Поиск на сайте

 

 

Известный на весь мир пианист рассказал корреспонденту «Открытой», что к своему успеху он шел долго и упорно

 

В начале января в Кисловодске состоялось грандиозное музыкальное событие: в рамках фестиваля «Рождественские встречи на Водах» ставропольскую землю посетили великолепные музыканты:  саксофонист Георгий Гаранян,  пианист Денис Мацуев и заслуженный деятель искусств, ведущий канала «Культура» Святослав Бэлза. 
 Этот концерт в зале государственной филармонии на КМВ теперь можно считать историческим, ведь это последнее выступление на большой сцене народного артиста России, выдающегося джазиста, педагога Георгия Арамовича Гараняна. В новогодний Кисловодск  музыкант приехал вместе с женой Нелли Закировой.  Маэстро присутствовал  на пресс-конференции и выглядел превосходно. И поэтому все видевшие его были шокированы, когда через несколько дней услышали: Гаранян скоропостижно скончался - остановилось сердце...
Денис Мацуев приехал в город солнца и нарзана за несколько дней до выступления, чтобы отрепетировать и как следует подготовиться к концерту «Новогодняя импровизация» - так его назвали мастера сцены. Билеты, стоившие весьма недешево, были раскуплены курортной публикой задолго до выступления. 
«Новогодняя импровизация» стала настоящим праздником для истинных ценителей музыки. Профессионалы потрясли публику: классические произведения исполнялись в джазовой манере, джаз – в классической. Программу можно назвать  эксклюзивной,  поскольку таким составом музыканты собираются очень редко.
Денис Мацуев  на сегодняшний день один из самых успешных классических музыкантов не только в России, но и в мире. Его концерты проходят  в самых прославленных залах Нью-Йорка и Вены, Парижа и Милана, Лондона и Вашингтона.  Корреспонденту «Открытой» удалось побеседовать с прославленным пианистом Денисом Мацуевым.

 

- Денис, вы первый раз на Кавказе?
- Первый, и очень рад, что наконец-то сюда доехал. Я выступал уже во всех крупных городах России, а на Ставрополье не был. Я люблю играть в России. Наша публика - самая родная, а с другой стороны - самая «тяжелая». Нужно ее вначале завоевать, только потом она тебе начнет аплодировать. За рубежом люди более легкие на подъем.
Я придаю особое значение моим сольным концертам в России, несмотря на не самые лучшие для этого условия: имею в виду прежде всего наши залы  – это огромная проблема, в России не строится новых концертных залов. Они вызывают сожаление, и инструменты не в лучшем состоянии, но я закрываю на это глаза, потому что самое важное – это атмосфера, эмоциональный настрой,  который царит на концертах.   
- Как вам зал в Кисловодске?
- Понравился, и зал, и город,  я впервые  на Северном Кавказе. Здесь чудесно. Замечательно, что в Кисловодске возрождают исторические традиции празднования Рождества, когда на Кавказ приезжали с выступлениями мастера мировой сцены. Сюда хочется приезжать, здесь витают великие тени Скрябина, Шаляпина, Кшесинской. Я рад, что принимаю участие в обновленном фестивале «Рождественские встречи на Водах». 
Кисловодск - город небольшой, но очень уютный, здесь потрясающий чистый  горный воздух. Гуляю по парку - не могу надышаться.  
Я был недавно в Америке, играл с филармоническим оркестром  штата Цинцинатти, так вот,  этот оркестр на грани банкротства. В Америке сейчас очень тревожная ситуация, посещаемость концертов упала на 60-70 процентов, залы почти пустые. У нас же публика ходит на концерты. Очень приятно, что сегодня в зале не будет свободных мест и люди просят продать билеты на приставные стулья. 
- Расскажите о фестивале «Крещендо», вашем детище...
- Я руководитель и организатор фестиваля «Крещендо»,  который открывает новые имена  молодых исполнителей. Мы даем им возможность играть с оркестром, выступать с камерной программой. В советские времена существовала система распределения,  выпускник знал, куда он пойдет.  Сейчас этого нет. Загляните в музыкальные школы - и вы поймете, что ситуация там ужасная. Учить новое поколение некому. Наши педагоги сейчас активно уезжают в Китай. Преподавание в частных китайских музыкальных школах намного выгоднее, чем в российских.  А как им не уезжать, если зарплата педагога в Центральной музыкальной школе - одной из самых лучших и самых знаменитых в мире - до недавнего времени составляла 4 тысячи рублей?! Это не беда даже, это позор!
Каждый год из Московской, Санкт-Петербургской консерваторий выходят сотни выпускников, среди них много настоящих талантов. Но, отучившись, они оказываются у разбитого корыта. А большинство завязывает с этой профессией, хотя потратили  на нее много лет... 
Вообще же беда нашей профессии в том, что в ней не существует точного рецепта достижения успеха. 
Среда – самое важное для музыканта. Есть творческая летняя школа в Суздале, занятия в которой проходят уже 15 лет. Там дети занимаются с ведущими профессорами московской, питерской консерваторий. Поддерживать эти проекты  для меня дело чести. Цель фестиваля «Крещендо»  – оградить, огранить таланты. 
- Как вы подбираете репертуар для исполнения? Учитываете вкусы публики?
- Конечно. Приходит много писем, в том числе по Интернету, с просьбами исполнить то или иное произведение. Безусловно, я учитываю пожелания и импресарио, и директоров фестивалей, и директоров оркестров. Но ты должен играть именно то, во что можешь проникнуть до конца. Если бы меня спросили два года назад, хочу ли я сыграть Второй концерт Брамса с Нью-Йоркским или Венским филармоническим оркестром, я бы сказал «нет», потому что не свой концерт я бы не стал играть. Не стал бы рисковать даже с самым великим оркестром, я играю то, что пережил. 
- Как вам удается давать так много концертов? 
- Когда я смотрю на график своих поездок, мне плохо становится. Конечно, временами  организм дает сбои, но я  заряжаюсь, когда выхожу на сцену, все невзгоды, вся хандра, болезненное состояние уходят. Когда ты не очень хорошо себя чувствуешь, концерт – это то, что тебе нужно. Та энергия, которая идет от зала, - самое лучшее лекарство, в особенности с нашей публикой.
- Вы с удовольствием посещали в детстве музыкальную школу, ведь частенько детей туда чуть ли не ремнем загоняют?
- С детства помню, что мне нравилось выступать: в домашней обстановке или на  концерте в музыкальной школе. Я знал, что могу захватить аудиторию. Но сам процесс занятий для меня был сродни аду. Я считаю, если  у ребенка есть музыкальный слух, хорошие данные, нужно заставлять его заниматься, даже если не хочет. Я тоже не хотел заниматься, но видите,  что получилось...
- Правда, что родители вам очень помогли в становлении карьеры?
- Когда я уезжал из своего родного Иркутска, родители бросили все  и отправились со мной в Москву. С тех пор они всегда со мной, мой успех – это в основном их заслуга, и я этим очень дорожу. Бабушка даже продала свою квартиру, чтобы мы могли  первое время  снимать жилье в Москве.
Родители в Иркутске были известными людьми.  На папе, к примеру, держалась вся музыкальная жизнь города. Но они ради моей карьеры переехали в Москву, в однокомнатную квартиру, где соседом у нас был пьяница. 
Я занимался на очень плохом пианино «Тюмень». Когда японцы после моей победы на Международном конкурсе имени Чайковского приехали снимать обо мне фильм и увидели, на чем я занимался,  решили, что я их обманываю: на таком допотопном инструменте, по их мнению, таких успехов добиться просто невозможно. 
Меня сильно раздражает, когда некоторые журналисты называют меня Золушкой с Байкала. Типа  никому не известный улыбчивый сибирский парень ростом под два метра и с копной кудрявых волос становится принцем, выигрывает конкурс имени Чайковского и на следующее утро просыпается знаменитым на весь мир. Если бы в действительности все было так пресно и правильно, жизнь была бы невыносимо скучна.
- Вы все время в разъездах по миру, отдыхать удается хоть иногда?
- Отпуска у меня нет, если ты выбрал профессию концертирующего пианиста, ты должен играть. Я так долго шел к успеху, что дорожу каждым из них. Из-за постоянных переездов у меня накапливается сильная усталость. Избавиться от нее помогают друзья детства из Иркутска. Мы собираемся всей компанией на озере Байкал, ходим в баню, паримся, ныряем  в прорубь. Это те моменты счастья, которыми я очень дорожу. Если я не побываю на Байкале, в тайге, которая обладает уникальной энергетикой, концертный сезон может не сложиться, поэтому на отдых время всегда нахожу.

 

Беседовала Элла ДАВЫДОВА
Кисловодск-Ставрополь



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий