Поиск на сайте

 

 

На юбилейном фестивале «Музыкальная осень Ставрополья» побывал один из самых прославленных композиторов современности маэстро Евгений Дога

 

Поистине всенародным любимцем его сделала музыка, написанная к картине режиссера Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по повести Антона Чехова «Драма на охоте». Фильм имел тогда феноменальный успех, но не меньшим успехом пользовался и вальс из него. 
Прошло уже больше 30 лет с момента выхода картины на экраны, но музыку эту не забыли,  и многие новобрачные до сих пор предпочитают маршу Мендельсона вальс Доги...
Но кроме этого Евгений Дмитриевич сочинил больше 40 вальсов и музыку к 200 картинам, среди которых «Табор уходит в небо», «Мария,  Мирабелла», «Одиноким предоставляется общежитие», «Портрет жены художника», «Анна Павлова», «Королева Марго». 
Также он писал музыку к драматическим спектаклям и сериалам. На его счету балеты, симфонии, вокальные циклы и струнные квартеты. Дога – автор музыки к песням, которые исполняли настоящие звезды эстрады: София Ротару, Надежда Чепрага, Эдита Пьеха, Лариса Долина, Алла Пугачева. 
Евгений Дога - автор музыкального сопровождения открытия и закрытия «Олимпиады-80» в Москве. Композитор стал почетным гражданином Кишинева, действительным членом Академии наук Молдовы, заслуженным деятелем искусств Молдовы. Его имя присвоено одной из музыкальных школ. Он обладатель Государственной премии СССР, Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов, кавалер ордена Республики Молдовы, золотой медали «Человек - 2000» (США) и прочая, и прочая, всего и не перечислишь.
Его концерты проходили в самых больших концертных залах СССР:  Дворце съездов, ГЦКЗ «Россия», Колонном зале Дома союзов в Москве,  национальном дворце «Октомбрие» в Кишиневе и многих других. 
Музыкальное образование Евгений Дога получил в кишиневском музучилище, по классу виолончели, потом – в консерватории. Тайком придумывал мелодии и записывал в нотную тетрадь. О том, что он что-то сочиняет, стало известно в 50-х годах. Параллельно с учебой Евгений работал в оркестре Молдавского радио. 
На Ставрополье Евгений Дмитриевич впервые попал 33 года назад, запомнились ему наши зрители своей теплотой и открытостью, а еще артист с улыбкой вспоминает, как приходилось  выталкивать из грязи автобусы пазики, на которых Дога вместе с другими артистами ездил по селам Ставрополья. 
Об этих и других интересных фактах из своей жизни Евгений Дога рассказал в интервью  корреспонденту «Открытой».

 

– Евгений Дмитриевич, вы часто принимаете участие в подобных фестивалях или сделали исключение для Ставрополя? 
 Постоянно, несмотря на свой солидный возраст (в этом году мне исполнилось 72 года).  Дома я почти не бываю  и постоянно езжу на гастроли, принимаю участие в симпозиумах, фестивалях, даю сольные концерты. Я вот на днях был в Петербурге, потом в Смоленске, поменял багаж и полетел в Краснодар, затем к вам, потом Бухарест — вот такая  у меня жизнь.
Я ведь в первую очередь артист. Для меня выход на публику - это каждый раз экзамен, и на этот экзамен я напрашиваюсь сам, естественно,  из эгоистических соображений, мне хочется удержать своих старых поклонников и приобрести новых, выступая в разных залах.
Я очень обрадовался, узнав  что ставропольцы помнят мой визит сюда в 1976-м году. 
– Правда, что вы и не мечтали быть композитором?
– Да,  я всерьез увлекался игрой на виолончели. А дальше уже было трудно определиться, чему больше уделять  внимание  – виолончели или сочинению музыки. Но в выбор  вмешалась судьба: у меня парализовало левую руку.  Играть на виолончели я больше не мог и  решил профессионально заниматься композицией,  поступил в консерваторию. Так и стал композитором.
– Писать сейчас успеваете?
– Конечно. Надо всегда совершенствоваться, композитор - профессия очень сложная, ею  нужно владеть в совершенстве. Я считаю,  что получил прекрасное образование. 
– Как рождаются такие чудесные, красивейшие  мелодии?
 Я понял: чтобы написать красивую музыку, нужно идти от обратного, то есть  понять,  как писать не нужно! Вот и все. Никто тебя не научит сочинять мелодии: если ты не чувствуешь ритм,  гармонию, ни один даже самый талантливый профессор тебе не поможет.
Вообще, я терпеть не могу правила. Уроки студентам нужны  для того,  чтобы научиться мыслить, знать азы, а не для того, чтобы тупо им следовать. 
– Я знаю, что, кроме великолепнейшей музыки, вы еще и литературным творчеством увлекаетесь...
– Да, у меня вышло четыре книги: две изданы в Москве и  две в Бухаресте. Это новеллы о моей жизни.
– Автобиография?
 Нет, что вы! Я не занимаюсь подобной ерундой. Одна новелла о моем песике Джои и его собачьих делах. Эта книга издана в Петербурге,  там есть и мои рисунки. Бывает,  пишу размышления о жизни, есть новеллы о женщинах. В общем,  масса тем. Мой жизненный принцип - идти за солнцем, за светом.  И солнце для меня всегда восходящее. 
– Есть какие-то творческие табу, чего вы не можете себе позволить?
 Халтуру. Ни себе, ни другим я этого не прощаю. Считаю,  что меня должны окружать профессионалы. Творчество помогает идти по жизни, через музыку я как бы очищаюсь.... 
 Иногда накопится и душевная усталость, и  обида,  и раздражение, и когда все эту грязь из себя  вычистишь через музыку, через литературу,  становится очень легко. 
– Сейчас вы пишете музыку к фильмам?
 Конечно. Только что закончилась запись для фильма режиссера Александра Семенова «Рябиновый вальс».   Начинаю сочинять мелодии к картине «Про золотую рыбку». Это добрая сказка,  и я работаю с удовольствием.
Музыка для кино - это, можно сказать, счастливый случай для композитора. Сегодня написал, а через месяц она звучит на экранах. В кино можно испробовать все музыкальные жанры и направления: и эстраду, и симфоническую музыку, и хоровую. 
– Хотели бы заняться преподавательской деятельностью, набрать курс?
 Я уже этим занимался в молодости. И  преподавал, и написал учебник по теории музыки. Я понял, что нужно выбрать что-то одно:  либо преподавать, либо сочинять музыку. Как я говорил,  халтурить я не умею. 
– Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» пользовался бешеной популярностью. Вас как его автора наверняка поклонницы рвали на части...
 Что вы, я не избалован популярностью. Я человек закадровый. В лицо меня знают не многие. К тому же я человек закрытый и поклонниц к себе близко не подпускаю. Я человек избирательный в общении.  
– Расскажите о своей семье...
 Не знаю, что и рассказывать. Можно сказать, я пожертвовал семьей  ради творчества, карьеры. Семья вроде как есть, но жили мы всегда отдельно. Да и сейчас жена, дочка и внук живут в Кишиневе, а я  в Москве. У меня прекрасная дочь, по моим стопам она, к сожалению, не пошла. Стала режиссером телевидения. Сейчас она гостит у меня в Москве, вот вернусь с «Музыкальной осени» и смогу наконец-то с ней пообщаться. Мы давно не виделись.

 

Беседовала 
Элла ДАВЫДОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий