Поиск на сайте

 

 

Невинномысское предприятие «Авто» – одно из немногих в России, где производят зерновозы. Но чтобы завод наладил надежные поставки селу, ему требуется серьезная помощь

 

Завод с изюминкой
История знаменитого невинномысского ЗАО «Авто» практически не отличается от других историй предприятий, оказавшихся наедине с кризисом. Но если отечественный автопром спасает федеральный центр, то о местных производителях, по логике вещей, должны позаботиться власти регионов. 
Выделять из списка проблемных предприятий какое-то одно – значит оказаться под прицелом критики: мол, по какому праву ему полагаются преференции, а другие в ожидании помощи должны толкаться в общей очереди?!
Замечено резонно, однако переводить на особое положение невинномысский завод никто не собирается. Хотя бы потому, что на это нет дополнительных ресурсов. Однако у невинномысского «Авто», в отличие от других претендующих на помощь государства предприятий, есть своя изюминка.
Это уникальный завод по выпуску зерновозов, то есть прицепов для перевозки зерна. И уже этого достаточно, чтобы единственное предприятие подобного профиля в нашем аграрном крае, славящемся своими достижениями на хлебной ниве, обрело поддержку.

 

Автовозы для великой страны
Началась история невинномысского завода в 1954 году. В тот период шло активное послевоенное восстановление страны, и по всему СССР создавалась единая система ремонтных заводов, обслуживающих потребности растущей промышленности и аграрного сектора. Невинномысский завод должен был обслуживать предприятия Северо-Кавказского региона, осуществляя капремонт двигателей популярных тогда грузовиков ЗИЛ и ГАЗ. Объемы достигали 800 отремонтированных двигателей в месяц.
В годы перестройки работа на предприятии кипела вовсю, пахали в две смены без устали, оперативно перестраиваясь, гибко меняя профиль, не давая спуску конкурентам, двигаясь по рельсам инновационной экономики. Здесь последовательно занимались выпуском козловых кранов, ремонтом и сборкой грузовых автомобилей КАЗ и ЗИЛ, капитальным ремонтом рефрижераторов «Алка», изготовлением металловозов, сушильных камер.
Вскоре наладили производство кузовов фургонов для установки на шасси КамАЗов и МАЗов. Как только машины стали переводить на газовое топливо, на заводе освоили технологию переоборудования легковушек и грузовиков для работы на сжатом и сжиженном газе. 
Заметный удар предприятию нанесли годы реформ. ЗИЛы и ГАЗы устарели, а их нишу заняли иномарки. Предприятие немного просело, но сдаваться под натиском лихорадочной перестроечной вольницы не собиралось и... вышло победителем. В это время население стало в массовом порядке обзаводиться личными авто, отечественный автопром как пирожки пек «Жигули» и «Волги» в астрономических масштабах. Народившийся средний класс обзаводился иномарками, импорт которых в Россию был налажен быстро и в приличных объемах.
Возникла необходимость в доставке машин от заводов-изготовителей до торговых площадок. И на этот раз, держа нос по ветру, предприятие легко заняло новую нишу по производству специализированных полуприцепов-автовозов сначала для легковых, а затем и для грузовых машин. 
Всего на предприятии было произведено более трех тысяч автовозов самой различной комплектации: для перевозки легковых и грузовых автомобилей, спецтехники, микроавтобусов, кузовных комплектов. Все это было востребовано прежде всего Волжским и Горьковским автозаводами. 
И хотя в Поволжье есть собственные производства спецтехники, закупать прицепы ездили в Ставрополь. Автомобилистов привлекало отменное качество продукции: первый ремонт невинномысские автовозы проходили в среднем после пробега в миллион километров!

 

Собирали по зернышку
Параллельно с выпуском автовозов на предприятии разрабатывали опытные партии самой разнообразной техники: коневозов (полуприцепов для перевозки лошадей), передвижных торговых пунктов, грузовых прицепов к легковушкам, прицепов-эвакуаторов, прицепов-роспусков (для перевозки длинномерных грузов), передвижных магазинов и даже мобильных пунктов милиции. Вся эта техника была востребована в крае и за его пределами. 
Однако с пришествием глобального кризиса основное направление работы предприятия – выпуск автовозов – резко ослабло, кривая «спрос-предложение» пошла вниз. Понятно, это трудности временные, по прогнозам специалистов, года через два автовозы снова будут востребованы. Но не будешь ведь сидеть на печи в ожидании лучших времен!
И на этот раз менеджмент предприятия выкрутился: начиная с октября прошлого года на ЗАО «Авто» наладили серийный выпуск бортовых и самосвальных прицепов, но главное - зерновозов, шестиметровых платформ грузоподъемностью 12 и 16 тонн, в которых позарез нуждается не только край, но и вся страна. 
Посмотрите только, как и в чем сегодня перевозят злаки по дорогам нашей необъятной родины. Гоняют большегрузы с «надставленными» деревянными бортами, напоминающими покосившийся латаный-перелатаный плетень, сквозь который на каждом ухабе сочится пшеничка. Причем в такую убогую «коробчонку на колесах» много зерна не насыплешь – соорудить что-либо надежное и вместительное в кустарных условиях просто невозможно. Так и существует мощнейшая на планете аграрная держава, будто на дворе позапрошлый век.

 

Рука помощи
За год на ЗАО «Авто» выпустили 275 зерновозов. Но радость оказалась преждевременной. Нынешним летом последовал очередной провал: обойти кризис стороной, использовав не раз уже обкатанную смену профиля, не удалось - слишком мощно кризис рубанул по сельхозпредприятиям, поставщикам деталей, банкам, трейдерам.
По инициативе Совета директоров Невинномысска на предприятие была направлена группа антикризисных менеджеров, но одномоментно поставить предприятие на рельсы стабильного производства и сбыта, увы, невозможно – в кризисной экономике чудес не бывает.
Основная причина – это долги, образовавшиеся у предприятия, и прежде всего по зарплате, которые надо погасить во что бы то ни стало. Но не продашь товар – не выплатишь долги, а доступные по цене и надежные зерновозы стоят во дворе завода, как корабли на приколе.
К тому же на заводе выпускается не только техника для сельского хозяйства. Здесь налажено производство отдельных узлов к экскаваторам на базе тракторов МТЗ-82,  востребованных инженерными организациями самого разного профиля: водоканалами, горгазами, ДРСУ.   
Располагая уникальной производственной площадкой и технологиями, имея в штате классных инженеров, конструкторов, рабочих, ЗАО «Авто» впервые за свою полувековую историю нуждается в серьезной помощи. Как грамотно вывести предприятие из состояния нокаута? 
Рецептов изобретать не надо, они давно имеются. Например, подключить лизинговые компании, которые во взаимодействии с банками могли бы организовать поставку зерновозов или дорожной спецтехники конкретным предприятиям на выгодных условиях. Или использовать для расширения сети сбыта обширные наработки правительственных чиновников, появившиеся в результате их встреч с коммерсантами других регионов и стран. 
Новая команда антикризисных менеджеров делает все возможное для спасения предприятия. Это прекрасно осознает руководство края, кровно заинтересованное в  оживлении завода, завоевании им новых рынков сбыта уникальной продукции. 
Первым неподдельный интерес к судьбе завода проявил коренной невинномысец, депутат краевой думы Геннадий Афонин, обратившийся с ходатайством в краевой Минсельхоз с просьбой оказать помощь предприятию. Реакция последовала незамедлительно – из министерства были разосланы информационные письма во все районные управления сельского хозяйства края.
Однако этого мало, ведь от того, какой будет помощь и в какие сроки придет, зависит благополучие сотен сотрудников предприятия и их семей.

 

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ
Невинномысск

 

Комментарий

Сергей КОБЫЛКИН, заместитель председателя правительства края:
- Ситуация на ЗАО «Авто» находится под контролем правительства края и администрации Невинномысска. Для выхода из кризиса на предприятие были приглашены опытные менеджеры, благодаря их работе появились заказы на изготовление востребованной продукции завода (зерновозов, автоприцепов, платформ для перевозки техники), активно ведутся переговоры о поставках еще с 60 российскими компаниями. 
На сегодняшний день ситуация на предприятии улучшилась. Удалось сохранить около 65 процентов трудового коллектива, погашено 3,4 миллиона рублей долгов по зарплате, и до середины декабря будет выплачено еще около 2,6 миллиона.

Александр МАНАКОВ, министр сельского хозяйства края:
- ЗАО «Авто» - стратегически важное для Ставрополья предприятие. Производимые им зерновозы крайне нужны нашему аграрному региону, поскольку основная масса зерна и другой сельхозпродукции перевозится именно автотранспортом. Правда, в основной массе это машины с «надставленными» бортами, которые, во-первых, просто небезопасны на дорогах, а во-вторых, их использование оборачивается потерями при транспортировке.  
Министерство крайне заинтересовано в сохранении и развитии ЗАО «Авто» и для этого прилагает все усилия. На днях мы планируем провести на заводе совещание-презентацию с участием руководителей отделов министерства, пригласим сюда представителей Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ, лизинговых компаний региона. На общем совете представителей власти и бизнеса нам предстоит выработать максимально эффективные меры по выводу предприятия из кризиса. 

Геннадий АФОНИН, председатель Совета руководителей Невинномысска, заместитель председателя комитета краевой думы по экономическому развитию(«Единая Россия»):
– - Вместе с моими коллегами по депутатскому корпусу я вхожу в состав антикризисного штаба при губернаторе края, а также рабочей группы, возглавляемой зампредседателя правительства Георгием Ефремовым. Дважды на заседание рабочей группы мы приглашали руководство ЗАО «Авто»,  вникали в ситуацию, сложившуюся на предприятии, к слову, имеющему колоссальный опыт, богатые традиции, уникальных в масштабах Юга России специалистов. 
Основная проблема завода, на мой взгляд, в том, что еще в докризисные времена он сконцентрировался на выпуске ограниченного ассортимента продукции, а в современных условиях нужна многопрофильность. Не было портфеля заказов, отлаженной программы сбыта.
В сентябре на предприятие была направлена группа антикризисных менеджеров, которые начали проводить активную политику, направленную на оздоровление предприятия, исправляя ошибки прежнего руководства. Это очень ответственные, инициативные люди, пришедшие сюда с одной целью: сохранить предприятие и поднять его на новую высоту. Сегодня на заводе идет разработка бизнес-плана, у трудового коллектива появилась надежда на будущее. 
Предприятию пошли навстречу налоговики, позволив разблокировать банковский счет, чтобы погасить долги по коммуналке, зарплате. Уже в декабре планируется полностью закрыть социальные долги перед сотрудниками. 
Реанимация предприятия неизбежно потребовала сокращения штата, но людей не выбрасывают на улицу, а трудоустраивают, в чем, на мой взгляд, проявляется огромная социальная ответственность бизнеса. Однако главное в том, что новый менеджмент своими силами отбил атаки рейдеров, стремившихся поглотить предприятие с его ресурсами, а землю пустить под строительство кафе и бутиков. 
Медленно, шаг за шагом завод возвращается к нормальному производству, однако ряд проблем остается нерешенным. Так, надо сформировать портфель заказов, наладить более тесные контакты с кредиторами, чтобы продвигать зерновозы по системе лизинга. Но для этого нужно поддержать предприятие ресурсами края, в том числе административным. В этом направлении нужна помощь правительства края, профильных министерств, всего депутатского корпуса. К этому я и призываю своих коллег по Белому дому.



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий