Поиск на сайте

 

Жителю Ставрополя, ветерану Великой Отечественной войны, Александру Сазонову исполнилось сто лет

 

Родился Александр Иванович на станции Нея Кологривского уезда Иваново-Промышленной области. На нынешней карте России таких названий не найдешь, и не удивительно, ведь герой наш появился на свет в царское время, ровно сто лет назад, 3 марта 1912 года.
Александр был первенцем в большой бедняцкой рабочей семье. На его детство пришлись Первая мировая война, революция, Гражданская война. На юность - коллективизация, индустриализация и голод 30-х. Работал Александр чернорабочим на лесопильном заводе, отбраковывал некачественную древесину и бредил небом: стать летчиком было его заветной мечтой.
От нее он не отступился. В 32-м Сазонов - курсант 1-й высшей военной школы авиатехников. В 39-м уже фронтовик - техник звена в советско-финской войне. Год спустя - слушатель курсов инженеров Краснознаменного Ленинградского авиационного училища. А в грозном 41-м - начальник отдела моторов и запчастей ВВС отдельного 84-го батальона на Карельском фронте.
Инженер-воентехник Александр Сазонов защищал советское Заполярье, был награжден боевыми орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Советского Заполярья», «За боевые заслуги» и многими другими.
Вот что рассказывается в одной из фронтовых газет: «Группа технического состава во главе со старшим техником Сазоновым готовила машины к перелету на другой аэродром. Неожиданно налетели фашистские самолеты и подвергли аэродром ожесточенной бомбардировке.
Пренебрегая опасностью, Сазонов продолжал работу... Как старший группы он улетал последним. Мотор запущен, машина готова к полету. Но в это время к Сазонову обратились с просьбой взять на борт больную женщину, и он уступил ей место».
Александр остался на аэродроме. На дальней стоянке заметил брошенный самолет соседнего подразделения. Летать самому за штурвалом Сазонову никогда не приходилось, но он не струсил: «Отважный техник запустил мотор, взлетел и благополучно приземлился на другом аэродроме, тем самым спас дорогостоящий самолет. Командование высоко оценило этот подвиг и представило Сазонова к высокой правительственной награде».
А вот еще одна история из фронтовой прессы. Однажды наш герой, в то время воентехник 1-го ранга, по срочному вызову выехал на станцию N., где получил приказ: начать сборку самолетов, поступивших в разобранном виде на станцию.
Открыли двери вагонов, а там - самолеты неизвестной конструкции. «Но Сазонов не испугался, - пишет журналист, - как настоящий вожак стал отдавать четкие и точные приказания... Чтобы не прерывать работы днем, решили ночами изучать конструкцию самолетов по имеющимся описаниям».
Работу сильно тормозило отсутствие инструментов, с помощью которых можно было выравнивать самолеты. Помогла находчивость Сазонова.
По его задумке, техники «...взяли резиновый шланг, на концы которого надели стеклянные трубки, и, используя закон сообщающихся сосудов, устанавливали самолеты в нивелировочном положении». Командира Сазонова «за обеспечение частей боевыми машинами» партия и правительство наградили орденом Красной Звезды.
После войны фронтовик-орденоносец снова пошел учиться - в Краснознаменную военно-воздушную Академию. Через десять лет уволился в запас в звании подполковника, вскоре переехал в Ставрополь, где еще много лет трудился - зоотехником крайпчелоконторы и кочегаром-машинистом котлов.

 

Валентина МУРЧАЛИНА,
председатель Совета ветеранов
Великой Отечественной войны микрорайона №14
Ставрополь



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий