Поиск на сайте

Народный артист России, солист Ставропольской филармонии, держит себя в «железных рукавицах» и похудел на 20 килограммов

 

Зрители Ставропольской государственной краевой филармонии прекрасно знают замечательного артиста Бориса Бруснева. Его прекрасный голос радует всех почитателей оперного искусства уже много лет. В июле Борису Алексеевичу президент Путин присвоил звание народного артиста России. Поздравить знаменитого ставропольского баритона с присуждением высокого звания, а заодно и поговорить о жизни с певцом поспешила корреспондент «Открытой».

 

- Борис Алексеевич, тяжело вам далось звание «народного»?
- Вы знаете, может быть, вам покажется странным или неискренним, но я не ставил перед собой задачу получать те награды, которые имею. Я трудоголик – работаю, работаю и работаю. Поэтому считаю, что особо не напрягался, чтобы получить звание.
Документы мои два года лежали на утверждении. Я даже директора филармонии убеждал: «Не надо мне звание давать!» Все удивлялись этой моей просьбе. Ведь что такое «звание»? Это же еще как минимум на три планки выше свой профуровень поднимать надо. Когда тебя объявляют: «Народный артист России», ты же должен соответствовать этому званию. Но, видимо, мои труды даром не пропали, и руководство края их оценило, а сам я за званиями никогда не гонялся.
- Чистым искусством жить получается?
- Что вы! Зарплаты на две недели максимум хватает. Спасибо филармонии и министерству культуры края, они за звания сделали надбавку. А так приходится подрабатывать, но я не жалуюсь. Мне повезло – я руковожу детским музыкальным театром, созданным на базе Ставропольского института им. Чурсина и получаю от этой работы колоссальное удовольствие. Занимаются у меня дети в возрасте от 5 до 12 лет.
- Говорят, что вы принимаете в театр даже ребят, обделенных слухом и голосом?
- Принимаю. Для меня главный критерий – желание учиться. Практически ни у кого из ребят не было даже начальных музыкальных навыков. Зато обнаружилось колоссальное желание петь, поэтому мы никого не отсеивали. Я под свою ответственность взял в наш театр мальчика, который заикался. Могу похвастаться: после года занятий ребенок не только перестал заикаться, но и начал прекрасно петь.
Я просто убежден, что музыкальный слух можно развить у любого человека. Упорная, кропотливая работа приносит свои благодарные плоды без всяких специальных методик.
- Я знаю, что вы коренной ставропольчанин. Необычную вы выбрали профессию для сельскохозяйственного края...
- Необычную - не то слово. Особенно, если учесть, что моя мама обыкновенная крестьянка из села Надежда, которая осталась одна с семью детьми на руках - отец погиб на войне. Представьте, как ей тяжело пришлось - поднимала всех нас одна! Моему желанию «идти в артисты» она не препятствовала. Сказала только: «Если станешь певцом, то будь самым лучшим!»
- Работу сразу нашли?
- Я закончил вокальное отделение Саратовской консерватории за четыре года, в то время, когда другие учатся там по шесть лет. Раньше устраивались смотры-конкурсы, их называли «вокальные базары», где выпускники консерваторий могли показать, так сказать, «товар лицом». На эти конкурсы приезжали главные дирижеры оркестров, директора филармоний и оперных театров. Они искали молодых специалистов. Могу вам сказать, что хорошие вокалисты никогда без работы не оставались. Я произвел впечатление на многих присутствующих на смотре-конкурсе, исполняя романсы Чайковского.
 Предложений было много, но я выбрал Брянскую государственную филармонию. Тогда мне платили 13 рублей за концерт, это были большие деньги! Там я проработал 7 лет и все у нас было хорошо, но тут пришла весть о том, что сильно заболела мама. Я ее очень любил и почитал, поэтому, не раздумывая, вместе с семьей вернулся в Ставрополь, бросив «тепленькое местечко». Мама прожила полтора месяца и умерла.
- Вы не решились снова вернуться в Брянск?
- Я мог не только в Брянск вернуться, у меня было много предложений, в том числе и в Москве. Я решил, что раз приехал в Ставрополь, здесь уже останусь окончательно.
- Но ведь мечта любого артиста уехать в Москву, а у вас и предложения были...
- Там сначала нужно было несколько лет по общагам скитаться, к тому же без семьи и детей. А лично для меня это неприемлимый вариант. Если бы был холостым – уехал бы без раздумий! Честно признаюсь, для меня на первом месте всегда стояла семья, а уже потом карьера.
Человек, который мне сулил помощь в Москве, был просто шокирован моим отказом от столичной карьеры. Я ему ответил: «Я не могу бросить своих сыновей, я сам без отца рос! Такой участи моим пацанам не желаю, семья должна быть полноценной! Не хочу, чтобы мои дети жили с матерью, а я мотался по миру». На что он мне в сердцах крикнул: «Ну тогда вся твоя карьера будет в Пырловках да Курносовках проходить!» «Зато я с женой и детьми останусь», - ответил я и... остался в Ставрополе. Как видете, здесь мои таланты тоже со временем оценили.
- То есть вы не жалеете ни о чем...
- Абсолютно не жалею. Моя жизнь удалась на сто процентов. К тому же в Москве такая конкуренция колоссальная, отношения в коллективах ужасные: постоянные козни, сплетни, интриги. Здесь тоже не без конфликтов, но, как говорят, «зубы помельче». Мой друг из Киева переехал в Москву, так его там довели до инфаркта и он умер в 42 года.
- Что, на ваш взгляд, является самым важным составляющим успеха оперного артиста?
- Я благодерен Богу за то, что он дал мне голос. Но над ним необходимо было долго и упорно работать. Кроме того, оперный певец должен быть всесторонне развитым человеком. Он должен разбираться в живописи и литературе, быть интересным собеседником, эрудированным человеком. Все это требует постоянной работы над собой.
На одних только природных данных далеко не уедешь. Выражаясь образно, я не стану вторым Паганини, даже если мне подарят скрипку Страдивари. Она важна, но в то же время не стоит и переоценивать ее значение. Куда важнее для успеха невидимый миру каждодневный труд артистов. Очень важны и хорошие педагоги. Мне повезло с учителями - Александр Иванович Быстров, мой консерваторский преподаватель, дал мне очень много.
- Многие оперные дивы, например, Монсерат Кабалье, Лучано Паваротти – люди внушительного телосложения, а вы стройны и подтянуты...
- Оперные певцы много спят и едят. Вот Паваротти почивает по 12 часов в сутки, говорит: «Чтобы беречь голос, нужно много отдыхать». А у меня лично с 1973 года «железный режим» – каждый день зарядка, холодный душ и умеренная еда. Мне достаточно пары бутербродов на завтрак, на обед половник борща, а на ужин кефирчику стаканчик. Вот весь мой рацион.
Когда-то я себя так распустил, что весил аж под 100 килограммов. Тяжело было, не передать! Но потом скинул больше 20 килограммов. Прекрасно себя чувствую, даже в пургу и метель в пруду купался. Сейчас мне 67 лет, а бодрости и энергии во мне, как в юные годы!
- На сегодняшней эстраде вам кто-нибудь импонирует?
- Да ну что вы! Кто там может нравиться? Я читал в столичной газете материал о том, что когда на одном из концертов, в котором участвовали все наши так называемые суперзвезды, сломалась аппаратура, так единственный, кто вышел к публике и пел без микрофона – Лев Лещенко. Вот за это я его уважаю. Раньше какие кумиры были – Николай Гуляев, Дмитрий Гнатюк, Эдуард Хиль, Борис Штоколов - величайшие мастера.
А сейчас все наши звезды шепчут, а не поют. Можно сказать, что это «голые короли». Парадокс заключается еще и в том, что эти однодневки за концерт берут по 30 тысяч долларов, а народные артисты России получают 5-6 тысяч рублей в месяц. Это же возмутительно!
- Вы преподаете в детском музыкальном театре, а своих детей тоже музыке обучили?
- Сыновья наотрез отказались идти по моим стопам. Они занимаются менеджментом, выучились в экономических вузах. Старший не женат, и я расстраиваюсь по этому поводу. Все-таки как бы там ни было, но семейная жизнь призывает человека к серьезному отношению к жизни. Надо отвечать за детей, за семью, а холостой что? Друзья, друзья.
Младший, Сашка,- женат. Уже внучку подарил, Настюху, – ух, какая девчушка музыкальная! Только мелодию услышит - сразу танцует. Вот ее я постараюсь сделать настоящей оперной примой, потому что вижу, что задатки хорошие есть.
- Когда вы порадуете нашу публику своим сольным концертом?
- Ближайшее мое выступление будет 1 октября на ежегодном фестивале «Музыкальная осень Ставрополья». А к ноябрю готовлю большой сольный концерт. Хочу спеть просто красивые песни, которые я исполнял за всю свою долгую творческую карьеру. Так что жду всех в зрительном зале!
 

Беседовала
Элла  ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях