Поиск на сайте

Искренне верующий человек подтвердит: это естественно.Все мы дети Божьи. А неверующий эрудит добавит, что есть матрица человеческой психики, которая и программирует жизнь каждого из нас

 

Христос воплотил эту матрицу в своей жизни. Поэтому сотни миллионов людей на протяжении вот уже двух тысяч лет переживают страдания, поступки и слова Искупителя как свои собственные.
На эти мысли меня натолкнуло чтение повести Василия Красули «Антигосударь (Из жизни вице-губернатора)».
Герои повествования реальные, узнаваемые люди, многие из них широко известны. Сюжет внешне незамысловат: организатор сопротивления коммунистическому режиму в провинциальном городе в конце грозного 1991 года назначен вице-губернатором Ставропольского края. Герой, он же автор, с энтузиазмом взялся за воплощение в жизнь своих демократических принципов, и вместе с горсткой верных единомышленников из Народного Фронта осваивает управленческое искусство.
Свою жизнь он выстраивает так, чтобы показать всему миру: можно занимать высокий пост и оставаться честным и искренним человеком, не воровать и руководствоваться библейскими принципами.
В конце повести, предъявляя читателю обещанные в предисловии выводы, он отчитался о выполнении обязательств:
«Мы показали, что можно быть управленцем высокого ранга и жить на одну заработную плату. Не вымогать взятки. Не устраивать откаты. Не использовать служебное положение в корыстных целях. Не унижать человеческое достоинство зависимых от тебя людей... Каждый шаг сверять с совестью и законом».
Сегодня, когда политические джунгли кишат хищниками, подстерегающими свою жертву за каждым кустом, одно это способно привлечь читателя, соскучившегося по герою с человеческим лицом.
Где-то на середине путешествия меня охватило ощущение, что есть у повествования еще и иной, не «демократический» и не «антикоррупционный» план. И план этот – главный. О том, что кое-что он не выпячивает, автор намекнул в одном из диалогов в главе, которая вряд ли случайно названа «Тайна»:
«- Ты понимаешь, что ты идешь против всех? Против законов природы, против приличий?
- Не преувеличивай.
Почитай тексты Евангелия. Иисус Христос был шизоидом. Да и все вожди, подвижники, борцы за народное счастье были маньяками, параноиками или шизофрениками. Я наблюдаю за тобой двадцать лет. Ты не шизофреник, но ведешь себя как шизофреник. Я не понимаю тебя. Ты все время разыгрываешь какую-то свою партию, а я не могу понять правила этой игры...»
Как-то непроизвольно в памяти всплыли слова из Евангелия: «Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после».
И тут же озарило: а ведь текст наполнен подобными «перекликами». Случайны ли они? Я решил проверить - снял с книжной полки Новый Завет. И вновь углубился в чтение, сопоставляя оба текста и отмечая, когда на абзац из повести отзывалась строчка из записанного в начале новой эры Слова.
Радости и печали вице-губернатора представали предо мной как бы увиденными глазами евангелиста.
Приведу несколько взятых наугад из более чем полусотни обнаруженных «пар». Цитирую их по книге «Антигосударь» и обозначаю своими заголовками суть приведенных отрывков.
 
Истеризм сопутствует революциям
 
«Август 1991 года. На площади Ленина собрались десять тысяч ставропольцев. Настроение митингующих решительное. Требуют отставки Ивана Болдырева, последнего первого секретаря крайкома КПСС, председателя краевого совета и всего высшего руководства края.
Ораторы сменяют друг друга. И вдруг над толпой зазвенел срывающийся женский голос:
- Товарищи! Скажем спасибо человеку, который поднял нас! Я преклоняюсь перед этим человеком! Это Василий Александрович Красуля. Он борется за всех нас! Низкий поклон ему! Я стану на колени перед Красулей!
Она развернулась к «сцене», неловко поклонилась, рухнула на колени и протянула руки к оторопевшим «вождям». Повисла неловкая пауза. Кликушество и истерия смазывали торжественность момента».
 
От Матфея, 4-24: «И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных...»
 
У номенклатуры мстительный нрав
 
«Начальник Октябрьского райотдела милиции полковник Николай Счетчиков в интервью корреспонденту «Вечернего Ставрополя» признался: он с тревогой ждал репрессий, когда В. Красуля был назначен вице-губернатором.
Протестные акции Народного Фронта проходили в основном на подведомственной ему территории. По его приказу милицейские наряды разгоняли митинги, задерживали демонстрантов. Он арестовывал лидера демократов и отправлял на отсидку на десять суток.
Он знал мстительный нрав номенклатуры и готовился к худшему. И был потрясен до глубины души, когда вскоре после смены краевой власти столкнулся в фойе драмтеатра с тем, кого жестоко теснил, и тот дружелюбно протянул руку: «Ну как работается при новой власти? Митинги не беспокоят?»
От Матфея, 5-44: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
 
Кто призван –тот осилит
 
Запись в дневнике, октябрь 1993 года:
«С осени 1988 года я живу под знаком долга, оправдания некоего ожидания общества от меня. В ушах стоят слова одного из первых участников Народного Фронта:
- Вы не принадлежите себе. Раз вы сделали это, вы должны идти дальше. От вас ждут...»
От Марка, 10-45: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих...»
 
Слепы те, кого обманывают
 
«1993 год. Пятнадцатилетняя дочь Алена в переполненном автобусе. Вдруг громкий крик:
- Смотрите! Вот какой дворец построил себе демократ Красуля!
Шум, ажиотаж, злые реплики.
Алена вспыхнула:
- Что вы врете! Красуля - мой папа. Нет у него никакого дворца!..
Дома спросила:
- Папа, почему они такие злые и так ненавидят тебя?
- Они слепы, дочурка. Их обманывают».
От Луки, 23-34: «Прости им, ибо не знают, что делают».
 
Победители не должны быть гонителями
 
«Соратники-демократы из Ессентуков просили освободить от занимаемой должности директора школы, мотивируя это так:
- Она - секретарь горкома КПРФ. Убежденная коммунистка. На митингах реформы поносит.
- А сама что из себя представляет? Как учитель? Директор? - спрашиваю у «обвинителя».
Он замялся:
- Учитель-то вроде неплохой. И как директор - тоже ничего...
- Она что, в КПРФ учителей загоняет или на митинги водит? - уточняю у него.
- Нет.
- Агитацию в школе ведет?
- Нет.
- А за что же ее увольнять? - удивился я. - Ну, любит она Ленина, сердцу не прикажешь. Если с делом справляется, зачем человеку жизнь ломать?»
От Матфея, 11-29: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».
 
Компромиссы:«за» и «против» 
 
«Редактор забористо-задиристой городской газеты «Забор» Володя Мезенцев в запальчивом открытом письме «Проснись, Василий! (Василию Красуле, пока еще лидеру демократов)» обвинял меня в дискредитации демократического движения, потому что я принял пост вице-губернатора и пошел на сотрудничество с «продажной номенклатурой».
От Иоанна, 6-66: «С этого времени многие из учеников отошли от Него... и уже не ходили с Ним».
 
Хуже нет, когда предают  ближние
 
«...Меня как ушатом холодной воды облили, когда узнал, что руководитель подведомственного мне Фонда социальной поддержки населения, один из моих самых ближайших соратников по Народному Фронту, из казенных средств оформил льготный кредит на собственную фирму и выписал беспроцентную ссуду своей супруге...
Разговор с ним получился нервным.
- Ты понимаешь, что дискредитируешь всех нас? Возвращай деньги в бюджет и публично извинись перед людьми.
- Ничего я возвращать не буду. И каяться ни перед кем не собираюсь. Если тебе нравится, нищенствуй, но не тяни за собой других!
Он молился другому богу».
От Марка, 14-18: «Один из вас, ядущий со Мной, предаст Меня».
 
Личные проблемы –на второй план!
 
«У моих соратников были свои семьи, домашние и личные проблемы, и все перебивались от получки до получки. Я мало интересовался их финансовыми заботами.
Я гнал лошадей, сам подгоняемый страстью, верил в долг, требовал от них такой же преданности идее и держал в черном теле, не баловал, как будто им должно было хватать той радости, что они изо дня в день под моим началом двигали реформы и ковали Светлое Будущее».
От Матфея, 16-24: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мною».
 
Ненависть преследует первых
 
«Один из них, корреспондент центральной газеты «Трибуна», недрогнувшей рукой вывел:
«Спроси у любого и каждого: кто у нас в крае демократ №1, главный популяризатор реформ и главный ельциноид? Все укажут на Василия Красулю. Красуля заслужил искреннюю всенародную ненависть».
От Луки, 23-21: «Но они кричали: распни, распни Его!»
 
Коммунисты брали реванш
 
«После поражения на выборах в 1996 году почти всех «красулинских» выскребли из администрации.
Пришла очередь и начальника управления социальной защиты Валерия Митрофаненко, моей опоры и единомышленника. Инициативный, настойчивый, гоняется за всем новым, весь вкладывается в дело, он вывел краевое управление в пятерку лучших в России.
Министр социальной защиты звонила из Москвы новому губернатору Александру Черногорову, просила не трогать самого молодого и одного из лучших региональных руководителей. Но тот не прислушался. Коммунисты брали реванш».
От Иоанна, 15-20: «Если Меня гнали, будут гнать и вас...»
 
Не воруешь сам – не даёшь другим 
 
«Мне часто задают вопрос: «Вы пять лет были заместителем губернатора. И не смогли себе ни дом построить, ни квартиру выхлопотать – живете в маленьком домике у тещи. Если Вы такой рохля, себе не можете ничего сделать, что Вы сделаете для нас?»
От Матфея, 27-42: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти...»
 
С кого особый спрос?
 
«Кое-кто из друзей и знакомых недоумевал: что тебе стоит «подъехать» к великим, бывшим твоим коллегам? Многие остались при должностях. Ведь ты даже с новым губернатором Черногоровым приятельствовал. Такие связи! Номенклатура своих не бросает. Пристроят в банк, в газету, на телевидение, в хлебную контору.
От номенклатуры я отстегнул себя бесповоротно...
С меня спрос особый. Я не имею права жить как все».
Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 9-27: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».
 
Мне показалось, что я приблизился к разгадке тайны взявшегося за перо бывшего вице-губернатора: он подсознательно строил свою жизнь по Христовым заповедям
 

Кто ты будешь такой?

 
Незримое, но явственно осязаемое присутствие Иисуса Христа - центральный мотив повествования. Им пропитана ткань произведения. И случилось это помимо воли автора, духовными наставниками которого с юных лет были Чернышевский, Писарев, Герцен, Маркс. Эти атеисты, радикально настроенные мыслители, конечно же, не могли привить ему высказанного в словах святого Иоанна Златоуста (архиепископа Константинопольского) христианского восприятия мира: «Христос... много явил здесь такого, что и с нами должно случиться».
Демократ принял пост вице-губернатора, чтобы сеять зерна добра и гуманизма. А с чем столкнулся? С тем, что сегодня нормой жизни стали ложь, забвение своего долга, служение золотому тельцу. Столкнулся и воспротивился, не принимая ни физически, ни душой, и без колебаний избрал другой путь. Христос не мог не появиться в его жизни, потому что история крестного пути Спасителя – это история служения идеалу.
«Иисус будет в смертельных муках до конца мира. Не должно спать в это время», - предупреждал чуткий Паскаль.
Вот потому и один из самых интригующих эпизодов в книге – когда вице-губернатора соблазняют предложением, которое сулило ему в недалекой перспективе добрый десяток миллионов долларов. От него не требовалось ничего особенного. Всего лишь одобрение, кивок головы, звонок... А он отверг, не демонстрируя бурного негодования, но глубоко скорбя и сочувствуя тому, кто пытался его подкупить.
Еще одна история о том, как уже бывший вице-губернатор, попав в тяжелое финансовое положение, подрабатывал таксистом. Проникновенно рассказал о том, как пассажир «побежал» домой за деньгами и не вернулся, а подъезд оказался сквозным.
Прошел и через такие оскорбления. Вплавил унижение в свою биографию, «сораспялся со Христом», по образному выражению апостола Павла. И вряд ли автор в эти минуты осознавал, что в его душе давно живет Христос.
Итак, о чем книга? О том, что можно управлять честно и без коррупции? Что можно править и не воровать? Да, она об этом тоже. Но главное, что, на мой взгляд, бередит душу автора, это - как жить не по лжи? по совести?
Об этом же размышлял и великий русский писатель Александр Солженицын в своей знаменитой, так и не усвоенной даже просвещенным слоем народа статье «Жить не по лжи».
Бывший вице-губернатор описывает свой разговор с несломленным диссидентом, посетившим Ставрополье в 1994 году. Отвечая на вопрос, почему Россия в двадцатом веке погрузилась в кровь и смуту, Александр Исаевич, не раздумывая, ответил: «Люди забыли Бога».
Нет Бога – нет правды.
Нет правды – нет справедливого общества и государства.
Бог замер на пороге нашего дома. 
Мы истосковались по героям, праведникам, пророкам, которые не рассуждают о чести и совести, а живут в соответствии с их требованиями.
Переживший и взлеты, и падения, Василий Красуля, осмысливая пройденный путь, написал книгу о том, что в нашей жизни, даже в таком не всегда симпатичном деле, как политика, всегда есть место верности, милосердию, состраданию, сочувствию, которым учил создатель Нагорной проповеди.
 
Михаил ВАРЛАМОВ, 
верующий интеллигент
Ставрополь
 
Экспресс - опрос
А что для тебя принцип «жить не по лжи!»
 
Артем ТИЩЕНКО, волонтер Движения добровольцев Ставрополья:
- Самое, наверное, непростое - всегда оставаться честным перед самим собой. Признавать свои ошибки и исправлять их. Не поддаваться соблазнам конъюнктуры и не разменивать свои принципы на сиюминутную выгоду.
 
Валерий ЛЕДОВСКОЙ, технический директор компании «ПроТекст»: 
- Жить не по лжи - это стараться избегать лжи деструктивной. Если кто-то говорит, что никогда не врет, - это врун еще тот. Современные ученые приводят статистику, что каждый человек (сознательно или нет) врет каждый день, и много. Отрицать это не стоит - так человек устроен.
Кроме того, бывают внешние факторы. Кто-то отвлек, не успел сделать, хотя и обещал. Иногда можно что-то не сказать человеку, который может не пережить полученную информацию. Но здесь тонкая грань - нужно всегда быть уверенным, что правда точно нанесет непоправимый вред. Говоря про деструктивную ложь, я имею в виду ложь, которую человек говорит осознанно и при этом понимает, что она кому-то причинит вред. Если хотя бы такой лжи в человеке нет, то это значит, что он живет не по лжи.
 
Магомед МАГОМЕДОВ, магистр 1-го курса гуманитарного факультета СКФУ:
- Думаю, в жизни очень важно поставить перед собой большую цель и прилагать все силы для ее достижения. А также верить в себя и каждодневными поступками подтверждать свои принципы.
 
Екатерина ПОНОМАРЕНКО, руководитель отдела обработки информации исследовательского центра «Аналитика-Юг»:
- Не изменять своим принципам даже в мелочах. Не оглядываясь на последствия, открыто отстаивать свои идеалы. Если на деле ты поступаешь не в соответствии со своими убеждениями – ты уже загнал себя в ложь.
Не поддаваться тотальной лжи, оставаясь при своем мнении, даже если его не разделяет большинство и это грозит тебе войти в число «неблагонадежных».
 
Ахмед БАЛАЕВ, студент СКФУ:
- Для меня это означает быть честным с каждым человеком. Откровенно высказывать свое мнение, отстаивать его, но при этом не обижать других своей прямотой и резкостью.
 
Кирилл БОБРО, находится на альтернативной службе:
- Всегда быть самим собой. А это значит, прежде всего, дорожить своим мнение и отстаивать его. Не молчать, когда видишь несправедливость. То есть быть активным. Ведь если ты промолчишь, когда торжествует зло, хамство, значит, ты уже солгал и стал на путь поощрения лжи.
 
Владислав ТИТАНОВ, сотрудник службы безопасности гостиничного комплекса «Айвазовский»:
Это означает жить в обществе, где власть честна перед своим народом, где черное принято называть черным, а белое белым, где можно говорить правду и отстаивать свою точку зрения, не боясь преследования, где справедливость – это естественная норма жизни, а не слово, которым спекулируют политиканы.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях