Поиск на сайте

 

 

Как ессентукских школьников готовят к строительству гражданского общества

 

Серьезно задумываться о будущем  нового поколения обычно начинают тогда, когда подрастают собственные дети. Моя пятигорская племянница, которой едва исполнилось 14 лет, рассказала, что ее приняли в «Молодую гвардию» - молодежную организацию известной политической партии. Недавно 13-летний сын  поделился, что участвует в школьном проекте по гражданскому воспитанию. Значит, пора задуматься.

 

Проект Risa
В декабре ушедшего года Международная ассоциация по оценке учебных достижений (IEA)  подвела итоги исследования RISA по конкурентоспособности средней школы в России. Итоги последнего сезона для нас неутешительны.
Испытанию подвергаются только 15-летние школьники. Возраст выбран исследователями не случайно. Именно у тинейджеров, как правило, теряется интерес к знаниям, и их начинают волновать проблемы социализации. Исследование как раз и проверяет, насколько ученики готовы к современной жизни. Насколько могут приобретенные знания применять в жизненных ситуациях, как умеют читать тексты, сопоставлять факты и мнения, соотносить причины и следствия.
Здесь уместно напомнить, что по предметной грамотности в международных исследованиях Россия занимает первые позиции.
Теперь встаньте мысленно на место молодых россиян, строящих собственную жизнь по литературе Толкиена, по модели телепроекта «Дом-2», художественной эпопеи «Звездные войны», коммерчески успешной компьютерной индустрии, фанатских разборок внутри собственного двора...
Смогут ли подростки, насмотревшись и начитавшись всего этого, решить навскидку самую простую экологическую задачу, да даже рядовую проблемку из области ЖКХ? Нет. Она – не из их жизни.
Как же мы выезжали ранее, сам собой возникает вопрос. Во времена СССР то, чем сегодня занимаются  юные иностранные  граждане в школе (ориентация на проектную деятельность, самостоятельный сбор данных и информации, сопоставимость результатов), делали наши школьники в многочисленных бесплатных кружках и литстудиях вместе с хорошо подготовленными для этого взрослыми.

 

Переход
Немного подковавшись теоретически, направляюсь в школу к сыну. 
- Модернизация российского образования предполагает не только получение учеником определенной суммы знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, - рассказывает мне Наталья Семенова, завуч по учебно-воспитательной работе средней школы №10 в Ессентуках и по совместительству классный руководитель моего сына-семиклассника. -  Лучше всего для этого подходит исследовательская и проектная деятельность школьников.
В школе решили на практике серьезно занять ребят проектами. К идее пока привлекли только семиклассников (так уж получилось, что во всех трех седьмых классах  классные руководители – подвижники). Даже подготовили специальный семинар на тему проектной деятельности и провели его для завучей всех школ города.
Темы для проектов и исследований ребята выбирали сами. Посчитали актуальными борьбу с пьянством и алкоголизмом, выбор профессий и ремонт ближайшего к школе подземного перехода.
- Темы - как раз для 14-летних, - подключается к разговору другой школьный завуч, Ольга Хворикова. - К этому возрасту происходит самоопределение школьников, проект ориентирован на то, чтобы помочь ребенку с выбором профессии.
Каждый участник подготовит материал об одной-двух профессиях.  Проект предполагает участие в нем нескольких групп: журналистская возьмет интервью у представителей выбранных профессий; желающие связать себя с компьютерными технологиями подготовят презентации - благо в Интернете информации о различных  профессиях предостаточно.
Другой проект – борьба с алкоголизмом – для 14-летних тоже актуален. 
- В этом возрасте у подростков формируется отношение к алкоголю, - разъясняет Наталья Семенова. - Проект предполагает естественно-научную деятельность. 
Еще один проект - «Ремонт подземного перехода», предложенный учениками педагогам, осталось только поддержать. Ведь для ремонта перехода нужно не только написать письмо в адрес городского ЖКХ, необходимо еще собрать подписи школьников, самим отнести письмо. Работа на благо города - в этом заключается воспитательное значение!  Вырабатывается гражданская позиция. Вряд ли подписавшие обращение ученики будут оставлять на стенах отремонтированного перехода свои автографы!
Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

 

Советы от Facebook
Узнав, что я интересуюсь исследовательской деятельностью школьников, партнерша моего сына по бальным танцам предложила свою работу, написанную по  материалам кисловодского предприятия, выпускающего фарфор. Она старательно занималась своим проектом все лето,  трижды была  на предприятии. А в сентябре выяснилось, что ее работа уже никому не нужна.
Девочку  для участия в научном обществе пригласила Наталья Семенова. Она разъяснила, что такие объединения – общегородские и существуют только в тех школах и по тем предметам,  где есть учителя-подвижники. 
Вот, например, в третьей школе естественнонаучное общество ведет известный в городе педагог  Наталья Вашурина. Проектная деятельность предполагает участие школьников в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях. 
После очередной моей статьи на страничке в Facebook появились новые друзья. Один из них, верующий человек,  поделился  экологическим проектом, в котором участвует вся его многодетная семья.
Чтобы восполнить вырубленные в городе зеленые насаждения и воспитать в детях экологическое сознание, семья выращивает в цветочных горшочках на балконе и  подоконниках  саженцы елочек и дубков из собранных осенью в лесу желудей и шишек. Не правда ли, замечательный и поучительный проект для  всех наших градоначальников?!

 

Школьники и политика
О том, что исследовательская и проектная деятельность школьников – это, безусловно, положительная инициатива, спорить не приходится. А вот о привлечении юных граждан в партийные организации, похоже, придется поспорить.
Политическое мировоззрение (как любое мировоззрение, в том числе и религиозное) – очень важный фактор в развитии человеческой личности. Во многих семьях на Западе принадлежность к разным политическим партиям служит причиной непримиримых конфликтов.
А в нашей стране неокрепшие детские души так легко втравить в любой политический фарс, разжечь в  подростках любую ненависть, ими легко манипулировать. Это ли нашей стране нужно?
Пытаясь найти для себя ответ на столь важный вопрос, беседовала со многими экспертами. От педагогов и родителей до депутатов и партийных функционеров. Признаюсь, однозначного ответа не получила.
Поэтому приглашаю читателей «Открытой» к диалогу на одну очень важную, но почему-то замалчиваемую тему: нужно ли школьникам участие в политических организациях?  Способна ли политическая партия ставить перед школьником задачи, которые он мог бы решать во взрослой жизни  в качестве созидательного, заинтересованного и мыслящего гражданина?

 

Елена СУСЛОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий