На юбилейном фестивале «Музыкальная осень Ставрополья» побывал один из самых прославленных композиторов современности маэстро Евгений Дога
Поистине всенародным любимцем его сделала музыка, написанная к картине режиссера Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по повести Антона Чехова «Драма на охоте». Фильм имел тогда феноменальный успех, но не меньшим успехом пользовался и вальс из него.
Прошло уже больше 30 лет с момента выхода картины на экраны, но музыку эту не забыли, и многие новобрачные до сих пор предпочитают маршу Мендельсона вальс Доги...
Но кроме этого Евгений Дмитриевич сочинил больше 40 вальсов и музыку к 200 картинам, среди которых «Табор уходит в небо», «Мария, Мирабелла», «Одиноким предоставляется общежитие», «Портрет жены художника», «Анна Павлова», «Королева Марго».
Также он писал музыку к драматическим спектаклям и сериалам. На его счету балеты, симфонии, вокальные циклы и струнные квартеты. Дога – автор музыки к песням, которые исполняли настоящие звезды эстрады: София Ротару, Надежда Чепрага, Эдита Пьеха, Лариса Долина, Алла Пугачева.
Евгений Дога - автор музыкального сопровождения открытия и закрытия «Олимпиады-80» в Москве. Композитор стал почетным гражданином Кишинева, действительным членом Академии наук Молдовы, заслуженным деятелем искусств Молдовы. Его имя присвоено одной из музыкальных школ. Он обладатель Государственной премии СССР, Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов, кавалер ордена Республики Молдовы, золотой медали «Человек - 2000» (США) и прочая, и прочая, всего и не перечислишь.
Его концерты проходили в самых больших концертных залах СССР: Дворце съездов, ГЦКЗ «Россия», Колонном зале Дома союзов в Москве, национальном дворце «Октомбрие» в Кишиневе и многих других.
Музыкальное образование Евгений Дога получил в кишиневском музучилище, по классу виолончели, потом – в консерватории. Тайком придумывал мелодии и записывал в нотную тетрадь. О том, что он что-то сочиняет, стало известно в 50-х годах. Параллельно с учебой Евгений работал в оркестре Молдавского радио.
На Ставрополье Евгений Дмитриевич впервые попал 33 года назад, запомнились ему наши зрители своей теплотой и открытостью, а еще артист с улыбкой вспоминает, как приходилось выталкивать из грязи автобусы пазики, на которых Дога вместе с другими артистами ездил по селам Ставрополья.
Об этих и других интересных фактах из своей жизни Евгений Дога рассказал в интервью корреспонденту «Открытой».
– Евгений Дмитриевич, вы часто принимаете участие в подобных фестивалях или сделали исключение для Ставрополя?
– Постоянно, несмотря на свой солидный возраст (в этом году мне исполнилось 72 года). Дома я почти не бываю и постоянно езжу на гастроли, принимаю участие в симпозиумах, фестивалях, даю сольные концерты. Я вот на днях был в Петербурге, потом в Смоленске, поменял багаж и полетел в Краснодар, затем к вам, потом Бухарест — вот такая у меня жизнь.
Я ведь в первую очередь артист. Для меня выход на публику - это каждый раз экзамен, и на этот экзамен я напрашиваюсь сам, естественно, из эгоистических соображений, мне хочется удержать своих старых поклонников и приобрести новых, выступая в разных залах.
Я очень обрадовался, узнав что ставропольцы помнят мой визит сюда в 1976-м году.
– Правда, что вы и не мечтали быть композитором?
– Да, я всерьез увлекался игрой на виолончели. А дальше уже было трудно определиться, чему больше уделять внимание – виолончели или сочинению музыки. Но в выбор вмешалась судьба: у меня парализовало левую руку. Играть на виолончели я больше не мог и решил профессионально заниматься композицией, поступил в консерваторию. Так и стал композитором.
– Писать сейчас успеваете?
– Конечно. Надо всегда совершенствоваться, композитор - профессия очень сложная, ею нужно владеть в совершенстве. Я считаю, что получил прекрасное образование.
– Как рождаются такие чудесные, красивейшие мелодии?
– Я понял: чтобы написать красивую музыку, нужно идти от обратного, то есть понять, как писать не нужно! Вот и все. Никто тебя не научит сочинять мелодии: если ты не чувствуешь ритм, гармонию, ни один даже самый талантливый профессор тебе не поможет.
Вообще, я терпеть не могу правила. Уроки студентам нужны для того, чтобы научиться мыслить, знать азы, а не для того, чтобы тупо им следовать.
– Я знаю, что, кроме великолепнейшей музыки, вы еще и литературным творчеством увлекаетесь...
– Да, у меня вышло четыре книги: две изданы в Москве и две в Бухаресте. Это новеллы о моей жизни.
– Автобиография?
– Нет, что вы! Я не занимаюсь подобной ерундой. Одна новелла о моем песике Джои и его собачьих делах. Эта книга издана в Петербурге, там есть и мои рисунки. Бывает, пишу размышления о жизни, есть новеллы о женщинах. В общем, масса тем. Мой жизненный принцип - идти за солнцем, за светом. И солнце для меня всегда восходящее.
– Есть какие-то творческие табу, чего вы не можете себе позволить?
– Халтуру. Ни себе, ни другим я этого не прощаю. Считаю, что меня должны окружать профессионалы. Творчество помогает идти по жизни, через музыку я как бы очищаюсь....
Иногда накопится и душевная усталость, и обида, и раздражение, и когда все эту грязь из себя вычистишь через музыку, через литературу, становится очень легко.
– Сейчас вы пишете музыку к фильмам?
– Конечно. Только что закончилась запись для фильма режиссера Александра Семенова «Рябиновый вальс». Начинаю сочинять мелодии к картине «Про золотую рыбку». Это добрая сказка, и я работаю с удовольствием.
Музыка для кино - это, можно сказать, счастливый случай для композитора. Сегодня написал, а через месяц она звучит на экранах. В кино можно испробовать все музыкальные жанры и направления: и эстраду, и симфоническую музыку, и хоровую.
– Хотели бы заняться преподавательской деятельностью, набрать курс?
– Я уже этим занимался в молодости. И преподавал, и написал учебник по теории музыки. Я понял, что нужно выбрать что-то одно: либо преподавать, либо сочинять музыку. Как я говорил, халтурить я не умею.
– Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» пользовался бешеной популярностью. Вас как его автора наверняка поклонницы рвали на части...
– Что вы, я не избалован популярностью. Я человек закадровый. В лицо меня знают не многие. К тому же я человек закрытый и поклонниц к себе близко не подпускаю. Я человек избирательный в общении.
– Расскажите о своей семье...
– Не знаю, что и рассказывать. Можно сказать, я пожертвовал семьей ради творчества, карьеры. Семья вроде как есть, но жили мы всегда отдельно. Да и сейчас жена, дочка и внук живут в Кишиневе, а я в Москве. У меня прекрасная дочь, по моим стопам она, к сожалению, не пошла. Стала режиссером телевидения. Сейчас она гостит у меня в Москве, вот вернусь с «Музыкальной осени» и смогу наконец-то с ней пообщаться. Мы давно не виделись.
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА
Добавить комментарий