Поиск на сайте

 

 

Чего ждать от передела краевого рынка авиаперевозок?
 

 

Последний год в России, как на дрожжах, растут госкорпорации – структуры со странной формой собственности, которые рьяно бьются за право обладания вожделенными кусками госсобственности. На Ставрополье этот передел коснулся одного из крупнейших предприятий – государственной авиакомпании «Кавминводыавиа».
 

Монопольный ответ
Сегодня в стране рынок авиаперевозок монополизирован государственным «Аэрофлотом», на долю которого приходится 40% внутреннего пассажиропотока. Впрочем, Кремль эта ситуация не устраивала – и он уже несколько лет вынашивал планы создать в качестве конкурента «Аэрофлоту» другую госкомпанию («Открытая уже писала об этом»: см. «Под крыло Кремля», №14 от 9 апреля с.г. и «»Бизнес-империя «пухнет», №28 от 16 июля с.г.).
Поначалу, года три назад, на эту роль прочили государственную транспортную корпорацию «Россия», к которой планировалось присоединить три ФГУП – «Оренбургские авиалинии», «Учебно-тренировочный центр» и «Кавминводыавиа». Планы вынашивались амбициозные: как минимум наполовину обновить парк самолетов и почти вдвое расширить количество внутренних и зарубежных направлений. Бизнес-план прошел все согласования в Минтрансе РФ – но проект в итоге остался лишь на бумаге.
И теперь вот уже сама ГТК «Россия» вместе с другими компаниями, на которые еще недавно имела виды, вливается в структуру куда более мощную – госкорпорацию «Ростехнологии», контролируемую одним из близких к Путину людей - Сергеем Чемезовым.
Четыре месяца назад президент подписал указ о передаче «Ростехнологиям» активов более 400 разнопрофильных компаний (половина из них относится к категории стратегических, а две трети участвуют в выполнении гособоронзаказа).
Аппетиты госкорпорации докатились и до аграрного Ставрополья. Она получила 38% акций корпорации «КамАЗ» (по России около ста предприятий, в том числе один из крупнейших заводов краевого центра «Автоприцеп-КамАЗ»). Досталось «Ростехнологиям» 60% акций изобильненского завода «Атлант», производящего особый класс электроприборов для оборонки.
Самый крупный ставропольский актив – это федеральное авиапредприятие «Кавминводыавиа». Помимо нее государство передает «Ростехнологиям» госпакеты еще девяти авиакомпаний: «России», «Сахалинских авиатрасс», «Дальавиа», «Оренбургских авиалиний», «Саратовских авиалиний», «Владавиа», а также альянса AirUnion («Красэйр», «Самара», «Домодедовские авиалинии»).
Все эти десять компаний должны войти в состав холдинга с рабочим названием «Авиалинии России», учредителями которой, помимо «Ростехнологий», будет правительство Москвы (передает холдингу свою авиакомпанию «Атлант-Союз»).
Новый национальный авиаперевозчик может быть официально зарегистрирован к 11 ноября – на эту дату назначено очередное заседание совета директоров.
«Появление нового российского оператора на рынке внутренних и международных авиаперевозок – это адекватный ответ государства на угрозы и вызовы, которые связаны в первую очередь с убыточностью авиаперевозок», – заявил Чемезов, добавив, что «Авиалинии России» должны создать адекватную конкуренцию «Аэрофлоту».
 
С оглядкой на Стабфонд
Председателем совета директоров авиакомпании рекомендовано назначить гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова, гендиректором – председателя совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» Виталия Ванцева.
О бизнес-планах «Авиалиний России» известно пока немного.
«Наряду с логистикой, грузовыми и пассажирскими перевозками, ремонтом воздушных судов и поддержанием летной годности, чартером и туризмом, мы будем развивать услуги по производству и обеспечению пассажиров бортовым питанием, приобретением самолетов в лизинг, другие сопутствующие виды деятельности... Мы хотим, чтобы «Авиалинии России» ассоциировались у пассажиров с качеством, надежностью, безопасностью, комфортом. Это будет авиакомпания мирового уровня, которой можно доверять», – заявил Сергей Чемезов.
Одним из приоритетов «Авиалиний России» станет развитие четырех хабов (аэропортов базирования) – во «Внуково», «Пулково», Красноярске и Хабаровске. А к 2012 году холдинг планирует выйти на объем перевозок около 20 млн. пассажиров в год (у «Аэрофлота» вдвое меньше).
Планы, прямо скажем, амбициозные, учитывая, что из 250 самолетов, которые будут переданы на баланс «Авиалиний России», к эксплуатации пригодны только 60. Холдинг намерен привлечь 15-20 млрд. рублей, которые потратит на лизинг иностранных судов, а впоследствии на приобретение 30-50 среднемагистральных самолетов отечественной сборки (Ту-204 и Sukhoi Superjet-100).
Однако первым делом «Авиалиниям России» придется озаботиться даже не техническим перевооружением своих дочерних компаний, а их финансовым оздоровлением.
Из новостей все россияне знают, что минувшим летом тысячи пассажиров оказались буквально заперты в аэропортах из-за того, что компании альянса «AiurUnion» потерпели финансовый крах. Причина – в сумасшедшем росте цен на авиатопливо, стоимость которого составляет две трети в конечной цене билета.
«Авиалинии России» надеются на помощь в этом вопросе государства, которое уже приступило к раздаче денег из ранее неприкосновенного Стабфонда. Холдингу их понадобится немало: не только на возвращение долгов, но также на модернизацию старой и создание новой инфраструктуры.
 
Слияния и разделения
– Пока «Кавминводыавиа» все еще остаются в статусе федерального госпредприятия, – рассказала «Открытой» пресс-секретарь авиакомпании Ольга Максименко. – Но параллельно идет подготовка к передаче в собственность «Ростехнологий»: инвентаризация активов, подготовка бухгалтерской отчетности, решается масса юридических вопросов. Когда закончится этот переходный этап, никто точно сказать не может – да и конкретных сроков перед нами не ставят. Неизвестно также, в каком организационно-правовом статусе будет существовать предприятие - филиал, представительство или дочернее предприятие «Авиалиний России». Ясно лишь, что это будет уже не «Кавминводыавиа».
Кроме того, до момента передачи предприятия в «Авиалинии России» здесь должно завершиться разделение перевозочного и аэропортового направлений работы (филиалами «Кавминводыавиа» являются аэропорты в Минводах и Ставрополе).
Международный минераловодский аэропорт, включенный в федеральный перечень стратегических объектов, обретет статус ФГУП либо акционерного общества.
А вот аэропорт Ставрополя в список объектов федерального значения не включили (видимо, посчитали обузой). Взять его под свою опеку предложили правительству края.
На днях стало известно о создании краевого ГУП «Аэропорт Ставрополь», учредителем которого выступил Минпром края. Окончательная передача аэропорта в ведение региона может быть оформлена только распоряжением правительства РФ.
 
В поисках инвестора
У ставропольского аэропорта есть все возможности для того, чтобы стать высокорентабельным предприятием, которое будет приносить в казну края немалый доход.
Взлетно-посадочная полоса позволяет принимать воздушные суда типа Ту-134, Ту-154, Як-42, Boeing-737-100 (200).
Еще в конце 80-х аэропорт ежедневно обслуживал почти три десятка внутренних и международных рейсов. Сегодня отсюда самолеты ежедневно летают только в Москву и дважды в неделю – в Ереван. Правда, пару недель назад аэропорт наладил сообщение с Египтом: Ту-154 «Оренбургских авиалиний» вылетел в Шарм-эль-Шейх. В скором будущем планируется также открыть рейс в Хургаду.
Между тем недавний опрос среди пассажиров показал, что имеется устойчивый спрос на регулярные рейсы в Санкт-Петербург, Киев, Минск, Новосибирск, Калининград, Казань, Пермь. Местные турфирмы просят у аэропорта открыть рейсы в Грецию, Турцию, Сирию, ОАЭ и даже Италию.
Ряд авиакомпаний (например, «Оренбургские авиалинии», «Сибирь», «Кубанские авиалинии») уже сегодня готов задействовать ставропольский аэропорт, открыв здесь с десяток внутренних и зарубежных рейсов. У аэропорта есть все шансы стать мощной транзитной базой, связывающей Ближний Восток и Сибирь. При этом надо учитывать, что возможности аэропорта в Минводах не безграничны – он находится в курортной зоне, где ночные рейсы официально запрещены. Однако для реализации этих амбициозных планов нужно всего ничего – провести полную реконструкцию аэропорта.
Одним словом, нужен стратегический инвестор. Этот вопрос на днях обсуждал губернатор Валерий Гаевский с московским мэром Юрием Лужковым; с предложением о сотрудничестве край обратился в Германию – однако до конкретных договоренностей еще далеко.

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий