ущерба, причинённого разливом нефти, не вошедшим даже в число 50 крупнейших в мире

 

Спасите Арктику!
Сентябрьская акция протеста активистов «Гринпис» на нефтедобывающей платформе «Приразломная» (ОАО «Газпром», Печорское море) дорогого стоила ее участникам. Обвиненные российскими властями сначала в пиратстве, а затем в хулиганстве все 30 человек команды судна «Арктик Санрайз» провели два месяца за решеткой, прежде чем быть отпущенными под залог до окончания судебного разбирательства.
В то время как в проправительственных кругах говорят о «проплаченности» экологов, о заговоре конкурентов и кознях международного сообщества, сам «Гринпис» категорически отвергает причастность к любого рода «заказухе». В данном случае, указывают активисты зеленого движения, их целью было привлечь внимание широкой общественности к значительным экологическим рискам, что несет с собой прибрежно-морская добыча нефти в условиях Крайнего Севера.
А в идеале «Гринпис», равно как и множество других природозащитных организаций, хотел бы видеть Арктику свободной от любой коммерческой эксплуатации. Таким статусом в соответствии с международным договором от 1959 года обладает сегодня Антарктида, где разрешена только научная деятельность.
Указывая на необходимость особенно бережного отношения к природе Севера, экологи часто приводят в пример события марта 1989 года, когда в проливе принца Вильяма у южного побережья Аляски налетел на риф супертанкер «Эксон Вальдез».
О подробностях той катастрофы, ее воздействии на экосистему региона и положении дел там сегодня читайте в «Открытой».

 

Стечение обстоятельств
Заполярное нефтегазовое месторождение Прудо бей, открытое в конце 1960-х годов на севере Аляски (побережье моря Бофорта), по сей день является крупнейшим в США. Его коммерческая эксплуатация началась в 1977 году после открытия 1300-километрового Трансаляскинского нефтепровода. Строительство последнего началось в 1974-м после того, как вариант с доставкой нефти танкерами ледового класса был признан слишком рискованным.
В итоге три года и 8 млрд. долларов спустя, проходящая «сверху донизу» через всю территорию Аляски 122-см труба соединила нефтяные поля Прудо бей с наливным терминалом ближайшего (1000 + км южнее!) незамерзающего глубоководного порта (город Вальдез, население – 4 тысячи человек).
Последующие 12 лет танкеры различных компаний почти 9 тысяч раз загружались здесь нефтью и без всяких происшествий доставляли ее на нефтеперерабатывающие заводы США. Так продолжалось вплоть до ночи 24 марта 1989 года, когда 300-метровый супертанкер «Эксон Вальдез» сел на мель в проливе принца Вильяма, в трех часах хода от места отправления (терминал Вальдез).
Натолкнувшись на подводную скалу, новое, построенное всего за три года до этого судно повредило 8 из 11 грузовых емкостей, в результате чего примерно 41 млн. литров сырой нефти (20 бассейнов олимпийского размера) из имевшихся на борту 200 млн. попали в море уже в первые пять часов после аварии.

 

Упущенные возможности
Хотя работы по ликвидации последствий крушения начались утром того же дня, эффективность мероприятий по сбору разлившейся нефти в первые трое суток была оценена впоследствии как крайне низкая. В качестве основных причин назывались удаленность места аварии, а также банальная неготовность соответствующих служб бороться с бедствиями такого масштаба, отсутствие у них достаточных технических и человеческих ресурсов.
В результате ценное время было упущено, и к концу мая сначала шторм, а затем ветер и морские течения разнесли изначально 20-км нефтяное пятно (310 км2) на более чем 700 км. В общей сложности загрязнению подверглось 28 тысяч км2 океанской поверхности и около 2 тысяч км юго-западного побережья Аляски. Из них порядка 300 км пострадали особенно сильно, и в некоторых местах, например, толщина выброшенных на берег нефтяных отложений достигала одного метра.
Масштабная операция по ликвидации последствий разлива нефти продолжалась с апреля по сентябрь 1989 года, а также все летние месяцы 90-91 годов. На пике активности компания «ЭксонМобил», владелец злополучного танкера, привлекла к работе свыше 10 тысяч местных жителей, около 1 тысячи судов и 100 вертолетов и самолетов.
Тем не менее, несмотря на все титанические усилия и 2,1 млрд. потраченных долларов, собрать удалось, ориентировочно, не более 14% всей разлитой нефти.
Как результат, по самым осторожным оценкам, тем летом у южного побережья Аляски погибло свыше 250 тыс. птиц, 2800 морских выдр (каланов), 300 тюленей, 20 китов-касаток и миллионы миллионов икринок рыб.

 

Послание из прошлого
Сегодня, почти 25 лет спустя, туристы, посещающие эту часть Аляски, не увидят здесь явных следов той, одной из худших в истории США, экологической катастрофы. Меж тем, по мнению ученых, все не так радужно, как кажется на первый взгляд. Микробиологическое (естественное) разложение нефти, на которое так надеялись экологи, по ряду причин здесь работает медленнее обычного.
Как следствие, примерно 87 тысяч литров нефти все еще остаются захороненными под 10-30 см грунта на песчаных и гравийных отмелях пролива принца Вильяма.
Кроме того, по данным 2010 года, из 30 видов животных и птиц, пострадавших от разлива нефти в далеком 1989 году, только 10 рассматриваются сегодня как «полностью восстановившиеся» (белоголовые орланы, речные выдры). Численность еще 10 видов (касатки, морские выдры и др.) постепенно увеличивается, в то время как остальные, например сельдь или тихоокеанский чистик (морская птица), до сих пор не оправились после событий двадцатилетней давности.

 

Отложенная катастрофа
По сообщениям прессы, после нескольких лет задержек добыча нефти на морской ледостойкой платформе «Приразломная», той самой, против работы которой протестовали активисты «Гринпис», начнется уже в декабре этого года. Согласно планам ее владельца, ОАО «Газпром», извлеченное из недр земли «черное золото» будет сначала накапливаться на самой платформе в резервуарных емкостях (100 млн. литров). Затем два специально построенных для этого челночных, ледового класса танкера (грузоподъемность по 70 млн. литров) каждые 5-6 дней будут забирать ее и доставлять на терминалы Мурманской области, находящиеся примерно в 1 тысяче км к западу. А уже отсюда первая в мире арктическая шельфовая нефть отправится на экспорт в страны Европы.
Как обращают внимание активисты «Гринпис», катастрофа с танкером «Эксон Вальдез» случилась примерно на широте Хельсинки (61° с. ш.), в самый разгар весны и в районе с относительно развитыми береговой инфраструктурой и судоходством. И даже в этих, довольно «тепличных» условиях ликвидация последствий аварии потребовала колоссального напряжения сил как со стороны государства, так и самой нефтяной компании.
В свою очередь, сооруженная почти 1000 км севернее (69° с. ш.), в 60 км от берега, платформа «Приразломная» будет функционировать в условиях продолжающейся 9 месяцев зимы с ее полярной ночью, полутораметровой толщины ледяными полями и температурами, опускающимися до -50° С.
Все снабжение осуществляется здесь либо морским путем через Мурманск и Архангельск (два дня пути минимум), либо вертолетами от расположенного на побережье вахтового поселка Варандей.
Экологи уверены, что по целому ряду причин любые аварийные разливы нефти на платформе «Приразломная» будут иметь серьзные экологические последствия для природы всего этого региона.
С одной стороны, утверждают «гринписовцы», сегодня ни у «Газпрома», ни у любой другой нефтедобывающей компании мира нет технологий и оборудования, позволяющих эффективно бороться с разливом нефти в арктических широтах.
С другой стороны, удаленность и труднодоступность «Приразломной» вкупе с суровыми климатическими и погодными условиями делают проведение, организацию и логистику масштабных, наподобие аляскинской, «спасательных» операций задачей за гранями возможного.

 

Александр ЛЕОНТЬЕВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях