Один из старейших театров кукол России наконец обрёл новый дом
Ставропольский театр кукол за свою долгую историю успел многое пережить: тяжелые годы Великой Отечественной войны, репетиции без собственного здания, вплоть до получения Дома пионеров в 1987 году, жизнь под протекающей крышей. Уж сколько бились актеры за реконструкцию исторического здания – все впустую.
Построенный еще в начале позапрошлого века, театр требовал больших денег для ремонта. В 2008-м на реконструкцию старого здания краевой бюджет выделил средства, которых хватило только на то, чтобы снять старую крышу и перекрытия. Проект по капремонту постройки хотели включить в отраслевую федеральную программу 2012-2016 годов, но в Москве заявку отклонили.
За четверть века так ничего сделано и не было: менялись губернаторы, зампреды, обещавшие взяться за краевое учреждение, постройки вокруг сияли новизной, а стены бывшего Дома пионеров осыпались все сильнее. Сегодня очень трудно пройти по проспекту, не заметив обветшалого строения с забитыми окнами и старыми дверьми.
Но уже в январе наступившего года театр кукол занял арендованный на несколько лет шестой этаж Дворца культуры и спорта.
Узнав о переезде, я первым делом отправился туда, но на новом месте руководства не застал. Зато увидел просторные светлые помещения для работников культуры: на стендах фотографии актеров и ветеранов театра, новые красивые кабинеты, а большая эмблема театра видна с нижних этажей.
Оказалось, часть персонала по-прежнему остается в здании на проспекте Октябрьской революции. Там-то чуть позже и состоялась беседа с Александром Безгиным о жизни театра и планах на грядущий год.
– Александр Васильевич, театр наконец-то получил крышу над головой. Открытие уже состоялось, но переезд еще не окончен. Почему?
– В новом помещении сейчас подходят к концу ремонтные работы, мастера проводят Интернет и телефонную линию, готовят кабинеты для персонала, который пока что ждет здесь, в старом здании. Сами актеры уже репетируют во Дворце культуры, где созданы все условия для творчества: репетиционный зал, отдельные гримерки и костюмерная, которых раньше не было.
Скоро там же откроется музей кукол, чтобы зрители могли прийти и посмотреть, где живут их любимые персонажи, заглянуть в творческую лабораторию артистов.
Старое здание мы освобождать не будем. Здесь останутся наши вахтеры и мастера, реквизит и автотранспорт. Во Дворце культуры нет гаража и автомастерских, поэтому часть театрального имущества остается в этом помещении. Освободившиеся кабинеты мы хотим переделать в мастерские для ремонта сценического оборудования, причем не только театра, но и всего края.
– А что с ремонтом самого Дома кукол на проспекте? Ведь театр уже давно ратует за его реконструкцию.
– Своими силами мы можем только провести небольшие работы внутри здания: поклеить обои, покрасить стены. Но толку от этого немного, если протекает крыша или продуваются стены, новая «начинка» быстро придет в негодность. Прежде всего нужна реконструкция фасада.
Мы хотим подготовить документацию, где будет точно указана нужная сумма для восстановления, и будем искать способы включения старой постройки в какую-либо федеральную программу на условиях софинансирования.
И все же театр может повременить с решением этого вопроса и заняться непосредственно творчеством. Осталась одна проблема – собственная сцена.
– Как же вы планируете решить ее?
– Мы думаем над тем, чтобы арендовать кинозал на 300 человек на третьем этаже Дворца культуры и спорта. Его можно переоборудовать под кукольные представления.
Есть еще мысль о том, чтобы сделать зрительный зал на нашем этаже, пусть и небольшой, на 100 человек. Зато осуществится мечта о собственной сцене, и мы не будем ограничены в выразительных средствах: можно будет заранее отстраивать звук, свет, выбирать декорации для спектаклей. Мы наконец-то сможем приглашать зрителей в настоящий кукольный дом!
Когда зал украшен, дети попадают в сказку, они верят в то, что видят на сцене. Тогда-то театр и достигает поставленной цели – воспитания юных зрителей. Каждый персонаж уникален, даже нет любимых или нелюбимых среди них, ведь каждый в себе что-то несет, чему-то учит ребенка, с которым всегда нужно быть искренним. А после спектакля детям не хочется сразу идти домой, им нужно побыть в этом сказочном мире, увидеть кукол вблизи, сфото-графироваться с ними.
Если человек не был на кукольных спектаклях в детстве, он будет далек от представлений о добром, вечном и прекрасном.
– А можно ли в театре кукол поставить «взрослый» спектакль?
– Многое зависит от репертуара. Для аудитории постарше нужны свои спектакли, со своими проблемами, понятными только взрослым. Например, наши артисты еще в 2000 году ставили «Вишневый сад» вместе с предыдущим режиссером Григорием Гольдманом.
Правда, его мало кто посмотрел, все из-за того, что не было хорошей сцены и условий для подготовки спектакля.
А теперь, когда у театра есть хорошее здание, мы можем реализовать некоторые задумки. Например, хотим уделить внимание студенчеству и старшим классам школ. Мы, как государственное учреждение, должны ежегодно представлять три новых спектакля и одну интермедию.
Как раз один новый спектакль мы хотим поставить для молодежи, у нас наконец-то появился штатный режиссер Владимир Литвинов, он уже взялся за работу над сценарием.
– Наконец-то? То есть раньше не было режиссера?
– Последние два года театр работал с приглашенными режиссерами из других городов, постоянного не было. Представьте себе, актерская труппа работала, как оркестр без дирижера! Я был поражен этому факту, когда пришел четыре месяца назад. Низкий поклон актерам за то, что они не отчаивались и продолжали творить в таких сложных условиях.
Вместе с режиссером Владимиром Литвиновым мы пригласили художника-оформителя, его супругу Маргариту Литвинову. Оба выпускники Санкт-Петербургской театральной академии, последние полтора года работали в Ханты-Мансийском кукольном театре.
– Что планирует обновленный театр в ближайшее время?
– Раньше у театра кукол не было какой-либо разумной репетиционной политики на ближайшие годы, не было плана участия в фестивалях и конкурсах. Теперь, когда у нас есть главный режиссер, художник, когда актеры готовы работать с полной отдачей в новых условиях, мы можем спокойно планировать деятельность театра на несколько лет вперед.
В этом году театр будет расширять географию выступлений за счет гастролей по краю, проводить мастер-классы и творческие встречи, ездить в другие города России для повышения квалификации.
А если все получится с собственной сценой, то будем устраивать больше спектаклей, ведь театр работает для детей, которым хочется попадать в сказку чаще, чем раз в месяц.
Беседовал
Сергей ГАВРИЛЮК,
студент 4-го курса факультета журналистики СКФУ
Добавить комментарий