Поиск на сайте

 

 

Реформе высшего образования на Ставрополье впору ставить жирный «неуд»
 

 

Резать придется по живому
Недавно министр образования России Андрей Фурсенко, выступая перед депутатами Госдумы РФ, обрушился с критикой на качество преподавания в российских вузах: мол, за последние годы оно «страшно упало». По данным министра, из существующих 1,1 тыс. вузов и 2,5 тыс. их филиалов только две трети обеспечивают качественное образование.
Впрочем, Фурсенко клятвенно обещал депутатам, что скоро ситуация начнет исправляться: Рособрнадзор уже разрабатывает новые, жесткие критерии для лицензирования и аккредитации государственных вузов.
Все вузы будут четко разделены на несколько категорий в зависимости от масштабов и решаемых задач: федеральные университеты, национально-исследовательские университеты, университеты регионального значения и, наконец, институты, работающие только по программам бакалавриата (в том числе прикладного).
Например, классический университет должен вести преподавание, как минимум, по семи междисциплинарным отраслям и научные исследования по пяти отраслям, а численность студентов-очников здесь должна составлять не менее 10 тысяч человек.
Если охват меньше, то вузу предложат либо отказаться от бюджетного финансирования (то есть стать коммерческим), либо перейти в разряд государственного института только для бакалавров (естественно, при этом он теряет право готовить магистров и аспирантов)
Реформа должна завершиться к 2012 году. К этому времени в стране должно остаться порядка 50 национальных университетов и около 150-200 институтов и академий - то есть число государственных вузов сократится примерно втрое.
Во-первых, будут закрываться те региональные вузы и филиалы, где проверки Рособрнадзора выявят низкий уровень образования.
Во-вторых, будет поощряться консолидация вузов в регионах (именно таким путем уже сейчас создаются федеральные университеты). Допустим, в состав институтов, реализующих программы прикладного бакалавриата, должны влиться региональные техникумы и колледжи.
По словам Фурсенко, общее количество бюджетных мест в вузах при этом не сократится – просто они будут «переброшены» в другие университеты. Зато пересмотрят перечень специальностей: в первую очередь будет сокращаться число бюджетных мест для юристов, экономистов и менеджеров.
 
Рубль первой категории
Между тем амбициозным планам г-на Фурсенко по революционному улучшению российского образования может помешать вполне прозаическая причина. Речь идет о новой системе оплаты труда (НСОТ), которая сейчас ударными темпами вводится в вузах страны. Суть этой системы в том, что теперь в зарплате каждого работника 70% будет составлять фиксированная ставка (зависящая от его квалификации, стажа работы и наличия особых условий труда), а 30% – стимулирующие выплаты, которые назначает начальник по итогам работы.
В рамках НСОТ ректоры вузов получат практически неограниченные права по распоряжению бюджетными (а в перспективе – и внебюджетными) средствами вузов: они будут самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для каждого работника.
До 1 октября сотрудники всех вузов страны и края подписали новые трудовые договоры, а с 1 декабря должны получать зарплату по-новому.
А теперь попытаемся разобраться, какие «подводные камни» скрыты в этой новой системе.
Как известно, единый фонд оплаты труда складывается в госвузах из бюджетной и внебюджетной частей. Так вот, с 1 декабря бюджетная часть будет повышена на 30% (а на деле на 25%, поскольку оставшиеся 5% пойдут в централизованный фонд премирования ректоров) – в масштабах страны это более 20 млрд. рублей.
Эти деньги пойдут, в частности, на повышение окладов самым низкооплачиваемым сотрудникам – например, техничкам и сторожам (с 1 января ни один бюджетник не может получать ниже 4330 рублей)
Стимулирующая часть зарплаты в вузах будет выплачиваться преимущественно из «внебюджета». А вот с ним-то у вузов последнее время серьезные проблемы – из-за демографических проблем число абитуриентов неуклонно снижается, их едва «хватает» только на бюджетные места, на коммерческие идут единицы. Поэтому госвузы так рьяно и вводят все новые платные образовательные «услуги» (за пересдачу экзамена, за компьютерное тестирование, за репетиторство). Ну а в итоге выходит, что на стимулирование труда педагогов-подвижников (например, всерьез занимающихся наукой) останутся крохи.
 
Диктаторы и «негры»
При этом не стоит забывать, что начисление стимулирующих выплат отныне будет контролировать единолично ректор. Концепция «зарплатной» реформы гласит, что, начисляя надбавки, ректор должен советоваться либо с наблюдательным советом вуза (а они созданы лишь в единичных университетах), либо профсоюзом.
Преподаватели вузов печалятся, что в условиях непрозрачности НСОТ многие ректоры не убегут от соблазна «одаривать» доплатами не самых способных, а самых лояльных.
Да и сами критерии оценки работы преподавателей, которые предложило вузам страны Минобразования РФ, порой чересчур субъективны (например, такой – «применение инновационных методов»). Зато плату педагогам за непосредственную работу (например, за составление учебных планов, написание методичек,) отнесли на счет стимулирующих выплат.
Вообще, министерские критерии явно далеки от идеала. Стимулирующие выплаты предусмотрены преподавателям, в частности, за количество научных публикаций, подготовленных аспирантов, выступлений на научных конференциях и так далее.
Но ведь давно известно, что в России можно публиковать свои псевдонаучные «опусы» в бог знает каких журналах, содержание которых толком не проверяется.
Не секрет и существование в вузах научного «рабства». Некоторые доценты и профессора «примазываются» к публикациям своих аспирантов, которые порой и в глаза не видели.
Таким нехитрым способом иные «ученые», судя по официальным отчетам, «кропают» десятки научных статей ежегодно, при это палец о палец не ударив, и теперь-то они будут получать за это очковтирательство еще и прибавку к зарплате.
 
«От осинки не родятся апельсинки»
Идеологи «революции зарплат» заявляют со страниц прессы, что с 1 декабря после перехода на НСОТ зарплата рядовых преподавателей вузов может достигать 100 тысяч рублей. При этом зарплата самого ректора может равняться пятикратной средней зарплате по вузу (для проректоров она на 10-30% ниже).
Конечно, при этом руководство любого университета кровно заинтересовано в повышении средней зарплаты своих подчиненных – а сделать это проще всего, распределив единый фонд оплаты труда на меньшее число людей. То есть сократив штаты.
Уже сейчас новости российского образования – словно сводки с полей битвы: сокращены десятки сотрудников, распущен факультет, закрыта специальность, отменено совместительство... Так в школах, техникумах, вузах. И всё это названо «оптимизацией внутренних расходов».
В некоторых вузах пошли по хитрому пути: зарплата преподавателям там при НСОТ будет исчисляться не по академическим часам (40 минут), а по астрономическим (60 минут) – то есть, сохраняя прежнюю лекционную нагрузку, педагог теряет треть денег, причитающихся ему по «почасовке».
Правда, на запрос «Открытой» крупнейшие госвузы края официально сообщили нам, что сокращения штатов у них пока не планируется. Хотя приватно (что называется, не для записи) один ректор поделился: сокращения и не потребуется, поскольку, почти наверняка, начнется отток кадров. И в первую очередь молодых педагогов.
А как иначе? После повышения минимальных окладов техничка или сторож будут получать не ниже 4330 рублей – для них рост доходов будет существенным. И примерно столько же будет зарабатывать (со всеми доплатами и надбавками) аспирант.
Естественно, молодому перспективному ученому проще пойти в частный вуз или вовсе заняться бизнесом (тогда можно пописывать диссертацию, не тратя нервы на изнурительное, плохо оплачиваемое преподавание). Да и сами кафедры вряд ли будут приглашать молодых преподавателей, обещая им копеечные оклады, – ведь зарплаты заведующих также напрямую зависят от средней зарплаты по кафедре, и поэтому им в буквальном смысле выгоднее работать с почтенными коллегами.
В общем, после введения НСОТ возрастное размежевание в преподавательской среде (где сейчас и так основную массу составляют люди предпенсионного и пенсионного возрастов) только увеличится. Хотя ясно, что без омоложения педагогических кадров российскую «вышку» ждет полное обрушение.
В Минобразования РФ эту проблему знают и даже пытаются хоть как-то решать. Так, с начала будущего года стартует федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» с объемом финансирования 70 млрд. рублей. Большая часть этих денег пойдет на гранты для аспирантов и молодых преподавателей.
Впрочем, гранты – это даже не доплаты и премии: они выделяются лишь на конкретные исследования, а вовсе не на то, чтобы кормить семью. И если на некоей кафедре изначально нет молодых ученых, то и деньги эти распределять некому. Да и не секрет вовсе, что бюджетные гранты аспирант может получить, как правило, только за солидный «откат» руководству вуза.
Так что, похоже, большая часть обещанных Фурсенко 70 млрд. рублей (так же, как и 20-миллиардная «прибавка» по НСОТ) уйдет в песок – вернее, в карманы «вузовской бюрократии» на местах. И падения «вышки» эти огромные, но нерационально растраченные суммы не остановят.  

Сергей ЕВСЕЕВ

 

надя 28 февраля 2012, 22:28

Отличная статья. Автор понимает существо проблемы. Но ведь ситуация в вузах еще плачевнее, чем описано автором.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий